Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Эволюция управления мерчандайзингом: пора переходить на новый уровень
Важность выкладки очевидна любому ритейлеру. Именно поэтому сотрудники магазинов тратят немало времени на правильную расстановку товаров на полках, а затем на составление фотоотчетов. Но то, как делаются и проверяются фотоотчеты, часто похоже на «позавчерашний день» – огромное количество рутинной, непродуктивной и дорогой ручной работы.
Продолжая заниматься «стихийным» мерчандайзингом, используя устаревшие методы и инструменты, компания рискует не только потерять прибыль, лояльность покупателей, но и отстать от конкурентов, которые уже перешли на следующую ступень эволюции в организации этого процесса.
О том, как сегодня развивается мерчандайзинг в розничных сетях, рассказывает Ирина Ткачук, руководитель отдела методологии и экспертизы решений «МД Аудит».
Фото: ESB Professional/shutterstock
Эволюция системы управления мерчандайзингом
Рассмотрим эволюцию системы управления мерчандайзингом на примере самой видимой для покупателя части процесса – контроля товарной выкладки.
-
Первая ступень эволюции. Проверяющий лично приезжает на торговый объект и проверяет соответствие фактической выкладки планограммам.
-
Вторая ступень эволюции. Полка фотографируется сотрудником магазина, проверяющий удаленно оценивает качество исполнения планограмм по фотографии. Передача информации и коммуникация выполняются с помощью дополнительных сервисов: облачные хранилища (Яндекс.Диск, Google Drive), FTP, мессенджеры.
-
Третья ступень эволюции. Полка фотографируется сотрудником магазина, проверяющий удаленно оценивает качество по фотографии, но передача информации и коммуникация выполняются в единой специализированной системе (например, MD Audit).
-
Четвертая ступень эволюции. Процесс контроля максимально автоматизируется, человеческое участие минимизируется.
Судя по нашему опыту, в настоящее время большинство компаний находятся на второй ступени эволюции и не всегда понимают, зачем им переходить на третью. Чтобы показать такую необходимость, сравним эти две ступени.
Критерий сравнения |
Вторая ступень |
Третья ступень |
Автоматизация |
Отсутствует |
Частичная |
Планирование/ постановка задач на выполнение фотоотчетов |
Выполняется мерчандайзером вручную на всю сеть с использованием сторонних приложений (почта, календари, мессенджеры и др.) |
Планирование/постановка задач на проведение фотоотчетов выполняется системой автоматически |
Уведомления о новой задаче на выполнение фотоотчета |
Отсутствуют |
Автоматически уведомляется каждый исполнитель задачи на выполнение фотоотчета. Возможна гибкая настройка адресности уведомлений |
Трудозатраты по выполнению фотоотчетов сотрудником магазина |
Значительные (сделать фотографии, уменьшить размер фотографий до необходимого, сохранить в нужном формате, создать архив, загрузить архив во внутреннее хранилище) |
Минимальные (фотография делается в мобильном приложении и автоматически загружается в облачное хранилище в нужном размере и формате) |
Систематизация фотографий от магазинов |
Отсутствует |
Структурированный каталог по каждому магазину с возможностью поиска |
Каналы коммуникации между сотрудником магазина и проверяющим мерчандайзером |
Коммуникация может происходить в разных каналах (мессенджеры, почта, телефон) |
Коммуникация в режиме одного окна, в рамках единой системы, дополнительные инструменты не требуются |
Эффективность коммуникаций между сотрудником магазина и проверяющим мерчандайзером |
Низкая (легко теряются причинно-следственные связи в рамках коммуникаций по фотоотчетам) |
Высокая (причинно-следственные связи в рамках коммуникаций по фотоотчетам последовательно сохраняются) |
Контроль достоверности фотографий |
Отсутствует (исполнитель может прислать фотографию, сделанную в другое время) |
Присутствует сценарий запрета вложения фотографии из галереи смартфона, исполнитель обязан делать фотографию в процессе выполнения фотоотчета |
Хранение фотографий |
В памяти смартфона или персонального компьютера |
В облачном хранилище с возможностью скачать фотоотчеты за любой период в структурированном по магазинам архиве |
Эволюционируйте и оптимизируйте
Опишем подробно, как организован процесс контроля товарной выкладки на второй ступени эволюции, и покажем преимущества перехода на третью ступень на примере использования системы MD Audit и специального инструмента «Фотоотчеты».
Выполнение фотоотчетов сотрудником магазина
-
Сотрудник магазина фотографирует (иногда не вовремя, потому что отвлекся или забыл) товарную выкладку на фотоаппарат или смартфон.
-
Сотрудник магазина переносит фотографии на компьютер, изменяет их размеры до требуемых, пересохраняет в нужном формате, архивирует.
-
Сотрудник магазина загружает фотографии на сетевой диск, FTP, в облачное хранилище или отправляет в мессенджер.
Обратите внимание на объем рутинной деятельности, существенно замедляющей общий процесс. На подготовку фотоотчета для крупного магазина таким способом может уйти несколько часов.
В случае использования MD Audit этот этап выполняется в разы быстрее.
- Сотрудник делает фотографии товарной выкладки с помощью смартфона сразу в приложении MD Audit, и они автоматически загружаются в нужном размере и формате в облачное хранилище.
Рис. 1. Интерфейс мобильного приложения MD Audit. Фото: МД Аудит
Проверка фотоотчетов проверяющим мерчандайзером
-
Проверяющий выбирает из «общей кучи» фотографии, относящиеся к конкретному магазину.
-
Просматривает фотографии, делает текстовый комментарий, возможно, выделяет нарушение во внешнем фоторедакторе и предоставляет обратную связь исполнителю по электронной почте, в мессенджере или по телефону.
Работа проверяющего сильно осложняется отсутствием систематизации большого объема присылаемых фотографий и набора инструментов для предоставления обратной связи в рамках одного окна: внешний фоторедактор, коммуникации в разных каналах.
Хорошо, когда фотографии хранятся на сетевом диске в отдельных папках с указанием названия магазина и даты проведения фотоотчета, а если это диалог в мессенджере, то найти там нужные фотографии бывает весьма сложно. Второй момент – это отсутствие систематизации в процессе обратной связи. Переписка в почте легко может затеряться, диалог в мессенджере – тем более, а если обратная связь была дана по телефону, то про нее можно и вовсе забыть.
В системе MD Audit все фотоотчеты хранятся в структурированном каталоге, организована удобная система фильтрации для быстрого поиска нужной информации. Искать фотоотчет можно по названию, проверяемому объекту, дате, ответственному и статусу фотоотчета (новый, просроченный, в работе, закрытый).
Рис. 2. Фрагмент интерфейса веб-версии системы MD Audit. Фото: МД Аудит
Если необходимо сформировать претензию к фотоотчету или отдельной фотографии, проверяющий может сразу же в системе открыть встроенный фоторедактор, чтобы выделить нарушение прямо на фотографии.
Рис. 3. Фрагмент интерфейса веб-версии системы MD Audit. Фото: МД Аудит
Все претензии к фотографиям от проверяющего мерчандайзера хранятся в отдельной вкладке «Претензии» в рамках предоставленного фотоотчета.
Достоверность фотографий
Этот момент не требует от сотрудников дополнительных временных затрат, зато содержит большие риски для компании. Сотрудники могут просто прикладывать фотографии, сделанные в другое время, и тем самым скрывать свои ошибки. В результате компания будет терять лояльность покупателей и не понимать причины снижения покупательского спроса.
При использовании MD Audit это исключено. В системе можно запретить прикладывать фотографию из галереи смартфона, таким образом исполнитель будет вынужден делать фотографию именно в момент проведения фотоотчета.
Получите финансовые выгоды на третьей ступени эволюции
Основное преимущество в использовании системы MD Audit для контроля работы с презентацией товара заключается в оптимизации временных затрат и нагрузки на персонал. Освободившееся время сотрудники магазина смогут уделять работе с покупателями, что повлечет за собой повышение уровня лояльности и объемов продаж.
Конструктивная оптимизация рабочих процессов, как известно, влечет за собой оптимизацию ФОТ, и случай перехода со второй ступени эволюции процесса мерчандайзинга на третью – не исключение.
Поднимитесь на четвертую ступень эволюции
Как вы понимаете, на третьей ступени эволюции все равно остается значительный объем ручного труда – проверку и формирование претензий выполняет человек. Но и эту часть можно автоматизировать.
MD Audit – компания-интегратор, готовая предложить комплексные решения, объединяющие продукты компаний-партнеров. Благодаря этому вы можете получить систему, которая:
-
фиксирует несоответствие фактической выкладки планограммам, используя технологию распознавания видео с камер наблюдения на базе нейронных сетей;
-
создает инцидент/задачу на устранение выявленного нарушения, обеспечивает коммуникацию между исполнителем и проверяющим, отслеживает качество и сроки устранения нарушения;
-
формирует широкоформатную аналитику по различным показателям процесса мерчандайзинга (эффективность использования полочного пространства, представленность по брендам и утилизация полочного пространства и др.).
Готовы подняться на следующую ступень эволюции вместе с MD Audit?
Retail.ru
Интервью
Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.