Реклама на retail.ru
Здесь может быть
Ваша реклама
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Здесь может быть Ваша реклама
ПодробнееПоделиться
Фактор розницы
По мнению участников рынка, проникновение факторинга в отечественную розничную торговлю не превышает 25-30% от оборота платежей ритейлеров в адрес поставщиков. С точки зрения объемов этого сегмента, по оценке генерального директора факторинговой компании «Лайф» Александра Карелина, примерно те же 30% от оборота рынка факторинга приходятся на сетевой ритейл.
«Факторинг для ритейла сегодня уже не является чем-то новым и непонятным, – рассказывает заместитель председателя правления банка »Возрождение« Людмила Гончарова. – По нашей практике можно сказать, что рынок ритейла поворачивается лицом к факторингу».
Хотя, по словам начальника управления факторинга Альфа-банка Леонида Култыгина, еще пару лет назад ситуация была в корне иной: факторам приходилось доказывать эффективность продукта и его многочисленные преимущества перед кредитом или овердрафтом.
Сейчас же ритейлеры в большинстве своем знакомы с продуктом. Более того, крупный сетевой ритейл уже готов конкурировать с факторами, обдумывая возможности предоставления аналогичных услуг. Однако наши эксперты сомневаются, что им удастся создать полноценные факторинговые структуры. Для этого не хватает опыта, технологий, не говоря уже о сложностях с антимонопольным законодательством.
«Поскольку основные ритейлеры имеют хорошее финансовое состояние, высокие кредитные рейтинги и огромное количество поставщиков с отсрочкой платежа, нуждающихся в финасировании, для факторов это очень интересный сегмент рынка, – говорит заместитель начальника управления факторинга Юникредит Банка Геннадий Золкин. – Но некоторые крупные поставщики факторингом пользуются не очень охотно или не пользуются вообще ввиду возможности привлечения недорогого прямого финансирования без усложнения схем документооборота, что неизбежно при факторинге».
С тем, что в целом факторинг достаточно популярный и известный инструмент, используемый для финансирования поставок в сети, согласна и начальник отдела проведения факторинговых операций Московского кредитного банка Елена Старцева. Правда, несколько негативно на работу по факторингу со многими поставщиками повлияло вступление в силу в прошлом году закона о торговле. «В основном, от факторинга отказались поставщики продуктов питания с короткими сроками реализации продукции и отсрочкой платежа в среднем до двух недель, – поясняет Елена Старцева. – При этом поставщики с более длительной отсрочкой (от 30 дней) продолжают активно использовать факторинг».
Одним из наиболее удобных факторинговых продуктов для сетей заместитель председателя правления НФК Корнелиу Робу считает закупочный факторинг c финансированием в размере 100% и электронным документооборотом. Данный продукт позволяет соблюдать паритет интересов: сеть получает отсрочку, а поставщик – оплату по факту. Кроме того, в рамках закупочного факторинга НФК, например, может выкупать дебиторскую задолженность поставщика.
Самой же распространенной в ритейле факторинговой схемой Елена Старцева называет факторинг с регрессом. В последнее время, по ее словам, заметно увеличение количества предложений факторинга без права регресса. В дальнейшем его доля будет только возрастать, особенно если сети станут в целом лояльнее к факторингу.
«Сети к безрегрессному факторингу относятся все еще настороженно, считают, что часть риска по платежам должна все равно оставаться на поставщике», – объясняет Александр Карелин. Также, по мнению эксперта, набирает обороты «скрытый» факторинг, при котором торговая сеть не подписывает уведомления. Но такая схема связана с повышенным риском и она не самая распространенная в данном сегменте, и, как правило, связана с тем, что торговая сеть принципиально не работает по схеме факторинга и не подписывает уведомления. «Это некая политика торговой сети в работе с поставщиком, желание полностью контролировать своего поставщика и не терять рычаги давления на него», – отмечает Александр Карелин.
В пользу факторинга с регрессом высказывается и Леонид Култыгин. Его популярность он объясняет относительно низкой стоимостью, поскольку риск полной или частичной неоплаты поставок ритейлером поставщик принимает на себя. «Это означает, что, когда торговая сеть не платит в срок, вступает в силу так называемый период ожидания, в течение которого, как правило, происходит процесс урегулирования и погашения дебиторской задолженности, – уточняет эксперт. – По истечении периода ожидания, если сеть не расплатилась или расплатилась не полностью, наступает так называемый регресс, означающий, что обязательства ритейлера перед банком переходят к поставщику, который выплачивает фактору разницу между суммой уступленного денежного требования и суммой фактически полученных платежей».
В свою очередь, Геннадий Золкин делает ставку на реверсивный факторинг, когда фактор устанавливает лимит на дебитора (ритейлера), в рамках которого осуществляется потоковое финансирование поставщиков по упрощенной процедуре и невысокой ставке при условии сплошной верификации поставок.
Каким образом факторинговые компании взаимодействуют с ритейлерами и поставщиками? «Если говорить о нашем банке, то мы ставим перед собой задачу, финансируя бизнес клиента, встраиваться в текущий сложившийся порядок его документооборота с дебиторами, – рассказывает зампред банка »Возрождение« Людмила Гончарова. – С дебиторами-ритейлерами мы взаимодействуем на двух основных этапах: на стадии принятия поставщика на факторинговое обслуживание, путем подписания уведомления об уступке и на этапе ведения факторинговой сделки, путем проведения верификации поставок – сверки уступаемых поставок с системой учета поставок дебитора-ритейлера».Как считает Геннадий Золкин, для фактора очень важно иметь прямые взаимоотношения как с поставщиком, так и с ритейлером. «Идеальный вариант, когда существуют письменно закрепленные договоренности между всеми сторонами в цепочке фактор-поставщик-ритейлер, – говорит эксперт. – К сожалению, так бывает не всегда, потому что в ряде случаев ритейлеры в этом не имеют прямой заинтересованности».
В компании «Лайф», например, стараются выстраивать трехсторонние отношения между факторинговой компанией, поставщиком и сетевым ритейлером. «Заключается трехстороннее соглашение, в котором четко прописывается, на каких условиях происходят взаиморасчеты между факторинговой компанией и торговой сетью, как происходит зачет встречных прав требования, уменьшения платежей по профинансированным счетам», – объясняет Александр Карелин. Сегодня можно сказать, что это уже устоявшаяся практика работы факторов с торговыми сетями.
«При правильном использовании факторинга годовой оборот поставщика можно увеличить на 30% и более, – уверена Елена Старцева. – Поставщик должен выстраивать отношения с ритейлером, своевременно отслеживать наличие товаров в магазинах в необходимом количестве, обеспечивать мерчендайзинг товаров, участвовать в рекламно-маркетинговых мероприятиях по продвижению своей продукции и т.д.»
Рост оборота поставщика зависит от трех основных составляющих – возможного роста объема закупок, возможного роста объема поставок либо возможного роста объема производства и, разумеется, возможного роста заемного капитала, который обеспечит бизнес ресурсами. Роль факторинга в этой связи в том, чтобы поддержать растущий бизнес ресурсами, и это у данного инструмента получается наилучшим образом. Кроме того, предлагая своим покупателям существенные отсрочки, поставщик становится конкурентнее и, следовательно, способнее к росту продаж.
«Если говорить о конкретных примерах, в нашей практике встречаются случаи, когда за год выручка увеличивается в несколько раз, например, в два или даже в четыре раза, – рассказывает Людмила Гончарова. – Конечно, процесс роста выручки за счет факторинга не может быть бесконечным ввиду ограничений самого бизнеса. Точнее сказать, выручка, как правило, будет прирастать, но именно прирост выручки в динамике может снижаться за счет иных ограничений».
Согласен с коллегами и Леонид Култыгин: «Безусловно, одним из преимуществ факторинга является возможность при его использовании существенно увеличить оборот поставщика товаров или услуг». Главная задача факторинга – обеспечить работу компании таким образом, чтобы, предоставляя отсрочки платежа своим покупателям, предприятие не испытывало недостатка оборотных средств и не теряло скорости их обращения. Насколько увеличится оборот поставщика, зависит от многих факторов: от производственного цикла (для производственных компаний), от сбытовой политики, от возможностей компании эффективно расходовать средства и т.д.
«В первую очередь это зависит от продукта, с которым поставщик работает с торговой сетью; если этот продукт интересен сети и она размещает заказы и увеличивает объем закупок этого поставщика, то он может расти практически безгранично, – продолжает тему Александр Карелин. – Все зависит от базы, с которой стартует поставщик. Если это пока небольшой поставщик, но начинающий выходить на федеральные сети со своим уникальным продуктом, он может обеспечить себе взрывной рост продаж благодаря факторингу, и мы здесь его не будем ограничивать».
ЭКСПЕРТЫ
Людмила Гончарова , заместитель председателя правления банка «Возрождение» «Финансирование поставок в торговые сети – наиболее востребованное отраслевое направление факторинга. Это неудивительно, ведь именно розничный рынок ТНП, диктуя условия отсрочки платежа и обеспечивая значительные объемы закупок, формирует аппетит к факторингу у поставщиков. Мы рассматриваем дебиторов-ритейлеров как наиболее понятных и стабильных должников в факторинговых сделках, что позволяет предоставлять клиентам услуги факторинга на ценовых условиях, сопоставимых со стоимостью кредитных ресурсов, несмотря на трудоемкие по себестоимости процедуры, сопутствующие факторинговой сделке, – это учет дебиторской задолженности и работа с дебиторами. Сейчас мы предлагаем факторинг поставщикам торговых сетей на следующих условиях: без предоставления финансовой отчетности дебитора-ритейлера; предварительное решение в течение 1-3 дней на основе 5 документов по e-mail; лимит финансирования устанавливается с учетом планируемых объемов отгрузок; процент финансирования – до 90% от суммы поставки; срок финансирования каждой поставки с учетом истории оплат значительно превышает сроки отсрочки, установленные контрактами с сетями, и максимально составляет до 180 календарных дней; ставки сопоставимы со ставками краткосрочного кредитования. Наши ключевые преимущества – широкая филиальная сеть (164 отделения в 21 регионе) и возможность оказания услуги факторинга во всех филиалах, а также возможность одновременного предоставления клиентам полного спектра банковских услуг помимо факторинга». Максим Микульшин , начальник отдела развития факторинга Московского кредитного банка «Еще в прошлом году мы разработали специальные условия обслуживания для поставщиков торговых сетей. Они действуют в настоящий момент и предусматривают возможность финансирования до 100% от суммы поставки, отсрочку платежа до 180 дней, приоритетное рассмотрение вопроса о заключении договора факторинга и гибкий подход к определению комиссии за обслуживание. Немаловажным моментом является возможность принятия на обслуживание поставщиков, только заключивших договор поставки, без фактической истории работы. Накопленный банком опыт работы с торговыми сетями позволяет разрабатывать интересные предложения для поставщиков независимо от категории бизнеса. Нашими клиентами являются и малые предприятия, и крупный бизнес, предъявляющий свои требования к продукту. Для ускорения выплаты финансирования при большом документообороте мы готовы предоставлять услуги бездокументарного факторинга и осуществлять финансирование после предоставления реестра отгрузок и подтверждения факта поставки. Банк активно предлагает возможность работы по схеме факторинга без права регресса. В рамках этого продукта объем финансирования может доходить до 100% от суммы поставки с различными вариантами оплаты комиссии поставщиком. Для многих сетевых клиентов установлены лимиты финансирования, что позволяет существенно снизить комиссию за обcлуживание для поставщиков. В дополнение хотелось бы отметить, что потенциал у этого сегмента рынка огромный, и если отношения между ритейлерами и факторами станут более прозрачными, объемы финансирования существенно возрастут. Это, в свою очередь, принесет и неоценимую пользу ритейлерам, ведь факторинг – один из самых эффективных инструментов, позволяющих поставщикам решать задачи обеспечения бесперебойных поставок продукции, что является одним из основных условий работы с торговыми сетями». Елена Гладких , генеральный директор Русской факторинговой компании«Мы предлагаем воспользоваться уникальным продуктом – реверсивным факторингом. Эта услуга, не имеющая аналогов в России, по сути, позволяет ритейлерам получить товарный кредит от 0,5 % в месяц. Также нами разработана партнерская программа с крупными сетями по постановке ключевых поставщиков на факторинговое обслуживание в РФК на льготных условиях. Для сетевых магазинов это также очень выгодно, поскольку позволяет получить от поставщиков максимальную скидку, отсрочку платежа, расширить ассортиментный ряд, увеличить объем закупки, быть уверенным в своевременных поставках. В первую очередь такая программа актуальна для ритейлеров, которые работают с крупными брендами и производителями социально значимых товаров, продукция которых пользуется максимальным спросом у конечного потребителя и обеспечивает высокую посещаемость магазина».
Интервью
![Декоративное изображение](https://www.retail.ru/upload/iblock/f8e/4uh6f35e5mzyiks0k9k11njcuymg1ai4/anonsDanil-Ivanilov.jpg)
Данил Иванилов, Grass: «Сейчас самое удачное время для запуска новых продуктов внутри страны»
Какие ниши производитель считает перспективными, как работает с различными каналами продаж и готов ли выпускать товары СТМ?