Декоративное изображение
12 052

Поделиться

Эволюция управления мерчандайзингом: пора переходить на новый уровень

Важность выкладки очевидна любому ритейлеру. Именно поэтому сотрудники магазинов тратят немало времени на правильную расстановку товаров на полках, а затем на составление фотоотчетов. Но то, как делаются и проверяются фотоотчеты, часто похоже на «позавчерашний день» – огромное количество рутинной, непродуктивной и дорогой ручной работы.

Продолжая заниматься «стихийным» мерчандайзингом, используя устаревшие методы и инструменты, компания рискует не только потерять прибыль, лояльность покупателей, но и отстать от конкурентов, которые уже перешли на следующую ступень эволюции в организации этого процесса.

О том, как сегодня развивается мерчандайзинг в розничных сетях, рассказывает Ирина Ткачук, руководитель отдела методологии и экспертизы решений «МД Аудит».

супермаркет, сотрудник, продавец, магазин, мерчандайзер
Фото: ESB Professional/shutterstock

 

Эволюция системы управления мерчандайзингом

Рассмотрим эволюцию системы управления мерчандайзингом на примере самой видимой для покупателя части процесса – контроля товарной выкладки.

  • Первая ступень эволюции. Проверяющий лично приезжает на торговый объект и проверяет соответствие фактической выкладки планограммам.

  • Вторая ступень эволюции. Полка фотографируется сотрудником магазина, проверяющий удаленно оценивает качество исполнения планограмм по фотографии. Передача информации и коммуникация выполняются с помощью дополнительных сервисов: облачные хранилища (Яндекс.Диск, Google Drive), FTP, мессенджеры.

  • Третья ступень эволюции. Полка фотографируется сотрудником магазина, проверяющий удаленно оценивает качество по фотографии, но передача информации и коммуникация выполняются в единой специализированной системе (например, MD Audit).

  • Четвертая ступень эволюции. Процесс контроля максимально автоматизируется, человеческое участие минимизируется.

Судя по нашему опыту, в настоящее время большинство компаний находятся на второй ступени эволюции и не всегда понимают, зачем им переходить на третью. Чтобы показать такую необходимость, сравним эти две ступени. 

Критерий сравнения

Вторая ступень

Третья ступень

Автоматизация

Отсутствует

Частичная

Планирование/ постановка задач на выполнение фотоотчетов

Выполняется мерчандайзером вручную на всю сеть с использованием сторонних приложений (почта, календари, мессенджеры и др.)

Планирование/постановка задач на проведение фотоотчетов выполняется системой автоматически

Уведомления о новой задаче на выполнение фотоотчета

Отсутствуют

Автоматически уведомляется каждый исполнитель задачи на выполнение фотоотчета. Возможна гибкая настройка адресности уведомлений

Трудозатраты по выполнению фотоотчетов сотрудником магазина

Значительные (сделать фотографии, уменьшить размер фотографий до необходимого, сохранить в нужном формате, создать архив, загрузить архив во внутреннее хранилище)

Минимальные (фотография делается в мобильном приложении и автоматически загружается в облачное хранилище в нужном размере и формате)

Систематизация фотографий от магазинов

Отсутствует

Структурированный каталог по каждому магазину с возможностью поиска

Каналы коммуникации между сотрудником магазина и проверяющим мерчандайзером

Коммуникация может происходить в разных каналах (мессенджеры, почта, телефон)

Коммуникация в режиме одного окна, в рамках единой системы, дополнительные инструменты не требуются

Эффективность коммуникаций между сотрудником магазина и проверяющим мерчандайзером

Низкая (легко теряются причинно-следственные связи в рамках коммуникаций по фотоотчетам)

Высокая (причинно-следственные связи в рамках коммуникаций по фотоотчетам последовательно сохраняются)

Контроль достоверности фотографий

Отсутствует (исполнитель может прислать фотографию, сделанную в другое время)

Присутствует сценарий запрета вложения фотографии из галереи смартфона, исполнитель обязан делать фотографию в процессе выполнения фотоотчета

Хранение фотографий

В памяти смартфона или персонального компьютера

В облачном хранилище с возможностью скачать фотоотчеты за любой период в структурированном по магазинам архиве

Эволюционируйте и оптимизируйте

Опишем подробно, как организован процесс контроля товарной выкладки на второй ступени эволюции, и покажем преимущества перехода на третью ступень на примере использования системы MD Audit и специального инструмента «Фотоотчеты».

Выполнение фотоотчетов сотрудником магазина

  • Сотрудник магазина фотографирует (иногда не вовремя, потому что отвлекся или забыл) товарную выкладку на фотоаппарат или смартфон.

  • Сотрудник магазина переносит фотографии на компьютер, изменяет их размеры до требуемых, пересохраняет в нужном формате, архивирует.

  • Сотрудник магазина загружает фотографии на сетевой диск, FTP, в облачное хранилище или отправляет в мессенджер.

Обратите внимание на объем рутинной деятельности, существенно замедляющей общий процесс. На подготовку фотоотчета для крупного магазина таким способом может уйти несколько часов.

В случае использования MD Audit этот этап выполняется в разы быстрее.

  • Сотрудник делает фотографии товарной выкладки с помощью смартфона сразу в приложении MD Audit, и они автоматически загружаются в нужном размере и формате в облачное хранилище.
Все – фотоотчет готов. Сотрудник может заниматься другими задачами.

iphone.png
iphone2.png
Рис. 1. Интерфейс мобильного приложения MD Audit. Фото: МД Аудит

 

Проверка фотоотчетов проверяющим мерчандайзером

  • Проверяющий выбирает из «общей кучи» фотографии, относящиеся к конкретному магазину.

  • Просматривает фотографии, делает текстовый комментарий, возможно, выделяет нарушение во внешнем фоторедакторе и предоставляет обратную связь исполнителю по электронной почте, в мессенджере или по телефону.

Работа проверяющего сильно осложняется отсутствием систематизации большого объема присылаемых фотографий и набора инструментов для предоставления обратной связи в рамках одного окна: внешний фоторедактор, коммуникации в разных каналах.

Хорошо, когда фотографии хранятся на сетевом диске в отдельных папках с указанием названия магазина и даты проведения фотоотчета, а если это диалог в мессенджере, то найти там нужные фотографии бывает весьма сложно. Второй момент – это отсутствие систематизации в процессе обратной связи. Переписка в почте легко может затеряться, диалог в мессенджере – тем более, а если обратная связь была дана по телефону, то про нее можно и вовсе забыть.

В системе MD Audit все фотоотчеты хранятся в структурированном каталоге, организована удобная система фильтрации для быстрого поиска нужной информации. Искать фотоотчет можно по названию, проверяемому объекту, дате, ответственному и статусу фотоотчета (новый, просроченный, в работе, закрытый).

фотоотчет-фильтры.jpg

Рис. 2. Фрагмент интерфейса веб-версии системы MD Audit. Фото: МД Аудит

 

Если необходимо сформировать претензию к фотоотчету или отдельной фотографии, проверяющий может сразу же в системе открыть встроенный фоторедактор, чтобы выделить нарушение прямо на фотографии.

фотоотчет-претензия.jpg

Рис. 3. Фрагмент интерфейса веб-версии системы MD Audit. Фото: МД Аудит

 

Все претензии к фотографиям от проверяющего мерчандайзера хранятся в отдельной вкладке «Претензии» в рамках предоставленного фотоотчета.

Достоверность фотографий

Этот момент не требует от сотрудников дополнительных временных затрат, зато содержит большие риски для компании. Сотрудники могут просто прикладывать фотографии, сделанные в другое время, и тем самым скрывать свои ошибки. В результате компания будет терять лояльность покупателей и не понимать причины снижения покупательского спроса.

При использовании MD Audit это исключено. В системе можно запретить прикладывать фотографию из галереи смартфона, таким образом исполнитель будет вынужден делать фотографию именно в момент проведения фотоотчета.

Получите финансовые выгоды на третьей ступени эволюции

Основное преимущество в использовании системы MD Audit для контроля работы с презентацией товара заключается в оптимизации временных затрат и нагрузки на персонал. Освободившееся время сотрудники магазина смогут уделять работе с покупателями, что повлечет за собой повышение уровня лояльности и объемов продаж.

Конструктивная оптимизация рабочих процессов, как известно, влечет за собой оптимизацию ФОТ, и случай перехода со второй ступени эволюции процесса мерчандайзинга на третью – не исключение.

Поднимитесь на четвертую ступень эволюции

Как вы понимаете, на третьей ступени эволюции все равно остается значительный объем ручного труда – проверку и формирование претензий выполняет человек. Но и эту часть можно автоматизировать.

MD Audit – компания-интегратор, готовая предложить комплексные решения, объединяющие продукты компаний-партнеров. Благодаря этому вы можете получить систему, которая:

  • фиксирует несоответствие фактической выкладки планограммам, используя технологию распознавания видео с камер наблюдения на базе нейронных сетей;

  • создает инцидент/задачу на устранение выявленного нарушения, обеспечивает коммуникацию между исполнителем и проверяющим, отслеживает качество и сроки устранения нарушения;

  • формирует широкоформатную аналитику по различным показателям процесса мерчандайзинга (эффективность использования полочного пространства, представленность по брендам и утилизация полочного пространства и др.).

Готовы подняться на следующую ступень эволюции вместе с MD Audit?

Retail.ru

Интервью

Декоративное изображение

Александр Злобин, Magic burger: «К 2028 году планируем нарастить сеть до 400 заведений»

За 5 лет региональная сеть выросла до 13 кафе, запустила собственное пищевое производство и планирует продавать франшизу.

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами