Реклама на retail.ru
Здесь может быть
Ваша реклама
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных
Здесь может быть Ваша реклама
Подробнее 6459
Поделиться
Электронная эволюция
Этот тренд более характерен для растущих рынков, нежели для покупателей рынков развитых. Но Россия, которую традиционно относят к развивающимся рынкам, в данном вопросе выбивается из общей статистики, отмечают в своем исследовании эксперты агентства Havas Worldwide.
К примеру, 16% американских потребителей используют телефон для онлайн-покупок – это ощутимо меньше, чем в Китае, Сингапуре и Индии (50%, 48% и 42% соответственно). Российские показатели в этой статистике сопоставимы с результатами западных стран: смартфон для совершения покупок онлайн используют 14% россиян.
И это далеко не один показатель, где Россия показывает себя как страна развитого рынка. Наблюдая в течение последних десяти лет за поведением потребителей и тем, как они используют цифровые технологии, Havas Worldwide провела широкомасштабное глобальное исследование с целью изучить, как эволюционировал процесс принятия решения о покупке. Интернет-опрос проводился компанией Market Probe International среди более чем 10 000 респондентов в 31 стране мира.
Благодаря Havas Worldwide Moscow Россия впервые принимала участие в данном исследовании. Таким образом, оно отражает не только глобальные тенденции, но и присущие исключительно нашей стране.
Глобальный директор по маркетингу Havas Worldwide Мэтт Вайс (Matt Weiss):
«Эволюция цифровых технологий от стационарной парадигмы к мобильной делает задачу по удержанию внимания потребителей все более сложной, – замечает в связи с этим Глобальный директор по маркетингу Havas Worldwide Мэтт Вайс (Matt Weiss). – На тех рынках, где смартфоны распространены широко, бренды должны бороться за преимущество путем создания мобильных приложений, которые делают процесс покупки не только быстрым и легким, но и дающим некую дополнительную выгоду покупателю – такую, которая больше нигде не доступна. И конечно, нужно проявлять изобретательность в использовании данных для того, чтобы создавать привлекательные предложения для потребителей в месте совершения покупки».
При покупке товара в магазине 43% потребителей использовали смартфоны для проверки самой выгодной цены или просмотра онлайн-отзывов других покупателей. Треть российских потребителей, как и американских, следует этой практике. В то же время подобное поведение стало обычным делом для 74% китайцев, 62% индийцев и 58% сингапурцев.
Несмотря на то, что стационарные компьютеры не потеряли своей популярности во всем мире, все большое число потребителей совершают онлайн-покупки с помощью мобильных устройств. Так, 80% совершали покупки через домашний компьютер, 24% – через рабочий, 25% – с помощью мобильного телефона и 14% – с помощью планшета.
Точка покупки
В России, как и в среднем по всему миру, наиболее распространены покупки через домашний (83%) или рабочий (20%) компьютер. Покупные функции мобильных телефонов и планшетов менее популярны, чем в других странах. Как уже говорилось выше, лишь 14% россиян используют мобильный телефон и только 10% – планшет.
Если смотреть на мировую статистику, то лишь немногим более трети (34%) респондентов выбирают покупки товары и услуги с помощью смартфонов. Среди развитых рынков самой «мобильной» оказалась Германия: здесь самый низкий процент тех, кто совершает покупки с помощью домашнего компьютера (47%) и самый высокий (40%) тех, кто пользуется для этого мобильным телефоном.
Российская статистика близка к американской, при том, что 38% считают покупки при помощи смартфонов удобными, делают это на практике гораздо меньше онлайн-покупателей.
Сохранность данных
Как показывает исследование, россияне не слишком озабочены безопасностью личных данных – лишь 40% время от времени испытывают беспокойство по этому поводу. Во многом это обусловлено спецификой российского онлайн-шопинга: оплата по банковской карте в режиме онлайн изначально была доступна лишь очень немногим, Рунет оперировал электронными кошельками, мобильными микро-платежами и т. п. Такие методы оплаты имеют более высокую степень защиты персональных данных, так как практически деперсонализированы.
Мировая статистика отличается от отечественной: в целом 78% опрошенных время от времени проявляет беспокойство по поводу безопасности личных данных при совершении покупок. Хотя в Латинской Америке жажда онлайн-шопинга явно перевешивает страх – чуть более половины (54%) бразильцев выражают беспокойство, 49% в Чили, 43% в Колумбии и Мексике и всего 32% в Аргентине. Похожие результаты мы видим в некоторых странах Европы – во Франции и Италии – 37% и 33% соответственно.
Доверие мнению
Среди опрошенных россиян 58% предпочитают отзывы других потребителей экспертным оценкам, при этом женщины более склонны прислушиваться к тому, что говорят люди (61%), нежели к экспертному мнению.
Это соотносится с общемировой практикой: трое из пяти респондентов в мире (61%) также доверяют отзывам о продуктах и услугах обычных потребителей больше, чем экспертным обзорам. При этом в Китае, Индии и Бразилии процент ответивших так же гораздо выше (87%, 74% и 78% соответственно).
Алексей Горшков, директор по стратегическому планированию Havas Worldwide Moscow:
«Российский Интернет еще не очень мобилен и инновационен, однако он развивается семимильными шагами: с 2007 по 2012 год количество домохозяйств, имеющих доступ к широкополосной Интернет-связи, увеличилось с 4% до 60% а количество портативных компьютеров в личном владении возросло с 4,6% до 40% (данные TNS Gallup).
При столь быстром темпе развития и инноваций преимущество будет за брендами, не боящимися применять инновационные методы коммуникации, даже если их использование многим может казаться преждевременным. Те, кто первыми предложат покупателям мобильные приложения и технологии, облегчающие процесс покупки, будут в недалеком будущем диктовать правила игры.
Все более недоверчивый к традиционной рекламе российский потребитель готов к диалогу с брендами в социальных сетях. Так, 47% опрошенных утверждают, что возможность взаимодействия с брендом через социальную сеть увеличивает их привязанность к нему, При этом 31% из них говорит, что с большей вероятностью приобретёт продукцию бренда, активно коммуницирующего в социальных сетях.
Однако и требования к бренду в социальной сети выше: 47% пользователей ожидают оперативной реакции на жалобы потребителей (среди пользователей младше 35 лет таких людей еще больше – 52%), а свыше трети потребителей (36%) могут изменить свое решение о покупке на основании информации от других пользователей соцсети».
Чужой опыт
Трое из четырех российских потребителей готовы рассказывать о своем личном опыте в сети. Для россиян Интернет в большой мере является местом честной и непредвзятой оценки брендов и рассказа о реальном потребительском опыте, поэтому мало людей склоняются к тому, чтобы делиться либо исключительно негативным (1%), либо исключительно позитивным (11%) опытом. Хотя, конечно, радует тот факт, что оптимистов среди наших потребителей явно больше, чем пессимистов.
В остальном мире желание поделиться позитивом о бренде также становится своего рода трендом. Хотя более половины мировых потребителей (53%) и говорят, что готовы делиться как негативным, так и положительным опытом в равной степени, зато еще 22% потребителей скорее поделятся положительным отзывом, нежели отрицательным. И это хорошие новости для ритейлеров, учитывая, что почти четверо из десяти (38%) признают, что даже один негативный отзыв в Интернете может удержать их от оформления покупки. В России после одного негативного отзыва в сети откажется от покупки 30% мужчин и 36% женщин.
Около половины (52%) респондентов любят делиться опытом использования брендов в социальных сетях, а 38% поменяли свое решение насчет покупки на основании того, что они прочли в независимом блоге или на страничке социальной сети. Россияне в этом смысле не исключение: наша статистика полностью соответствует международной.
Бренды в соцсетях
Здесь в целом россияне солидарны с мнением международных потребителей: 36% наших сограждан находят, что бренды слишком навязчивы, 47% ожидают оперативной реакции на потребительские жалобы, причем среди более молодых потребителей 18-34 этот процент еще выше – 52%. При этом наши соотечественники не так меркантильны, как можно было бы предположить – только 32% хотят видеть скидки и призы от брендов.
О навязчивости брендов в сетях говорят четверо из десяти мировых консьюмеров. По их мнению, бренды должны заслужить свое место, оперативно реагируя на жалобы, которые появляются в социальных сетях (53%), или предоставляя скидки и призы (так считает 42%).
Sostav.Ru
Интервью
![Декоративное изображение](https://www.retail.ru/upload/iblock/f8e/4uh6f35e5mzyiks0k9k11njcuymg1ai4/anonsDanil-Ivanilov.jpg)
Данил Иванилов, Grass: «Сейчас самое удачное время для запуска новых продуктов внутри страны»
Какие ниши производитель считает перспективными, как работает с различными каналами продаж и готов ли выпускать товары СТМ?