Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Эквайринг в новых реалиях
Эквайринг сегодня воспринимается уже не только как дополнительная услуга по осуществлению платежей, но и как эффективный инструмент сокращения издержек при управлении продажами. Так как кризис требует мобилизации всех усилий по удержанию клиентов и увеличению суммы чека, работу с платежными картами можно назвать еще и частью антикризисного механизма. Среди примет времени – увеличение проникновения услуги в сегменте малого и даже сверхмалого бизнеса, развитие интернет-эквайринга.
Проникновение технологии безналичных платежей в торговую розницу с каждым годом увеличивается. «По нашим данным, два года назад проникновение эквайринга было на уровне 25% при количестве торговых точек 1 млн, то есть около 250 тыс. предприятий принимало в то время платежные карты, – говорит руководитель блока «Продажи и маркетинг» ЗАО «Компания объединенных кредитных карточек» (UCS) Владимир Кононов. – Если в год наша компания подписывает примерно 10 тыс. новых договоров, а наша доля рынка примерно 20%, значит ежегодно по стране подписывается около 50 тыс. новых клиентов, то есть за 2 года – 100 тыс. предприятий. Думаю, около 50% от вновь привлеченных предприятий ранее не принимали карты в оплату (смена эквайера – это нормальная тенденция), то есть из 100 тыс. торговых точек за 2 года 50 тыс. точек начали принимать карты. Получается, что на сегодняшний день около 300 тыс. предприятий принимают карты. Таким образом, общее проникновение эквайринга в торговую розницу увеличилось на 5 процентных пунктов, и это очень хороший результат».
Свою оценку дает и начальник управления электронной коммерции «Альфа-Банка» Игорь Арефьев:
«Если учитывать такой продукт как мобильный терминал – mPos, то в России только благодаря этому решению за 2 года стало на 100 тыс. больше торговых точек, принимающих к оплате пластиковые карты».
Разные стороны одного процесса
Никакие вызовы, связанные с санкциями и ограничениями, не смогут ощутимо затормозить развития рынка эквайринга в розничной торговле, уверены эксперты, и в ближайшие годы он будет динамично развиваться.
«Применение безналичных платежей в классическом ритейле остается высокоэффективным средством сокращения издержек при управлении выручкой: отсутствие инкассаций, пересчетов, обеспечение размена, сокращение документооборота и возможных злоупотреблений, – поясняет главный эксперт группы компаний «Компьютерно-кассовые Системы»Юрий Сукристов. – Эквайринг выгоден в первую очередь владельцам торговых сетей, поэтому именно как технология ритейла он всегда востребован и будет развиваться».
В то же время существенная часть эквайринга – банковский ритейл. И в этом сегменте влияние политической и экономической ситуации весьма заметно: резкое повышение ключевой ставки ЦБР приводит к удорожанию заемных средств и, как следствие, спаду и замедлению рынка продаж денег.
Не исключено, что именно вызовы со стороны банковского ритейла будут оказывать существенное влияние на услуги эквайринга в классическом ритейле. Возможно повышение комиссий со стороны банков, связанных с услугой по приему безналичных платежей. На стоимость услуги может оказать влияние рост валютного курса и, соответственно, удорожание терминалов приема платежей. Ведь подавляющее большинство торговых предприятий для приема безналичных платежей использует оборудование банков. Может также произойти снижение количества эмитируемых банками карт (в основном с кредитным планом) за счет сокращения самого банковского ритейла и повышения ставок по обслуживанию заемных денег.
Для банка эквайринг включает в себя две составные части – продажа услуги торгово-сервисным предприятиям и закупка оборудования у вендоров, его сопровождение и развитие программного обеспечения. Первая часть пока остается без существенных изменений: снижать в связи с тяжелой ситуаций в стране ставку комиссии по эквайрингу коммерческие банки не могут – она и так достаточно низкая. Комиссия по операциям эквайринга для обычного коммерческого банка находится на уровне 0,2-0,3%, и это без вычета издержек! С другой стороны, поднимать ставку ввиду тяжелого положения самих банков тоже невозможно. Конкуренция на этом рынке жесткая, а присутствие на нем таких «китов», как Сбербанк, для которого ощутимая часть операций эквайринга бесплатна, делает повышение ставки равнозначным уходу с рынка.
В «закупочной» части – оборудование и ПО – тоже пока не происходит заметных изменений, так как тендеры на покупку оборудования проводятся раз в год, а договоры по закупкам на 2015 год были заключены до обвала рубля. Сейчас банки стараются перевести договоры на рублевую оплату, поскольку повышение рублевой цены POS-терминалов в 2 раза без остатка «съест» и без того небогатую маржу. Вендоры от этих попыток стараются отбиться, так как их затраты считаются именно в валюте. Что станет с ценой на терминалы и ПО, будет ясно осенью этого года, когда начнутся тендеры на поставку оборудования в 2016 году.
Еще один риск связан с развитием и состоянием платежных систем. «Угрозу коллапса всего рынка безналичной оплаты все ощутили в ноябре 2014, когда было приостановлено обслуживание карт платежных систем MasterCard и Visa в ряде российских банков из-за введенных санкций, – говорит менеджер по продукту направления платежных решений компании АТОЛ Александр Соколов. – Но с другой стороны, именно это подстегнуло собственную российскую систему к быстрому развитию. И сейчас развитие национальной платежной системы идет семимильными шагами».
Инструмент управления
Современные технологии позволяют увеличить роль эквайринга в управлении предприятием. «Сейчас процесс эквайринга уже не просто факт оплаты, а маркетинговый и рекламный механизм, который используется также в качестве прямого канала повышения лояльности клиентов, – говорит Юрий Сукристов. – Множество банков начинают применять расширения для процессинговых центров, которые превращают банковскую карту в универсальный инструмент идентификации клиента или сотрудника и получения данных о его пристрастиях, предпочтениях и действиях, в том числе при использовании в магазине».
Естественно, подобные решения требуют тесного взаимодействия всех трех компонентов системы эквайринга: фронтального программного обеспечения, процессингового центра, системы поддержки лояльности.
Банковские POS-терминалы, чтобы соответствовать решаемым задачам, постоянно совершенствуются: становятся надежнее, оснащаются различными средствами связи, в том числе и беспроводными, поддерживают различные стандарты взаимодействия с процессингом. Способ обмена данными с процессинговым центром диверсифицируется – телефонная линия, GSM, GPRS, 3G, Internet.
Еще совсем недавно чтение магнитной полосы с тремя дорожками и шифрование пин-кода клиента было чуть ли не единственной функцией терминала. Современные терминалы представляют собой высокотехнологичное устройство, оснащенное мощным процессором, собственной операционной системой и пользовательскими приложениями. Фактически в некоторых случаях уже стирается разделение между торговыми и банковскими POS-терминалами.
Функциональность платежных терминалов растет с каждым годом. Устройства становятся все более мобильными и доступными для предпринимателей. Все чаще используются такие технологии как NFC, позволяющие производить бесконтактную оплату.
Тем не менее, по некоторым оценкам, эквайринг для большинства торговых предприятий остается только способом ускорения процесса обслуживания покупателя. Другой значимой роли в модели ведения бизнеса и в управлении предприятием эта услуга пока не играет, потенциальные широкие возможности POS-терминалов не используются.
Пенетрация в малые
Торгово-сервисные предприятия, стремящиеся заключитьдоговора на услуги эквайринга, особыхтрудностей не испытывают: все технологические моменты и вопросы документооборота решаются достаточно быстро. «Единственная сложность состоит в несоответствии ожиданий по желаемой комиссии и той, которую реально могут предоставить эквайеры, – отмечает Владимир Кононов. – Например, с крупными розничными сетями готовы работать все, даже на грани доходности, а реальный доход эквайера от работы с малым предприятием после вычета всех расходов составляет доли процента от оборота и не позволяет окупить затраченные усилия: подписание договора, подготовка и установка оборудования, проверка безопасности, процессирование транзакций и т.д. Одним словом, терминал, поставленный на малом предприятии, не окупится никогда. А в период кризиса этот барьер становится еще более существенным».
Развитие эквайринга в сегменте среднего, малого и сверхмалого бизнеса на нашем рынке всегда проходило очень медленно, просто потому что банкам не выгодно было предоставлять подобным предприятиям оборудование. Некоторые эксперты утверждают, что сейчас все изменилось: на рынке существуют проекты, позволяющие значительно расширить круг предприятий, которые могут себе позволить принимать к оплате банковские карты. Любой предприниматель, независимо от оборота, может приобрести комплект и получить услугу эквайринга в любом банке-участнике проекта на выгодных условиях.
«Малый бизнес не «может», а «должен» себе позволить эквайринг, – говорит Александр Соколов. – Ведь прием безналичной оплаты повышает оборот предприятия минимум на 20%. Потеря выручки в сложный период непозволительная роскошь для предприятия, и эквайринг – как раз та палочка-выручалочка, которая позволит выжить в новых экономических реалиях».
На предприятиях малого бизнеса оплата по картам составляет лишь незначительную часть оборота, поэтому потеря на комиссии за эквайринг в 1,5-2% выльется в небольшую сумму, посильную для любой торговой точки. Для терминалов, обороты по которым совсем маленькие, банки часто вводят вместо комиссии фиксированную оплату за пользование, получается порядка 1 тыс. руб., что приемлемо даже для совсем небольших предприятий.
Малый бизнес просто не может быть не заинтересован в развитии услуг эквайринга. Кстати, это практически единственные представители рынка, которые приобретают банковские POS-терминалы в собственность.
Валерия Миронова, журнал «Точка продаж»
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?