Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Электронные деньги. Взгляд со стороны интернет-магазина
Какова главная задача, которую мы ставим при приеме платежей через сайт? Самое главное – это дать возможность клиенту заплатить так, как удобно ему.
Многие интернет-магазины не понимают, зачем им принимать оплату картой и электронные деньги, мол, мы отлично работаем наложенным платежом. Я приведу те аргументы, в справедливости которых мы убедились на практике.
У людей есть электронные деньги, это факт. Их нужно где-то тратить. Если вы их не принимаете, значит, они потратят их у вашего конкурента.
Платежи электронными деньгами – это практически всегда предоплата. Сделать по-другому сложно. Если человек хочет потратить электронные деньги, значит, он перечислит их вам заранее.
Возврат электронных денег – это непросто. Понятно, что есть процедуры, но это непростая задача, в том числе для клиента. Поэтому такие возвраты редки. По нашей статистике, они составляют единицы процентов по сравнению с возвратами банковских переводов или каких-то других видов платежей.
С электронными деньгами легче расстаются. Люди не ассоциируют электронные платежи или платежи кредитками с настоящими деньгами.
Кто есть на рынке?
С чего начать? Очевидно: выбрать провайдеров и заключить договор. Или несколько договоров.
Вот мое видение, что нужно принимать. Какие безналичные средства должны приниматься в интернет-магазине, чтобы покрыть более 95% всех электронных платежей.
- Банковские карты
- Переводы при помощи платежных терминалов
- Оплаты через салоны связи («Евросеть», «Связной»)
- Webmoney
- Яндекс.Деньги
- RBKMoney
- Деньги@Mail.ru
- Qiwi кошелек.
Если все это вы принимаете, очень маловероятно, что кто-то захочет платить чем-то таким, чего у вас нет.
Помните, что предложения, которые вы получаете от платежных систем, не окончательные. Вы – их клиент, вы можете торговаться. Точно так же, как просят скидку у вас, вы можете просить скидки у сервисных компаний.
Я бы выделил на рынке 4 вида вида организаций: банки, платежные агрегаторы, провайдеры интернет-платежей и системы электронных денег (Яндекс.Деньги, Webmoney и т.д.).
Провайдер интернет-платежей, или платежный шлюз,– специализированная технологическая компания, осуществляющая маршрутизацию платежей. Она работает в связке с банком и, попросту говоря, координирует прохождение платежа между всеми его участниками. Это, например, ASSIST, PayOnline, ChronoPay.
Агрегаторы – это сервисы, позволяющие принимать оплаты множеством способов, включая банковские карты, электронные кошельки, счета мобильных телефонов, оплату наличными в терминалах (например, Robokassa, «Деньги.Онлайн», QIWI).
Ключевые преимущества
Каковы преимущества сотрудничества с разными организациями?
Начнем с банков. При сотрудничестве с ними возможна хорошая комиссия при приеме банковских карт. Многие крупные компании подключают напрямую эквайринг того банка, от которого у них много платежей. Например, Сбербанк, ВТБ. Однако это непросто и долго – на заключение договора может уйти два-три месяца. Следует отметить, что банки будут сотрудничать не с каждым интернет-предприятием: есть и собственная проверка, и технические требования к сайту.
Зато банки часто предоставляют интересные дополнительные сервисы.
Как проходит оплата картой через Интернет? При оформлении заказа, если вы выбрали способ оплаты кредитной картой, вам сразу предлагают перейти в интерфейс оплаты, ввести данные и авторизовать свою карту.
Иногда бывает так, что товара нет в наличии, и мы это указываем на сайте. Часто клиенты решают, что могут подождать, и заказывают товар, которого сейчас нет. Они авторизуют свою карту, на карте блокируется определенная сумма, а дальше банк предоставляет интернет-магазину возможность принять решение: подтвердить этот платеж, принять эти деньги или отменить авторизацию. В последнем случае фактически операции по переводу средств не происходит – они просто разблокируются. Не происходит и списания комиссии. Об этой возможности мало кто знает, но мы этим сервисом пользуемся, он очень удобный.
Многие банки предоставляют так называемый White Label, когда при вводе данных банковской карты клиент не видит «чужого» интерфейса, и думает, что постоянно находится на вашем сайте. Это тоже полезная функция: людей часто настораживает, когда для проведения оплаты их переводят с сайта интернет-магазина еще куда-нибудь.
Электронные деньги. Здесь есть важный момент. Если вы сейчас откроете сайт Яндекс.Денег и зайдете в раздел « Электроника », то вы увидите там 38 магазинов, которые принимают Яндекс.Деньги. Как вы думаете, сколько на самом деле магазинов, торгующих электроникой, принимают Яндекс.Деньги? Сотни. Но на сайте упомянуты только 38. Почему? Потому что эти 38 имеют прямой договор. Это тот самый случай, когда прямой договор может быть очень полезен – информация о вас есть на сайте системы. Хотя обычно прямой договор, будем честны, не дает особой выгоды, тем не менее, нам он дает дополнительные переходы и покупки.
Возможны партнерские программы продвижения с системой электронных денег. Мы пробовали, работает так себе, но видимо, все зависит от того, что у вас за бизнес и какая именно акция.
Принимать электронные деньги напрямую не обязательно выгодно. У нас, например, была такая ситуация. Система напрямую после долгих переговоров предложила условия худшие, чем предложил агрегатор. В общем, понятно, почему – агрегатор хотел получить нас как клиента, и он нас получил.
Однако у работы с системой электронных денег напрямую (а не через агрегатора) есть один важный плюс. Когда клиент нажимает кнопку и переходит на страницу оплаты, там написано, кому он оплачивает. Обычно это название агрегатора. Но если вы работаете напрямую, там написано название вашего магазина. У нас был случай, когда мы начали принимать оплаты по одной из систем через агрегатора – и в результате по этой системе на 20% сократился объем оплат. Подозреваю, что, когда клиент не видит, что он платит именно вам, у него снижается доверие и он может передумать.
9 пунктов, которые нужно проверить при подключении к агрегатору платежей
Я составил небольшой чек-лист– что вам нужно проверить, когда вы подключаетесь к агрегатору или системе электронных денег. Итак, последовательно проверьте:
1. Сколько способов оплаты из перечисленных выше позволяет принимать система.
2. Типы принимаемых кредитных карт и системы защиты.
3. Размер комиссии. Совет один: торгуйтесь. Не бойтесь, очень многие провайдеры, обслуживающие интернет-платежи, могут позволить себе изменить условия.
4. Важный момент: комиссия может взиматься не только с вас, но и с клиента. Иногда об этом умалчивается. Например, вам говорят, что комиссия 3%, а потом выясняется, что еще они берут с клиента 2% в момент оплаты.
5. Сроки и условия выплат. У нас была ситуация, когда мы меняли юрлицо и перезаключали договор. Партнеры подсунули нам договор. Мы даже не стали его читать, а потом выяснилось, что теперь мы деньги будем получать один раз в месяц. Это была потрясающая новость. И самое главное, что старый договор уже был расторгнут, вернуться к старым условиям было невозможно. Так что обсуждайте сроки и условия выплат и старайтесь стоять на своем.
6. Легкость IT интеграции системы с вашим сайтом. Если вы не разбираетесь в IT – дайте задание проверить этот пункт вашему программисту.
7. Юзабилити интерфейса. Звучит серьезно, но проверить несложно. Вы спрашиваете, какие еще магазины принимают платежи при помощи этого сервиса, идете и пробуете, как это работает. Вопрос удобства очень важен, особенно для пользователей, которые не привыкли к сложностям. Современный юзер хочет, чтобы все было легко и просто, как во «ВКонтакте»: чтобы само все загрузилось, все было понятно и кнопочки большие.
8. Работа техподдержки. Попробуйте дозвониться до службы техподдержки, проверьте, как она работает. Задайте глупый вопрос. Как быстро вы получите на него умный ответ?
9. Сроки и условия возвратов по всем способам оплаты.
Тимофей Шиколенков, директор по маркетингу и развитию бизнеса, интернет-магазин Аудиомания
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?