ИТ-компания RDV имеет большой опыт в разработке маркетплейсов и автоматизации их бизнес-процессов. Участвовали в разработке масштабируемой модульной уникальной платформы для первого в России маркетплейса – СберМегаМаркет (ex. goods.ru). Заказать разработку нового маркетплейса можно на сайте.
Реклама на retail.ru
Здесь может быть
Ваша реклама
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Здесь может быть Ваша реклама
ПодробнееПоделиться
ERP-система против микросервисного подхода: в каком случае вы сможете запустить свой маркетплейс?
Крупные игроки в России, которые объединяют розницу, дистрибуцию, интернет-магазин, чаще всего задумываются о создании собственных маркетплейсов. Все просто: пандемия давно и активно уводит всех в онлайн, никто не хочет терять покупателей, поэтому начинают активно перестраиваться под тренды e-commerce. И у большинства таких компаний есть своя ERP-система. Первая мысль, которая их посещает, – запустить маркетплейс на текущей системе. Что является ошибкой. Из интернет-магазина или ERP-системы нельзя разработать полноценный маркетплейс: изначально должна создаваться IT-платформа (собственно, сам маркетплейс), где компания со своими собственными товарами и ERP-системой выступает таким же поставщиком, как и все остальные.
Какие системы включает в себя маркетплейс
Маркетплейс – сложная высоконагруженная IT-платформа, которую условно можно разделить на четыре основных блока: «покупатель», «продавец», «ядро и процессинг» и «финансы». Каждый из блоков содержит много мелких IT-систем, которые отвечают за конкретные функции.
Первый блок включает витрину, платежные сервисы, программы лояльности, CRM по покупателям, поддержку и колл-центр, а также различные истории клиентского опыта для выстраивания персонализированного маркетинга и грамотного общения с покупателем.
Второй блок связан с продавцами на маркетплейсах. В отличие от классического ритейла здесь важно настроить полностью автономную работу. У продавцов должен быть свой личный кабинет, выстроена работа по API, они должны наращивать ассортимент и обороты (нужны CRM и система документооборота), работая с платформой, в целом переходить полностью на автоматизированные процессы.
В третий логический блок «ядро и процессинг» входят система управления продуктами (PIM), необходимая для управления правилами заполнения данных о продукте, управления товарной иерархией, система управления заказами (OMS), готовая на лету обрабатывать большое количество транзакций, а также биллинговые процессы для решения вопросов монетизации, тарифных сеток и т.д. Завершает основу платформы четвертый блок, который включает в себя компоненты, отвечающие за финансовую сторону (бухгалтерский и налоговый учет, ЗУП, управленческий учет).
Какую концепцию и стратегию маркетплейса выбрать
Существуют две основные концепции:
-
комиссионная торговля – наиболее распространенная модель, когда маркетплейс не выкупает самостоятельно товары, а выступает агентом и берет за продажу конкретную комиссию в зависимости от категории;
-
прямой договор купли-продажи – схема, когда маркетплейс фактически является всего лишь посредником между покупателем и продавцом, которые заключают между собой договор купли-продажи.
И три основные стратегии организации витрины:
-
«1 карточка = 1 продавец», что по сути напоминает модель любого интернет-магазина и является не особо масштабируемой;
-
«1 карточка = 1 лучший продавец», где показывается только одно лучшее предложение от продавца (по ценам и другим параметрам). Например, так работает Wildberries;
-
«1 карточка = много продавцов», наиболее подходящая стратегия для создания маркетплейса открытого формата, где покупатель выбирает из множества предложений наиболее подходящий, а продавцы борются за выигрышное место в самой карточке. Например, Яндекс.Маркет до интеграции с Беру.
Чтобы не запутаться в процессе разработки, в первую очередь нужно определиться как раз с концепцией и стратегией.
Проще всего взять комиссионную схему, так как под прямые продажи нужно пилить с нуля систему взаиморасчетов. Из стратегий стоит обратить внимание на «1 карточка = много продавцов», так как есть куда развиваться. Единственная сложность здесь – разработка бэк-офиса, в который входят:
-
бухгалтерский и налоговый учет;
-
управленческий учет;
-
расчет ЗП;
-
управление персоналом;
-
отчетность;
-
документооборот.
На сегодняшний день нет готовых решений, которые можно внедрить, чтобы мгновенно запустить платформу.
С частью задач бэк-офиса справится «1С» благодаря своей гибкости и возможности масштабирования. Но в любом случае некоторые системы нужно будет дорабатывать.
Минимум на старте: системы, контент, работа с покупателем, логистика
Практика RDV показывает, что в MPV (начальную версию) стоит заложить следующие системы:
-
PIM (управление продуктами);
-
витрину (сам сайт);
-
личный кабинет продавца (MMS);
-
управление заказами (OMS);
-
управление складом (WMS).
Для старта в большинстве случаев этого вполне достаточно. Остальное будет развиваться уже в процессе, важно, чтобы архитектура маркетплейса была создана из небольших микросервисов, которые можно масштабировать.
При работе с контентом есть два варианта: подготовиться заранее, например, набрать контентщиков и заводить на сайт самим, либо купить готовый контент у специализированных компаний.
В работе с покупателями нужно сделать упор в такие системы, как:
-
витрина (лицо вашего маркетплейса) должна содержать много вариантов от разных поставщиков, чтобы заинтересовать посетителя;
-
платежные сервисы должны включать в себя несколько типов оплаты, чтобы у покупателя был выбор, что будет плюсом к удобству в работе с маркетплейсом;
-
системы поддержки покупателей (например, колл-центр, который вовремя будет принимать обращения);
-
для роста среднего чека покупок, повышения доли повторных покупок и снижения расходов на привлечение покупателей нужно продумать программу лояльности (бонусы, скидки, акции).
Что касается логистики, то на старте обычно все начинают, когда продавец поставляет товар на склад маркетплейса крупными поставками, а не под каждый заказ отдельно. Но доставку со склада продавца в архитектуру лучше закладывать сразу и в дальнейшем ее развивать для расширения предложений и оптимизации загруженности склада.
Сколько стоит вложить в разработку и когда все это окупится?
Здесь есть ключевой момент. Когда ритейл начинает трансформироваться в маркетплейс, то обычно происходит дисбаланс в плане финансовых вложений. Большинство организаций начинают вкладывать в помещения, в ассортимент товаров и забывают, что маркетплейс – это в первую очередь IT-компания, которой нужна хорошая команда разработчиков и аналитиков.
Без создания правильной IT-инфраструктуры ни один маркетплейс не сможет существовать. Поэтому основной приоритет по вложениям – это развитие IT-команды, которая сможет комплексно подойти к вопросу анализа, после чего уже стоит приступать к разработке.
Точной цифры, сколько все это будет стоить, не существует. По оценкам RDV, старт небольшого отраслевого стартапа начинается с 10 млн рублей, среднего – с 30 млн рублей, а гиганты могут доходить и до миллиардных вложений. Все зависит от того, какую «машину» нужно запускать.
Сроки запуска базового функционала, с учетом того, что на рынке нет готовых решений, начинаются от 6 месяцев, и при этом платформа маркетплейса будет требовать постоянной доработки и развития.
У окупаемости тоже плавающее число. По опыту работы RDV с разными стратегиями срок не может быть менее пяти лет, но и здесь все зависит от многих факторов.
В конечном итоге должна получиться серьезная IT-платформа с большим количеством информационных систем, каждая из которых будет отвечать за отдельные компоненты маркетплейса.
Стоит повториться: не нужно пытаться реализовать все в одной ERP-системе, которая по умолчанию может покрыть только управление заказами (OMS) и больше ничего. Каждый компонент в микросервисной архитектуре должен быть функционально изолирован, интегрирован с другими и локально развиваться.
Именно такой подход позволит легко развивать свою платформу, не упираясь в технологические и архитектурные ограничения, и наращивать объемы бизнеса.
Retail.ru
Интервью
![Декоративное изображение](https://www.retail.ru/upload/iblock/963/aa6xf0bem8tgudd4kqqy16gdy6g0oj0n/anonsA_d_aG_G_-E_v_a_.jpg)
Более 500 тысяч чеков за месяц делает один гипермаркет: действительно ли формат стагнирует и как ему поможет омниканальность?