Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Экопрогресс: российские биопродукты планируется узаконить
Времена фаст-фуда и другой вкусной, но вредной еды постепенно уходят в прошлое. Возле ресторанов быстрого питания уже не выстраиваются километровые очереди, трехслойными сэндвичами мало кого удивишь, и вслед за Европой все больше россиян начинает приобщаться к здоровому образу жизни.
Что такое экопродукты и с чем их едят
Приставку «эко» сейчас модно добавлять к названию практически любого продукта или предмета быта, но что именно обозначает, к примеру, термин «экопродукт», понятно не всем. «Это тот продукт, который выращен на экологически чистой земле, на которой не применяли никакие химические минеральные удобрения, пеcтициды, нитраты. При ее переработке не использовали консерваторы, эмульгаторы, стимуляторы. Животных, которые, например, давали молоко, не кололи антибиотиками и гормонами роста», – поясняет основатель объединения «Экокластер», владелец экофермы «Коновалово» Александр Коновалов.Казалось бы, все предельно просто, однако разобраться и понять, где именно можно найти такую продукцию на полках магазинов, получается не всегда. Одна из основных проблем, по мнению экспертов, состоит в отсутствии специальной маркировки. «Надо делать какие-то отдельные полочки в магазине, где писать «фермерская экологическая продукция с такого-то хозяйства», чтобы было понятно. Сейчас, конечно, пишут производителя, но маркировки, что это экологически чистая продукция нет», – говорит А.Коновалов.
Вместе с тем некоторые производители, понимая, что тренд «эко» подбирается все ближе к гребню волны, помечают свою продукцию как экологически чистую. «Стоит помнить, что такие названия как «био» или «экологически чистый» и т.д. не признаются и не гарантируют соответствие стандартам органической (экологической) продукции», – отметил в беседе с РБК руководитель кооперационного проекта «Германо-Российский аграрно-политический диалог» Флориан Амерсдорффер. Он также советует внимательно изучать упаковку и искать, изображен ли на ней реальный экологический сертификат или используется какая-либо конструкция для обозначения якобы органических продуктов. После этого, как ни банально это звучит, необходимо обратить внимание на ингредиенты продукта и решить, хотите ли вы их употребить в пищу.
Цена вопроса
Как давно известно, здоровыми могут себе позволить быть только люди обеспеченные, а таких в России не очень много. Поэтому сегодняшний среднестатистический потребитель пока не может себе позволить покупать органические продукты на регулярной основе. Впечатляет и разрыв цен на экопродукты между Россией и западными странами.Как рассказал руководитель службы GR Корпорации «Органик» Олег Мироненко, на Западе органические товары максимум на 10-40% дороже обычных, а на российском рынке их стоимость выше среднем в 2 раза. Объясняется эта разница просто: большая часть продукции завозится в Россию из-за рубежа, а значит, цену определяют, в том числе транспортные и таможенные издержки, расходы на дополнительную сертификацию. По его мнению, единственный способ сделать органику более массовой, а бизнес, связанный с продажей органических товаров, более прибыльным, – выводить на российский рынок отечественную биопродукцию.
Большая перемена
И тут возникает новое осложнение. Дело в том, что число производителей экопродукции буквально можно пересчитать по пальцам. По словам А.Коновалова из «Экокластера», сейчас на российской рынке работает всего 10-15 компаний, имеющих международные сертификаты по стандарту «органик». Еще около 30-40 компаний находятся в стадии сертификации.
Получить такой документ, удостоверяющий право компании на производство органической продукции, – удовольствие недешевое. Чтобы иметь право производить только один продукт по такому стандарту, необходимо заплатить 2,7 тыс. евро.
«Сегодня в России невыгодно производить здоровые продукты – они сложнее в производстве, а значит, дороже обычных и прежде всего поэтому не пользуются массовым спросом», – считает генеральный директор компании «Юнигрейн» Алексей Дюмулен.
По мнению участников, порвать этот замкнутый круг смогут лишь конкретные решения на правительственном уровне. О необходимости перемен говорят и представители законодательной власти. По мнению депутата Госдумы РФ, члена комитета по охране здоровья Александра Прокопьева, преодолеть 20-летнее отставание России в области здорового и экологического питания поможет создание отдельного закона для введения единых правил в системе здорового питания.
Такой документ уже готов. Проект федерального закона «О производстве органической сельскохозяйственной продукции и внесении изменений в законодательные акты РФ», устанавливающий основные понятия в сфере, уже разработан Минсельхозом в сотрудничестве с профильной рабочей группой и направлен на межведомственное согласование. Участники рынка надеются, что он вступит в силу уже в следующем году. Кроме того, параллельно с законопроектом рабочей группой разрабатывается проект техрегламента на органическую сельскохозяйственную продукцию и национального стандарта органической сельскохозяйственной продукции.
Экобудущее
Таким образом, как ожидается, после вступления в силу всех озвученных документов рынок экопродуктов обретет свои четкие очертания и, собственно, участников. «На рынке после принятия законодательства появятся игроки, которые будут работать по правилам, непорядочные производители сразу же уйдут. В результате рынок оживет», – надеется А.Коновалов.
Согласно прогнозам «Экокластера», в 2013г. объем органической продукции, реализованной на территории России, включая импортную и отечественную, достигнет 120 млн долл., что на 20% больше, чем в прошлом году. Ожидается, что в перспективе рост продаж экопродукции также будет составлять 20-30% в год.
Справедливости ради надо отметить, что доля России в общем объеме продаж экологически чистой продукции ничтожно мала. Ее мировой оборот за последние десять лет увеличился в разы и достиг объема в 80 млрд долл. По прогнозам экспертов, к 2020г. ожидается рост этого сегмента до 200 млрд долл.
Меж тем возможности России в экосекторе, как и во многих других отраслях, огромны. «Вообще потенциал наш такой: 40 млн га земли в России – это залежная земля, которая не использовалась уже порядка 20 лет со времен распада СССР. Это абсолютно чистая земля, которая устоялась, ее можно использовать под органическое земледелие», – рассказывает А.Коновалов. Пока в категорию экологических земель, по данным Международной ассоциации, переведены или находятся в стадии перевода всего лишь около 140 тыс. га.
Экологически чистые продукты можно выращивать и самим. «В России хорошо развиты личные подсобные хозяйства (ЛПХ), в том числе дачные. Как правило, ЛПХ и мелкие фермеры и так производят экопродукт, и нужен закон, позволяющий именно небольшому производителю проходить сертификацию соответствия самым высоким международным требованиям», – считает генеральный директор компании «Экокультура» Яков Любоведский. По его прогнозам, именно за счет таких производителей рынок отечественной органической продукции может вырасти на десятки миллионов долларов.
В качестве примера он отметил, что если сейчас закупочная цена 1 кг картофеля составляет 4,5 руб., то имея сертификат соответствия органической продукции, фермер сможет продать 1 кг картофеля за 25 руб. Для конечных покупателей цена может снизиться только в случае, если государство начнет субсидировать данную отрасль. «Я надеюсь, что государство обратит внимание на эту отрасль, будет выделять государственную поддержку, субсидии, дотации, как это делается во всем мире. Тогда себестоимость продукции, безусловно, упадет», – считает А.Коновалов. По его словам, в странах ЕС за использование 1 га земли органическим способом государством выделяется в среднем от 150 до 300 евро субсидий.
В законопроекте предусмотрен целый комплекс мер поддержки экопроизводителей, а значит, есть шанс, что экопродукция станет более доступной по цене.
Виктория Андреева, РБК
Интервью
Александр Злобин, Magic burger: «К 2028 году планируем нарастить сеть до 400 заведений»
За 5 лет региональная сеть выросла до 13 кафе, запустила собственное пищевое производство и планирует продавать франшизу.