Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Электронные рынки Москвы переживают второе рождение
Ассоциация РАТЭК провела в Москве пресс-брифинг, темой обсуждения которого стали проблемы роста и развития торговых сетей и отечественных производителей бытовой техники и электроники. Участники мероприятия считают, что динамика развития сетевой торговли в сегменте электробытовой и компьютерной техники сегодня значительна. Растут объемы продаж сетевых компаний, игроки московского рынка, расширяя свой бизнес, стремятся в регионы.
Несмотря на то, что рост рынка бытовой техники и электроники радует его игроков, он сопровождается не только позитивными эмоциями, но и рядом сложностей. Ведь недаром, говоря о росте, аналитики часто употребляют выражение «кризис роста». В числе проблем такого рода участники дискуссии назвали усиление соперничества между игроками рынка; проблемы подготовки квалифицированного персонала; административные барьеры, встающие на пути расширения бизнеса компаний; сложившиеся стереотипы покупателя в отношении выбора места покупки; а также рост конкуренции рынков с сетевой торговлей.
По данным исследования розничной торговли непродовольственными товарами, проведенного GfK Retail Audit, российский рынок электробытовой техники, электроники и телекоммуникации в целом показывает устойчивую тенденцию роста. Однако у каждого сегмента техники – своя специфика. Например, темпы роста продаж аудиотехники никак не сравнимы с теми, которые демонстрирует рынок мобильных телефонов.
Руководитель отдела исследований розничной торговли электробытовой техникой компании GfK Русь Наталия Моржова отметила, что в течение последних 2,5 лет спрос на крупную бытовую технику устойчиво рос и в Москве, и в крупных городах. Рынок Москвы достаточно велик и отличается тем, что имеет такой канал дистрибуции, как открытые рынки. «Ни в одном из регионов московским сетям не приходится сталкиваться с такой мощной конкуренцией, как в Москве со стороны открытых рынков», — утверждает г-жа Моржова.
Обычно при оценке тенденций рынка принято анализировать некоторый временной период, сравнивая его с таким же периодом предыдущего года. Если сравнить первое полугодие только по рынку Москвы, то можно увидеть, как в течение относительно короткого периода может резко измениться позиция каналов дистрибуции.
В первом полугодии 2003 объем рынка крупной бытовой техники Москвы вырос в целом на 87% (по сравнению с тем же периодом 2002 года). При этом специализированные торговые сети показали рост в 67%. Объем продаж независимые магазинов уменьшился на 8%. При этом наиболее активный рост продемонстрировали открытые рынки: 157%.
Наиболее успешным для специализированных сетей был 2001 год. Им удалось привлечь к себе значительную долю покупателей: в начале года на рынках приобреталась треть техники, чуть более трети приходилась на сети и остаток – на независимые магазины. Во второй половине года более 43% покупок крупной бытовой техники делалось именно в сетевых магазинах. Многие эксперты говорили о скорой смерти рынков как формы торговли. Тем не менее, этот канал дистрибуции сегодня выглядит на удивление жизнеспособной и гибкой структурой. В первом полугодии 2003 года более половины (57,3%) крупной бытовой техники приобреталась на открытых рынках.
Субъективных причин «второго рождения» открытых рынков, по мнению г-жи Моржовой, несколько. Во-первых, практически все рынки стали выглядеть цивилизованнее, облагораживаются здания, благоустраиваются парковки и т.д. Во-вторых, уменьшается доля слабо компетентных продавцов на рынке. Кроме того, на рынках работают, в основном, люди, умеющие найти подход к покупателю.
В-третьих, практически все компании, работающие на рынках, позаимствовали у сетей услугу бесплатной доставки. «Получается, что миф о том, что сервис существует только в сетях, через 2 года уступает под натиском фактов», — говорит Наталия Моржова.
«Не могу сказать, что рынки наступают, — считает пресс-секретарь «М. Видео» Мария Белан. — Здесь нужно очень внимательно сравнить соотношение увеличения количества операторов на рынках с темпами роста сетей, кроме того, надо оценить, за счет чего произошел этот рост».
Надо сказать, что сетевые магазины достаточно успешно пытаются бороться с мифом о том, что рынок – это дешево (и наоборот). В пользу «сетей» говорит лучшее качество товаров, возможность их обмена, предоставление гарантий. Порой всего этого достаточно сложно добиться от рыночных продавцов. Особенно – в отношении продуктов нижней ценовой категории, которыми насыщены рынки: они могут сломаться на следующий день, а вернуть деньги, потраченные на покупку, будет достаточно проблематично.
Мария Белан рассказала CNews.ru, что если в 2001 году оборот компании составил $196 млн., а в прошлом году он вырос до $363 млн., то в планах на текущий год – достижение оборота в $500 млн.
«Сейчас «М. Видео» — это 28 магазинов в 7 российских городах, — говорит г-жа Белан. — К 2005 году мы планируем довести количество наших магазинов до 60. Объем инвестиций компании в открытие новых магазинов на текущий год составляет порядка $20 млн. (по сравнению с $14 млн. в 2002 году)».
Впрочем, эта сеть не только открывает новые магазины, но и закрывает некоторые из них: такая участь постигла в текущем году две торговые точки сети. «Да, мы закрыли два наших магазина, и это произошло не потому, что они не приносили прибыли, а потому, что они не отвечали жесткому формату позиционирования «М. Видео», – говорит г-жа Белан.
– Поскольку мы ориентированы на создание техно-супермаркетов, то площадь подходящего помещения должна составлять порядка 2 тыс. кв. м., а таких помещений сегодня продается явно не достаточно».
Помещения, в которых размещались два названных магазина, находились в собственности «М. Видео». Продав их аптечной сети «Чудо-доктор», компания реинвестировала вырученные эти деньги в бизнес. По мнению г-жи Белан, одна из главных проблем развития сети «М. Видео» состоит в нахождении подходящих помещений для новых магазинов.
Сравнивая ситуацию на рынках и в торговых сетях, г-жа Моржова остановилась и на проблеме подготовки квалифицированного персонала. «Продавец должен отлично ориентироваться в продуктовой линейке и быть хорошим психологом», — считает г-жа Моржова. По ее словам, сетям есть куда стремиться. Порой персонал сетевых магазинов уступает рыночным продавцам (чей заработок зависит от продаж) и по части технической подготовки, и с точки зрения нацеленности на решение потребностей покупателей. Причем совершенно разное отношение к покупателю наблюдается даже в пределах одной торговой сети: все зависит от команды, которая работает в конкретном магазине. Помимо подготовки кадров, важной задачей для торговых сетей является мотивация персонала и наличие перспектив роста для сотрудников магазинов.
Кстати, Наталья Моржова рассказала, что популярный в народе миф о том, что для приобретения техники по более низкой цене нужно идти на рынок, справедлив лишь отчасти. На электронные рынки пользователю стоит отправляться лишь за недорогими моделями импортной и отечественной техники. Что касается престижных зарубежных моделей – то цена на них в сетевых магазинах «кусается» реже.
У сетевых магазинов есть неоспоримый козырь: дисконтные программы и возможность приобретения техники в кредит. Это вызывает отток не очень состоятельных рыночных завсегдатаев в сторону «МИРа», «М.Видео», «Техносилы» и им подобных.
Мария Белан отметила некоторые результаты действия программы потребительского кредитования «Суперкредит», предоставляемой банком-партнером «М. Видео». Суть этого кредитного продукта состоит в том, что покупатель может приобрести выбранную модель бытовой техники и электроники с рассрочкой платежа до 10 месяцев и первоначальным взносом наличными 10% от стоимости товара. «Этот кредитный продукт вызвал серьезный приток клиентов в наши магазины и был признан нами удачным маркетинговым ходом, — считает г-жа Белан. – Нам пришлось столкнуться с тем, что в петербургские магазины «М. Видео» каждое утро выстраивались очереди».
Помощник председателя совета директоров по связям с общественностью и правовым вопросам компании «МИР» Елизавета Тотунова отметила, что, невзирая на растущую конкуренцию между сетями, в целом наблюдается заметное улучшение делового климата между сетями-конкурентами, растет культура их взаимоотношений.
Хотя, по словам г-жи Тотуновой, элементы «черного пиара» еще используются некоторыми сетевыми продавцами техники. «Например, в апреле текущего года в газете «Вечерний Челябинск» была опубликована статья, произведшая фурор в этом городе, – рассказывает г-жа Тотунова. — Статья была посвящена так называемому «заговору» сетевых магазинов, стремящихся захватить рынок Челябинска».
По мнению авторов заказной статьи, две сети («МИР» и «М.Видео») якобы договорились о политике резкого повышения цен на технику в данном регионе. В то время как третий оператор (которого г-жа Тотунова не стала называть из этических соображений) оказался «весь в белом», и отказался участвовать в этом сговоре. «Третья сеть» предстает в статье принципиальным игроком рынка, заботящимся о покупателях, в то время как про ее конкурентов написана откровенная ложь.
«Не знаю, как отнеслись к этому в «М. Видео», но нам было очень неприятно, — говорит г-жа Тотунова. — Вдвойне обидно, что все участники конфликта – члены Ассоциации РАТЭК, устав которой предусматривает цивилизованные отношения между конкурентами».
Наряду с динамичным развитием продаж техники и электроники, позитивная ситуация в целом наблюдается и с российскими производственными компаниями. К примеру, сегодня на рынке достаточно прочны позиции отечественных ТВ-брендов — «Полара», «Сокола» и «Рубина». Достаточно заметен на рынке и молодой бренд «Ситроникс». «Сегодня рынок российских производителей телевизоров представляется достаточно поляризованным, – считает генеральный директор компании «Ситроникс» Владимир Левченко. – Он представлен либо технологически продвинутыми решениями, которые стоят несколько дороже, либо – совсем простой техникой нижней ценовой категории, рассчитанной на невзыскательных пользователей. По утверждению г-на Левченко, «Ситроникс» хотел бы занять среднюю нишу, которая пока свободна.
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?