Реклама на retail.ru
Здесь может быть
Ваша реклама
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Здесь может быть Ваша реклама
ПодробнееПоделиться
Электронные рынки Москвы переживают второе рождение
Ассоциация РАТЭК провела в Москве пресс-брифинг, темой обсуждения которого стали проблемы роста и развития торговых сетей и отечественных производителей бытовой техники и электроники. Участники мероприятия считают, что динамика развития сетевой торговли в сегменте электробытовой и компьютерной техники сегодня значительна. Растут объемы продаж сетевых компаний, игроки московского рынка, расширяя свой бизнес, стремятся в регионы.
Несмотря на то, что рост рынка бытовой техники и электроники радует его игроков, он сопровождается не только позитивными эмоциями, но и рядом сложностей. Ведь недаром, говоря о росте, аналитики часто употребляют выражение «кризис роста». В числе проблем такого рода участники дискуссии назвали усиление соперничества между игроками рынка; проблемы подготовки квалифицированного персонала; административные барьеры, встающие на пути расширения бизнеса компаний; сложившиеся стереотипы покупателя в отношении выбора места покупки; а также рост конкуренции рынков с сетевой торговлей.
По данным исследования розничной торговли непродовольственными товарами, проведенного GfK Retail Audit, российский рынок электробытовой техники, электроники и телекоммуникации в целом показывает устойчивую тенденцию роста. Однако у каждого сегмента техники – своя специфика. Например, темпы роста продаж аудиотехники никак не сравнимы с теми, которые демонстрирует рынок мобильных телефонов.
![](https://www.retail.ru/media/2003/09/4125/actual20-2.gif)
Руководитель отдела исследований розничной торговли электробытовой техникой компании GfK Русь Наталия Моржова отметила, что в течение последних 2,5 лет спрос на крупную бытовую технику устойчиво рос и в Москве, и в крупных городах. Рынок Москвы достаточно велик и отличается тем, что имеет такой канал дистрибуции, как открытые рынки. «Ни в одном из регионов московским сетям не приходится сталкиваться с такой мощной конкуренцией, как в Москве со стороны открытых рынков», — утверждает г-жа Моржова.
Обычно при оценке тенденций рынка принято анализировать некоторый временной период, сравнивая его с таким же периодом предыдущего года. Если сравнить первое полугодие только по рынку Москвы, то можно увидеть, как в течение относительно короткого периода может резко измениться позиция каналов дистрибуции.
![](https://www.retail.ru/media/2003/09/4125/actual20-4.gif)
В первом полугодии 2003 объем рынка крупной бытовой техники Москвы вырос в целом на 87% (по сравнению с тем же периодом 2002 года). При этом специализированные торговые сети показали рост в 67%. Объем продаж независимые магазинов уменьшился на 8%. При этом наиболее активный рост продемонстрировали открытые рынки: 157%.
Наиболее успешным для специализированных сетей был 2001 год. Им удалось привлечь к себе значительную долю покупателей: в начале года на рынках приобреталась треть техники, чуть более трети приходилась на сети и остаток – на независимые магазины. Во второй половине года более 43% покупок крупной бытовой техники делалось именно в сетевых магазинах. Многие эксперты говорили о скорой смерти рынков как формы торговли. Тем не менее, этот канал дистрибуции сегодня выглядит на удивление жизнеспособной и гибкой структурой. В первом полугодии 2003 года более половины (57,3%) крупной бытовой техники приобреталась на открытых рынках.
![](https://www.retail.ru/media/2003/09/4125/actual20-5.gif)
![](https://www.retail.ru/media/2003/09/4125/actual20-6.gif)
Субъективных причин «второго рождения» открытых рынков, по мнению г-жи Моржовой, несколько. Во-первых, практически все рынки стали выглядеть цивилизованнее, облагораживаются здания, благоустраиваются парковки и т.д. Во-вторых, уменьшается доля слабо компетентных продавцов на рынке. Кроме того, на рынках работают, в основном, люди, умеющие найти подход к покупателю.
В-третьих, практически все компании, работающие на рынках, позаимствовали у сетей услугу бесплатной доставки. «Получается, что миф о том, что сервис существует только в сетях, через 2 года уступает под натиском фактов», — говорит Наталия Моржова.
![](https://www.retail.ru/media/2003/09/4125/actual20-7.gif)
«Не могу сказать, что рынки наступают, — считает пресс-секретарь «М. Видео» Мария Белан. — Здесь нужно очень внимательно сравнить соотношение увеличения количества операторов на рынках с темпами роста сетей, кроме того, надо оценить, за счет чего произошел этот рост».
Надо сказать, что сетевые магазины достаточно успешно пытаются бороться с мифом о том, что рынок – это дешево (и наоборот). В пользу «сетей» говорит лучшее качество товаров, возможность их обмена, предоставление гарантий. Порой всего этого достаточно сложно добиться от рыночных продавцов. Особенно – в отношении продуктов нижней ценовой категории, которыми насыщены рынки: они могут сломаться на следующий день, а вернуть деньги, потраченные на покупку, будет достаточно проблематично.
Мария Белан рассказала CNews.ru, что если в 2001 году оборот компании составил $196 млн., а в прошлом году он вырос до $363 млн., то в планах на текущий год – достижение оборота в $500 млн.
«Сейчас «М. Видео» — это 28 магазинов в 7 российских городах, — говорит г-жа Белан. — К 2005 году мы планируем довести количество наших магазинов до 60. Объем инвестиций компании в открытие новых магазинов на текущий год составляет порядка $20 млн. (по сравнению с $14 млн. в 2002 году)».
Впрочем, эта сеть не только открывает новые магазины, но и закрывает некоторые из них: такая участь постигла в текущем году две торговые точки сети. «Да, мы закрыли два наших магазина, и это произошло не потому, что они не приносили прибыли, а потому, что они не отвечали жесткому формату позиционирования «М. Видео», – говорит г-жа Белан.
– Поскольку мы ориентированы на создание техно-супермаркетов, то площадь подходящего помещения должна составлять порядка 2 тыс. кв. м., а таких помещений сегодня продается явно не достаточно».
Помещения, в которых размещались два названных магазина, находились в собственности «М. Видео». Продав их аптечной сети «Чудо-доктор», компания реинвестировала вырученные эти деньги в бизнес. По мнению г-жи Белан, одна из главных проблем развития сети «М. Видео» состоит в нахождении подходящих помещений для новых магазинов.
Сравнивая ситуацию на рынках и в торговых сетях, г-жа Моржова остановилась и на проблеме подготовки квалифицированного персонала. «Продавец должен отлично ориентироваться в продуктовой линейке и быть хорошим психологом», — считает г-жа Моржова. По ее словам, сетям есть куда стремиться. Порой персонал сетевых магазинов уступает рыночным продавцам (чей заработок зависит от продаж) и по части технической подготовки, и с точки зрения нацеленности на решение потребностей покупателей. Причем совершенно разное отношение к покупателю наблюдается даже в пределах одной торговой сети: все зависит от команды, которая работает в конкретном магазине. Помимо подготовки кадров, важной задачей для торговых сетей является мотивация персонала и наличие перспектив роста для сотрудников магазинов.
Кстати, Наталья Моржова рассказала, что популярный в народе миф о том, что для приобретения техники по более низкой цене нужно идти на рынок, справедлив лишь отчасти. На электронные рынки пользователю стоит отправляться лишь за недорогими моделями импортной и отечественной техники. Что касается престижных зарубежных моделей – то цена на них в сетевых магазинах «кусается» реже.
![](https://www.retail.ru/media/2003/09/4125/actual20-8.gif)
У сетевых магазинов есть неоспоримый козырь: дисконтные программы и возможность приобретения техники в кредит. Это вызывает отток не очень состоятельных рыночных завсегдатаев в сторону «МИРа», «М.Видео», «Техносилы» и им подобных.
Мария Белан отметила некоторые результаты действия программы потребительского кредитования «Суперкредит», предоставляемой банком-партнером «М. Видео». Суть этого кредитного продукта состоит в том, что покупатель может приобрести выбранную модель бытовой техники и электроники с рассрочкой платежа до 10 месяцев и первоначальным взносом наличными 10% от стоимости товара. «Этот кредитный продукт вызвал серьезный приток клиентов в наши магазины и был признан нами удачным маркетинговым ходом, — считает г-жа Белан. – Нам пришлось столкнуться с тем, что в петербургские магазины «М. Видео» каждое утро выстраивались очереди».
Помощник председателя совета директоров по связям с общественностью и правовым вопросам компании «МИР» Елизавета Тотунова отметила, что, невзирая на растущую конкуренцию между сетями, в целом наблюдается заметное улучшение делового климата между сетями-конкурентами, растет культура их взаимоотношений.
Хотя, по словам г-жи Тотуновой, элементы «черного пиара» еще используются некоторыми сетевыми продавцами техники. «Например, в апреле текущего года в газете «Вечерний Челябинск» была опубликована статья, произведшая фурор в этом городе, – рассказывает г-жа Тотунова. — Статья была посвящена так называемому «заговору» сетевых магазинов, стремящихся захватить рынок Челябинска».
По мнению авторов заказной статьи, две сети («МИР» и «М.Видео») якобы договорились о политике резкого повышения цен на технику в данном регионе. В то время как третий оператор (которого г-жа Тотунова не стала называть из этических соображений) оказался «весь в белом», и отказался участвовать в этом сговоре. «Третья сеть» предстает в статье принципиальным игроком рынка, заботящимся о покупателях, в то время как про ее конкурентов написана откровенная ложь.
«Не знаю, как отнеслись к этому в «М. Видео», но нам было очень неприятно, — говорит г-жа Тотунова. — Вдвойне обидно, что все участники конфликта – члены Ассоциации РАТЭК, устав которой предусматривает цивилизованные отношения между конкурентами».
Наряду с динамичным развитием продаж техники и электроники, позитивная ситуация в целом наблюдается и с российскими производственными компаниями. К примеру, сегодня на рынке достаточно прочны позиции отечественных ТВ-брендов — «Полара», «Сокола» и «Рубина». Достаточно заметен на рынке и молодой бренд «Ситроникс». «Сегодня рынок российских производителей телевизоров представляется достаточно поляризованным, – считает генеральный директор компании «Ситроникс» Владимир Левченко. – Он представлен либо технологически продвинутыми решениями, которые стоят несколько дороже, либо – совсем простой техникой нижней ценовой категории, рассчитанной на невзыскательных пользователей. По утверждению г-на Левченко, «Ситроникс» хотел бы занять среднюю нишу, которая пока свободна.
Интервью
![Декоративное изображение](https://www.retail.ru/upload/iblock/f8e/4uh6f35e5mzyiks0k9k11njcuymg1ai4/anonsDanil-Ivanilov.jpg)
Данил Иванилов, Grass: «Сейчас самое удачное время для запуска новых продуктов внутри страны»
Какие ниши производитель считает перспективными, как работает с различными каналами продаж и готов ли выпускать товары СТМ?