Авторы обзора
Руководитель проекта: Денис Передерин. Аналитика КНР: Мария Тулупова. Аналитика Республики Корея: Анна Яськова, Тимофей Незнанов. Аналитика стран АСЕАН: Светлана Мельникова.
Реклама на retail.ru
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
С учетом реалий и экологических проблем Азии возникает вопрос: насколько возможно воплощение идей бережливого отношения к окружающей среде в ритейле азиатских стран? Не являются ли экотренды уделом только развитых рынков Европы и Северной Америки? Как показало исследование студентов Школы востоковедения НИУ ВШЭ, проведенного при поддержке сети «Азбука Вкуса», азиатские рынки проявляют большой интерес к экологической повестке и трендам разумного потребления на всей цепочке – от покупательских предпочтений натуральных продуктов до ритейл-технологий, сберегающих материалы. Одним из ярких примеров азиатского экотренда может служить кейс китайского интернет-магазина Ant Forest от AliPay с элементами геймификации. В соответствии с китайской «модой» на зарабатывание очков социального рейтинга за каждую «экологически чистую» покупку потребители получают баллы, которые в итоге преобразуются в деревья, посаженные в самых засушливых районах Китая.
В этой статье студенты ВШЭ сделали краткий обзор основных органических продуктов, экоконцепций в дизайне и проектов сотрудничества с агросектором стран Восточной и Юго-Восточной Азии.
В КНР растет количество магазинов, которые предлагают органические продукты питания, косметику и бытовую химию. В их число входят Jenny Lou's, BHG Market Place, City Shop, а также Lohao City и BioFarm. Эти магазины имеют самый широкий ассортимент органических продуктов в Пекине и популярны среди потребителей.
В их ассортименте можно найти следующие продукты.
1) Органические снеки и закуски. В частности, темпе – продукт из цельных, ферментированных соевых бобов; традиционные китайские булочки (бао-цзы) на растительной основе; травяное желе – десерт.
2) Органические специи. Самые популярные специи включают «усяньмянь» и приправу с перцем и арахисом, которая больше похожа на снек с острым вкусом.
Эти специи можно можно найти и в российских магазинах, специализирующихся на ингредиентах для азиатской кухни. Также они представлены на ряде российских маркетплейсов, но ассортимент представляется достаточно скудным.
3) Соевая паста также является одним из основных ингредиентов азиатской кухни, который у нас можно найти на ряде маркетплейсов, но она не представлена в ассортименте обычных супермаркетов.
В Республике Корея тоже наблюдается растущий интерес к органическому сельскому хозяйству и экологической устойчивости. Согласно многим аналитическим прогнозам, рынок органических продуктов питания в Южной Корее будет продолжать неуклонно расти. В связи с чем анализ трендов органической продукции в Южной Корее имеет важное значение для российских компаний, которые планируют расширять ассортимент органической продукции.
Наиболее интересными и подходящими для российского покупателя кажутся следующие категории органических продуктов:
1) Детское питание без добавок. Корейское детское питание отличается и по составу, и по оформлению упаковки. Продукт не содержит сахара и воды, поскольку является естественным пюре из фруктов и овощей.
2) Снеки. Многие корейские снеки состоят исключительно из органических продуктов и подсластителей: риса, изюма, орехов и сладкого картофеля (батата).
3) Коллаген в форме желе. В последние годы большим спросом пользуется коллаген в желейной форме, так как его можно съесть на ходу. Выбор вкусов достаточно широкий, но самые продаваемые – вишня и гранат.
4) Растительные масла и фруктовые уксусы.
В целом рынок Южной Кореи достаточно разнообразен, однако он насыщен традиционными корейскими ингредиентами, что, возможно, не всегда соответствует вкусовым ожиданиям российского потребителя. Если отбросить некоторые непривычные компоненты, то продукты питания похожи на уже представленные на российском рынке, однако отличаются подачей (упаковкой, размерами, вкусами).
Абсолютное большинство стран АСЕАН также делают шаги к продвижению экологически чистых продуктов. Более того, можно ожидать, что и этот рынок будет продолжать расти.
Сейчас на рынке представлено большое количество национальных сетей магазинов здорового питания. В основном товары изготавливаются из хорошо знакомых российскому потребителю продуктов, которые, однако, готовятся специфически. Например, в странах АСЕАН довольно популярны чипсы листьев капусты или сливочно-соленой рыбы в яйце, а также пасты из тыквы, жареного или сырого кешью, миндаля и пр.
В Азии широко внедряются экологические концепции в дизайне и упаковке. Например, многоразовая пищевая пленка – ходовой товар в магазинах, позиционирующих себя как eco-friendly. В состав такой пленки входит органический хлопок, пчелиный воск и масло жожоба. После многоразового использования ее можно компостировать без вреда для окружающей среды.
Ритейл Юго-Восточной Азии также стремится к сокращению отходов. Компании внедряют упаковки, изготовленные из бумаги с дисперсионным покрытием (water-based dispersion paper), которая разлагается и может перерабатываться вместе с обычной бумагой. При этом такая упаковка подходит как для продуктов питания, так и для напитков.
Вместе с тем, интересна и форма бумажных стаканчиков. Произведенные и запатентованные в Индонезии стаканы Butterfly Cup компании Affinity не только удобнее обычных, но и экологичнее, так как не требуют использования отдельной крышки или соломинки. Кроме того, форма стаканчика обеспечивает гигиеничное обращение – для его закрытия необходимо лишь опустить обе стороны краев, что означает, что руки или кончики пальцев не прикасаются к носику для питья. При этом дизайн также включает функцию защиты от разлива, что также повышает уровень удобства и безопасности.
Китайское правительство активно модернизирует сельское хозяйство. Основные тенденции, на которые следует обратить внимание:
1. Органическое земледелие: позволяет производить продукты без использования химических удобрений и пестицидов. Потребители такой продукции осведомлены соответствующим образом и уже осознанно ищут продукцию с такими характеристиками.
2. Утилизация отходов: все больше внимания уделяется утилизации отходов. Например, используются остатки растительных культур для производства биотоплива или животных отходов для производства удобрений.
3. Технологии терморегулирования: позволяют экономить энергию и уменьшать выбросы углекислого газа.
4. Использование возобновляемых источников энергии: позволяет снизить зависимость от нефти и уменьшить выбросы углекислого газа.
5. Сотрудничество с местными сообществами: позволяет создавать экологически чистые продукты и улучшать жизнь местных жителей.
6. Цифровизация сельского хозяйства: позволяет фермерам продавать свою продукцию онлайн.
Республика Корея также имеет весьма технологически развитый сельскохозяйственный комплекс. Прослеживаются следующие тренды:
1. Развитие малого фермерства и садоводства. Благодаря этому страна преуспела в области выращивания фруктов и овощей.
2. Спрос на органические товары. Исследования корейских потребителей показали их высокую чувствительность и позитивную реакцию на различные органические и eco-friendly бренды.
3. Продвижение локальных брендов. В сфере дистрибуции агропродукции наибольшей локальной идентичностью обладают водоросли, мандарины и чай провинции Чеджу. Минимаркеты могут организовывать отдельные полки для продукции малых фермерских хозяйств из собственной провинции. Такой опыт, в частности, демонстрирует г. Пхаджу провинции Кёнгидо. Даже такой гигант, как корпорация Lotte, также участвует в продвижении малых провинциальных хозяйств, подписывая соглашения о сотрудничестве с ними, налаживая логистическую коммуникацию, организовывая хранение продукции и даже брендирование упаковок.
4. Развитие агротуризма. Фермы привлекают туристов для участия в сборе урожая, создают специальные выставочные помещения, раскрывающие процесс работы, и внедряют рекреационную и развлекательную инфраструктуру для туристов. Правительство и профильные организации Республики Корея активно содействуют развитию агротуризма как с помощью программ субсидирования, так и созданием цифровой инфраструктуры.
Кроме того, можно отметить и усилия стран АСЕАН, где компании также начинают уделять большое внимание сотрудничеству с местным агросектором. Большая часть взаимодействия агросектора и розничной торговли происходит через компании-посредники, которые предоставляют сервисы для упрощения поиска производителей и решения логистических проблем.
Интересные решения внедряются индонезийской компанией Segari. Для увеличения объема и качества необходимой продукции компания предоставляет фермам-партнерам аналитическую информацию о перспективах спроса. Таким образом, фермеры заранее планируют количество урожая разных культур, в результате чего лучше прогнозируют потребности покупателей, а также сокращают количество невостребованных продуктов. Кроме того, каждый из поставщиков Segari имеет собственный QR-код, который ставится на всю его продукцию. Такая система помогает компании лучше отслеживать посылки, а также давать обратную связь и рекомендации по качеству продукта.
Так или иначе, эконаправленность перерастает из декларативного статуса в необходимость и находит в Азии соответствующий отклик как среди производителей продукции и услуг, так и среди потребителей.
Тем, кто интересуется экотрендами Азии, можно рекомендовать посещение выставки Eco Expo Asia. Недавно очередной форум прошел в Гонконге под слоганом «Прыжок к углеродной нейтральности». Целью выставки, по утверждению организаторов, было вновь собрать под одной крышей известные бренды, экспертов и ученых, чтобы продемонстрировать новейшие экологически чистые продукты и технологии, обсудить последние тенденции и сформулировать долгосрочные решения для реагирования на климатический кризис.
Авторы обзора
Руководитель проекта: Денис Передерин. Аналитика КНР: Мария Тулупова. Аналитика Республики Корея: Анна Яськова, Тимофей Незнанов. Аналитика стран АСЕАН: Светлана Мельникова.
Читайте также:
Какие трудности возникают на пути продукции из Китая и где «подстелить соломку»
Селлеры подняли бунт против политики возвратов Pinduoduo
Бизнес-модель для Дубая: что надо знать, чтобы не прогадать с выходом?
Aldi: как крупнейшую в мире сеть дискаунтеров выковала бережливость двух братьев
Как китайский Pinduoduo дал бой Amazon в США
Фрукты и овощи: как зарабатывать и развивать категорию?
Организация дистанционной торговли и поддержка в «1С»
Тренды онлайн-ритейла 2023: как меняются приоритеты покупателей
Вторая жизнь вещей: как «Перекрёсток» и «Зелёная капля» продвигают идеи ответственного потребления
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?