Реклама на retail.ru

Декоративное изображение

Эфир:итоги 2024 и вызовы 2025

Трансляция конференции «Потребительский рынок России: итоги 2024 и вызовы 2025» подошла к концу.


Благодарим за поддержку мероприятия наших партнеров: фирма «1С» и компания Open Group.

Не пропустите интервью со спикерами и другие публикации по выступлениям экспертов конференции!

Андрей Бодров, «Магнит»: «Потребители хотят более качественную продукцию, но за справедливую цену»

Михаил Бурмистров, INFOLine: «Бизнес в онлайне убыточный, но по темпам роста и сервису мы обогнали США и Европу»

Игорь Плетнев, «Около»: «Наша цель на 2025 год — 50 регионов присутствия и 3000 магазинов»

Видеозапись конференции уже доступна на странице события. 

Всем зарегистрированным участникам будут предоставлены презентации спикеров.


Что ожидают люди от брендов: услуги и продукты, которые поднимают настроение и доставляют удовольствие; геймификацию для всех возрастов; яркую цветовую палитру в дизайне; необычные вкусы, форматы и упаковки.

СТМ сегодня — это активно и динамично развивающийся феномен, который вышел за рамки ценового предложения.

Популярность СТМ будет ставить перед ритейлерами серьезные стратегические вопросы, которые касаются бизнес-стратегий и организационных структур компаний.

«Если раньше в основе атрибутов СТМ был бренд сети, то сейчас происходит обратное движение: ритейлеры хотят капитализировать ценность СТМ в глазах потребителя, чтобы основной бренд получал больше бонусов от этого».

Согласно статистике Ozon, покупатели открывают карточки с видеообложками на 24% чаще, чем карточки с фото.

Одним из основных требований в дизайне упаковки продукта в 2025 году станет мультиформатность. Современные бренды должны быть заметно представлены на всех возможных платформах: это не только офлайн и онлайн полки, но и цифровой 3D-мир.

Аналитики отметили, что продовольственные товары станут важнейшим драйвером онлайн-продаж — эксперты прогнозируют рост электронных продаж продуктов примерно в 5 раз к 2026 году.

Согласно данным исследования «Яндекса» и GfK, в РФ доля покупок со смартфонов и планшетов в 2022 году превысила 67%. С компьютеров и ноутбуков оформляется треть онлайн-заказов.

Мы в соцсетях

Декоративное изображение
13 622

Поделиться

Эквайринг: что не устраивает бизнес?

Дискуссия о слишком высокой комиссии за безналичную оплату в рознице ведется уже много лет. Вопреки закону рыночной эволюции ставки на банковский эквайринг с годами не снижаются, хотя технологии сильно подешевели. Тарифы на эквайринг в России составляют от 1,5 до 2,5%, притом что в Европе ставка для дебетовых карт не превышает 0,2%, а для кредитных – 0,3%. Банки утверждают, что для них эквайринг – убыточная услуга, но так ли это на самом деле? Еще одна проблема – неравные условия для бизнеса. Например, по данным союза независимых сетей России, региональные сети платят за эквайринг от 1,2 до 1,4%, а федералы – 0,5–0,6%. Как работает эквайринг, что не устраивает бизнес и может ли СБП решить проблему, обсудили бизнесмены, эксперты, представители общественных организаций и банков на пресс-конференции ТАСС « Эквайринг для бизнеса: преимущества, недостатки, перспективы». В этой статье – их ключевые тезисы

Фото: ViDI Studio/shutterstock

Фото: ViDI Studio/shutterstock

Вопреки законам рынка

Владлен Максимов, президент Ассоциации малоформатной торговли (АМТ)

Фото «Неделя Ритейла»

«На рынке эквайринга нашей страны наблюдается аномалия – вместо того, чтобы падать в связи с развитием технологий, ставки эквайринга только растут. Вспомним, что, когда стали возможны карточные транзакции, ставки эквайринга начинались от 4%, но платежные терминалы были символом престижа и многие магазины старались их поставить, несмотря на то что оборот по ним составлял всего лишь 3–5%. По мере увеличения числа держателей карт и роста оборота по ним эквайринг дешевел, дошел до 1,5%, но потом, вопреки законам рынка, вдруг начал расти. К тому же наблюдаются неравные условия.

Крупные сети платят за эквайринг 0,5–0,8% от суммы транзакции, непродовольственные сети – 1,5%, малый бизнес – от 1,8% до почти 3%. Это большие издержки.

Сейчас, когда почти все пользуются картами, выяснилось, что бизнес несет в этой части тяжелые потери. По данным Росстата, за 9 месяцев 2022 года объем розничной торговли составил более 31 трлн рублей, и 2–3% – это гигантская сумма, которую платит бизнес. 

На что делится ставка? Основная часть – межбанковская комиссия, интерчейндж. Это часть эквайринговой комиссии, общего тарифа за прием карт, который банк взимает с магазина.

Размер интерчейнджа устанавливает платежная система, перечисляет ее банк продавца (эквайер), но основная ее часть является доходом банка покупателя (эмитента). Получается следующее: покупатель расплачивается картой, продавец платит своему банку за эквайринг, но большую часть этой комиссии банк-эквайер возвращает банку-эмитенту, который выпустил карту покупателя.

То, что банковская комиссия определяется платежной системой, тоже осложняет ситуацию. До тех пор, пока у нас было три платежные системы, шла конкуренция, но не в сторону снижения, а в сторону повышения. Каждая система предлагала новые и новые карты с более высоким интерчейнджем. Банкам было интересно выпускать именно карты платежных систем, у которых высокая комиссия. Бизнес не раз поднимал вопрос об этой экономической аномалии и даже обращался к главе государства. Но пока мы продолжаем вести дискуссии.

Одним из факторов снижения нагрузки на ритейл может стать разделение ставки эквайринга между кредитными и дебетовыми картами.

Когда потребитель расплачивается своими, не кредитными деньгами, более справедливо, чтобы ставка была минимальной, как это практикуется в других странах. В Европе, например, ставка эквайринга составляет 0,2% по дебетовым картам, 0,3% – по кредитным, в Китае для большинства операций ставка равна 0,38%.

В России большинство держателей карт пользуется именно дебетовыми картами. Когда покупатель пользуется кредитной картой, он как бы платит деньгами банка, и продавец компенсирует банку этот кредит высоким эквайрингом. У нас эта система применяется к дебетовым картам, когда покупатель платит своими деньгами, но все равно банк взимает такие же проценты, как и за кредит».

Что показывает международная практика

Артем Соколов, президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ)

«Сложилась международная практика регулирования ставок эквайринга, работы банков и платежных систем. Регуляторы ограничивают либо максимальную комиссию за эквайринг, либо межбанковскую комиссию. Происходит это потому, что ритейл платит колоссальные суммы за банковское обслуживание безналичных платежей. Для российского ритейла это более 500 млрд рублей в год. Но технология оказания услуги обходится намного дешевле.

Техническая стоимость обслуживания этой операции не увеличивается. Из этого исходили законодатели других стран, понимая, что у этой операции есть фиксированная стоимость. Для банков, имеющих большой объем собственных карт, операция стоит еще меньше, потому что они проводят ее внутри своей системы, когда карточка банка, который ее эмитировал, проходит через терминал или платежный шлюз этого же банка. Такая операция называется on us. Это транзакция, для которой один и тот же банк является одновременно и эмитентом платежной карты, и эквайером, обрабатывающим платеж. Себестоимость такой услуги стремится к нулю.

В Европе были приняты ограничения по интерчейнджам – 0,2–03%, зависимость была исключительно от того, какой картой расплачивается клиент, дебетовой – 0,2%, кредитной – 0,3%. Такое разделение действует потому, что, когда банк выдает кредитную карту, он инвестирует в продукт свои средства, несет риски невозврата, в дебетовых картах действуют деньги клиента, поэтому процент ниже, для банка это менее рисковая операция. Это привело к тому, что стартапам в Европе дают ставку 0,7% – это самая высокая ставка, по мере развития предприятия и роста оборота ставка снижается.

В Китае хорошо развиты альтернативные платежные системы, там комиссии стремятся к нулю, комиссию берут только за вывод наличных со счета, и стоимость такого вывода – 0,1%. В случае оплаты по QR-кодам – еще ниже.

В некоторых странах стоимость эквайринга искусственно снижали, используя элементы налогового регулирования. За оплату по карте или через другую безналичную систему ставили другой НДС , например, стандартный был 16%, за оплату по карте – 10%. И рынок очень быстро переходил на безналичные платежи, стремясь сделать так, чтобы все торговые предприятия принимали карты.

В Европе недавно вышел отчет, где четко проанализированы результаты проведенных реформ и сделан вывод, что регулирование было успешным и положительно отразилось на рынке розничных компаний. По результатам отчета Еврокомиссия сохранила эти решения в силе и продолжила их совершенствовать. 

В России был другой путь – нас не стимулировали к принятию карт с помощью снижения налогов, стимуляция шла другим образом: нам ограничивали максимальной оборот, при котором у торговой точки появляется обязанность принимать карты к оплате. Сначала это было 120 млн рублей годового оборота, потом 60, 30, 20, сейчас это 5 млн рублей годового оборота. Тех, кто нарушит, ждет серьезное наказание, вплоть до закрытия торговой точки.

Нам говорят: если не хотите платить по картам такие крупные суммы, переходите на другие платежные системы.

Весь ритейл уже поддерживает альтернативные платежные системы, в том числе СБП, оплата по QR-коду, но вопрос – в клиенте и скорости этих изменений. По моим ощущениям, должно пройти минимум десять лет, пока изменится потребительское поведение в пользу новых платежных решений. А платим деньги мы сейчас.

Банки говорят, что инвестируют в клиента, платят кэшбэки. Крупные розничные банки за 2022 год заплатили в виде кэшбэков 150 млрд рублей. Но они их платят из тех денег, которые получены за счет ритейла. Но и ритейл только за прошлый год отдал клиенту в виде бонусов, баллов и рублей 380 млрд рублей. Получается, что в общей сложности только программа лояльности стоила ритейлу 380 +150 млрд рублей».

Еще один налог на ритейл

Борис Кац, председатель совета директоров сети «Леонардо»

«Любые системы автоматизации должны оптимизировать затраты, но с эквайрингом получилась совсем другая ситуация. По идее, он должен был снизить расходы потребителей и торговых точек, но этого не происходит. Последние два года тарифы активно растут, сейчас найти тариф меньше чем в 2% для торговой офлайн-точки почти невозможно. Если вдруг происходит возврат товара, то за переведение денег обратно тариф еще и повышенный.

До сих пор существует путаница в понятиях. Ритейл называет эквайрингом весь процесс оплаты, но на самом деле у банкиров есть три разных бизнеса: эквайринг – бизнес тех, кто дал терминал для приема карточек, этот бизнес низкомаржинальный, есть бизнес платежной системы, и есть карточный бизнес, – выдача карточек, вот он суперрентабельный, это одна из существенных статей дохода банков. Когда банкиры говорят, что эквайринг для них убыточный, речь идет только о малой части этого пакета.

Статья расходов на эквайринг – третья по значению у розничного бизнеса после аренды и зарплаты персоналу. В России одни из самых высоких тарифов на эквайринг в мире. Назначаемые комиссии не прозрачны.

Ритейлеры получают разные тарифы, самые крупные продуктовые сети платят по более низким тарифам, чем непродуктовые сети, хотя у них половина товаров – непродуктовые. Получается дискриминация.

Проблема СБП в том, что покупателю она неудобна. Наша сеть проводила эксперимент в мае 2022 года, во время которого каждому клиенту предлагалось заплатить с помощью СБП. Практически все отказывались: из 4 тыс. согласились всего 4 покупателя. Причины разные – у кого-то не установлено банковское приложение, кому-то быстрее заплатить картой. Мы поняли, что время, которое кассир потратит на уговоры, может не окупиться оплатой по СБП.

Законодателем было предложено, что комиссия за СБП будет возвращаться малому и среднему бизнесу, это предложение сработало: МСБ научились пользоваться СБП. Но кроме них есть остальной бизнес.

И еще – способ оплаты выбирает клиент, а для него цена в любом случае единая, и у него нет стимула выбирать иной способ оплаты, кроме карты. Если бы цена отличалась – он бы выбирал СБП».

Александр Бубнов, собственник сети «Купец» (г. Иваново)

Фото: Retail.ru

«Эквайер нашей сети – Сбербанк, ставка эквайринга составляет 1,8%. Мы очень недовольны ставкой, потому что для нас это существенные затраты. В продуктовой рознице норма прибыли исчисляется в интервале 2–4% от оборота, соответственно, банк забирает у нас большую часть прибыли.

Для малого и среднего бизнеса минимальный налог на упрощенном режиме налогообложения – 1%, при этом за эквайринг банки берут существенно выше. Именно поэтому эквайринг в совокупности с обязанностью приема платежей по банковским картам воспринимается большинством мелких бизнесменов как еще один налог.

Если мы работаем с наличными деньгами, то инкассация или самоинкассация стоит в интервале 0,3–0,4%. Но логично ожидать, что безналичный оборот по картам, где не задействован труд человека, должен стоить дешевле.

В открытых источниках часто упоминаются европейские страны, где ставка эквайринга составляет 0,2–0,3%.

Понятно, что, когда карты вообще изобрели, ставка эквайринга по кредитным картам включала проценты за кредит, которая перекладывалась с клиента на ритейлера. К сожалению, у нас ставка эквайринга по дебетовым картам находится на уровне ставок по кредитным картам.

В продовольственной рознице доминируют федеральные сети, которые в силу чрезмерно огромной рыночной власти имеют высокую рентабельность, что позволяет спокойно оплачивать комиссию за эквайринг. Малый бизнес в рознице имеет предельно низкую рентабельность, и поэтому особо остро для него стоит вопрос по ставке эквайринга.

СБП – хорошая альтернатива, но наша сеть, к сожалению, не оказывала должного внимания этой системе и только сейчас начала ее налаживать. Очень приятно, что в этом году государство снова компенсирует малому бизнесу комиссию по СБП.

Очень большие сомнения вызывает механика использования СБП, потому что, как известно, покупатель избалован и ленив.

Дополнительные затраты времени или лишние движения отталкивают от услуги. В этом смысле сканирование QR-кода очень неудобно. Особенно это актуально для продовольственной розницы, где через каждый кассовый узел проходит по 500 покупателей в день, и любая проволочка в обслуживании на кассе вызывает неудовольствие стоящих в очереди. К тому же имеются локальные проблемы, например, в конкретном магазине плохо ловится сигнал того или иного оператора связи.

Для продвижения СБП мы решили в первое время платить премию кассирам в размере 1,8% от каждой транзакции по СБП.

Что можно сделать, чтобы сократить затраты на эквайринг? Насколько я знаю, ставка эквайринга во многом зависит от интерчейнджа. Ставка интерчейнджа едина для всех банков и составляет около 1%. Мне кажется, это ставка должна регулироваться ЦБ или ФАС и быть установлена на уровне не выше 0,1%.

Кроме этого, в ставку эквайринга банки включают свои системы лояльности. Считаю, что ритейлерам должно быть дано право определять, будут ли с эквайринга начисляться бонусы по платежам каждой торговой точки. Сейчас же получается, что банки развивают собственные карточные продукты за счет малого и среднего бизнеса через комиссию за эквайринг».

Фото: Nattakorn_Maneerat/shutterstock

Фото: Nattakorn_Maneerat/shutterstock

Разговаривать с банками бесполезно?

Максим Привезенцев, член президиума Федерации рестораторов и отельеров (ФРиО)

«В отелях и ресторанах очень высокий объем платежей по кредитным картам, там QR-платежи не приветствуются клиентами. А в туристических регионах еще одним налогом на отельеров ложатся туристические сборы. Отель обязан взять туристический налог, клиент его платит по карте, и банк снимает процент, хотя туристический налог не является доходом отеля. Это не услуга гостиницы, его ввели местные власти, а платит отель, так как его законодательно обязали собирать налог с клиента.

Дискуссия о снижении тарифов эквайринга ведется очень давно, с девяностых годов прошлого века. Бизнес пытается периодически поднимать эту тему, потому что для него это огромные поборы, но властям до этого нет дела, и ставки никак не регулируются.

По сути, мы имеем квазиналог на бизнес, который назначают коммерческие предприятия, что само по себе является абсурдным. Хотя сама техническая процедура транзакции банку практически ничего не стоит.

Технологии снижают издержки бизнеса, а при этом технологичный банковский сектор, который ежегодно отчитывается о внедренных новациях, почему-то увеличивает тарифы на транзакции.

Хотелось бы, чтобы тарифная политика была рассмотрена властями и были приняты решения по снижению. Пытаться разговаривать с банками бесполезно, вряд ли мы как бизнес можем быть убедительными для них. Без законодательных мер никакой бизнес не откажется от доходов».

Торговля зевнула ферзя

Виктор Насочевский, ведущий эксперт ассоциации малоформатной торговли  

Фото: Ассоциация «НП «ОПОРА»

«Для оценки ситуации надо смотреть цифры, но цифр не хватает, так как банки их не раскрывают. Но на сайте Банка России есть очень много информации, в частности, по национальной платежной системе. По данным Банка России, на предприятиях торговли и услуг в РФ установлено около 4 млн терминалов приема платежей. Одна из компаний, устанавливающая и обслуживающая терминалы, дала оценку, что купить и установить новый терминал стоит 20 тыс. рублей.

Еще на сайте ЦБ есть информация об обороте по картам, в 2021 году доля оплаты картами за товары и услуги в общем обороте по картам составила 56%.

Эта доля растет примерно на 4–5% в год. Общий оборот по картам в торговле и услугах за 9 месяцев 2022 года составил 32 трлн рублей. По нашим опросам, ставка эквайринга составляет примерно 2%.

С учетом средней ставки эквайринга в 2% торговля за 2021 год заплатила 763 млрд рублей за услугу эквайринга. С учетом данных за 9 месяцев 2022 года эта сумма может составить 853,4 млрд рублей по итогам 2022 года (итоги еще не подведены), это на 11% больше, чем в 2021 году.

Проблема не в технологиях, они имеют одинаковую стоимость, – СБП отличается тем, что регулятор изначально построил платежную систему, в которой клиенты платят своими деньгами со своих счетов. А в оплате картами до сих пор работает модель кредитной карты, придуманная в начале 1950-х годов в Америке. Карта Visa появилась на свет как универсальная кредитная карта Bank of America. Тогда банк договаривался с торговцами, что даст их покупателям кредит, а торговцы заплатят за покупателя проценты за первый месяц. Отсюда появился grace period – льготный период кредитования – кредит, оплаченный торговцем. Поскольку у нас доля кредитных карт мала, можно считать, что кредит нашими банками не предоставляется. Кредита нет, а проценты остались. Торговля зевнула ферзя в самом начале партии, 30 лет назад, но сейчас проблема настолько глубока, что все равно будет решена. Давайте сядем с банками, посмотрим на цифры и отрегулируем существующие решения. Дебетовые и кредитные карты должны учитываться отдельно, по дебетовым картам комиссия должна быть комиссия как по СБП, по кредитным – пусть будет большая, любой торговец, которому нужно, чтобы его покупателя кредитовали, будет платить эту комиссию с удовольствием».

Что ответили банкиры

Алексей Войлуков, вице-президент Ассоциации банков России

Фото: Retail.ru

«Тема высоких ставок эквайринга поднимается представителями ритейла не первый раз. Мы проводили много встреч на разных площадках с представителями ритейла, чтобы объяснить структуру сервисов и бизнес-моделей банков-эквайеров.

Комиссия за эквайринг фондирует программы лояльности кредитных организаций – бесплатное годовое обслуживание, СМС-информирование, выпуск дополнительных карт. За счет эквайринговых комиссий фондировались программы для торгово-сервисных предприятий – приобретение POS-терминалов, их обслуживание, обновление программного обеспечения. При законодательном ограничении эквайринговых комиссий эти затраты будут переложены на торгово-сервисное предприятие (ТСП). Для более чем 70% ТСП в сфере розничной торговли это будет означать, что они сами будут покупать и обслуживать оборудование или вынуждены будут уйти в наличные расчеты.

Это будет существенный удар по МСП: его расходы на прием безналичных платежей в год увеличатся минимум на 3–5%, без учета инвестиций на внедрение новых технологий оплаты, которые в данный момент также предоставляются банками.

Таким образом, от снижения эквайринговых комиссий в результате выиграют крупные торговые сети, которые уже сейчас имеют условия существенно ниже среднерыночных. Фактически, это даст им дополнительное конкурентное преимущество и позволит еще сильнее монополизировать рынок, выдавливая с него игроков из сегмента МСП.

Кто виноват в таких высоких ставках? Бизнес-модели не обсуждаются в категориях, кто виноват. Свои бизнес-модели банки выстраивают по запросу клиентов, как физических, так и юридических лиц.

Административный запрет или снижение эквайринговых комиссий не снизит цены для конечного потребителя. В 2020 году для поддержки ТСП и в первую очередь малого и среднего бизнеса было введено ограничение эквайринговой комиссии в сфере онлайн-торговли и медицинских услуг. Итоговая статистика применения этой меры показала, что снижения цен для конечного потребителя не произошло, а де-факто увеличилась прибыль предприятий онлайн-торговли.

Ассоциация банков России последовательно предлагает в качестве мер по снижению затрат на эквайринг для ТСП, включая малый и средний бизнес, активнее внедрять Систему быстрых платежей Банка России (СБП).

Принципы работы СБП значительно отличаются от принципов работы классических платежных систем, что позволяет существенно сократить затраты на прием безналичных платежей, но даже при этом тарифы для бизнеса в системе быстрых платежей составляют 0,4–0,7%. Достижение аналогичных значений в классическом эквайринге при сохранении действующих правил работы технологически невозможно.

Валерия Миронова, Retail.ru

Интервью

Декоративное изображение

Игорь Плетнев, «Около»: «Наша цель на 2025 год – 50 регионов присутствия и 3000 магазинов»

Об особенностях формата малых магазинов, нюансах франшизы и планах развития.

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами