Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Экономить сейчас или запасать: какой путь выбирает российский потребитель?
Во время экономических изменений участникам рынка важно держать руку на пульсе. Понимать, что происходит с потребительским настроением в новых условиях и как меняются ключевые стратегии покупательского поведения. Свежими данными в ходе онлайн-конференции « Поставщик в сети: адаптация продаж в тревожное время» поделилась Анастасия Сидорина, директор по работе с клиентами холдинга «Ромир».
Фото: Drazen Zigic/shutterstock
Что думают покупатели?
Прежде всего специалисты «Ромир» советуют учитывать, что уровень информированности населения в данное время очень высок. 66% жителей страны частично или полностью в курсе происходящего в стране и за ее пределами. При этом 50% покупателей по-прежнему предпочитают получать информацию от телевидения (45% опрошенных заявляют о том, что доверяют «голубому экрану»). 14% регулярно просматривают информационные сайты и еще 10% читают Telegram (уровень доверия к которому выражают уже 24% опрошенных, данная цифра за последнюю неделю выросла на 6%). При этом специалисты уже говорят об «информационной усталости» россиян: на десятой неделе 2022 года на рынке наблюдается существенное смещение интереса аудитории в сторону развлекательного контента. Все это оказывает влияние на потребительскую уверенность.
«Если взглянуть на общую оценку текущей экономической ситуации, то 85% оценивают происходящее как кризисные условия, – комментирует директор по работе с клиентами холдинга «Ромир» Анастасия Сидорина. – Неудивительно, что индекс потребительской уверенности при этом находится в отрицательной зоне (-19,2%). Но мы можем зафиксировать некую положительную динамику, потому что на десятой неделе 2022 года доля россиян, которая отражает негативную динамику индекса, постепенно сокращается».
При этом подавляющее большинство опрошенных (54%) считают, что экономическая ситуация в стране в дальнейшем будет только ухудшаться. 39% считают, что для стабилизации ситуации потребуется более года. Но если говорить про оценку сроков возвращения в привычный ритм жизни, то 37% надеются потратить на это не более 2 месяцев. 12% считают, что хватит месяца, а 28% и вовсе говорят, что не меняли привычный образ жизни.
Однако 57% россиян заявляют о том, что их материальное положение за последний месяц ухудшилось, 13% говорят о существенном ухудшении. И это еще не предел: 60% опрошенных заявляют, что в ближайшие полгода они продолжат беднеть. Если говорить о размере сбережений, которые есть у россиян, то они невелики. 39% говорят, что этих денег хватит примерно на три месяца, 35% рассчитывают растянуть запасы денег на полгода. 42% опрошенных и вовсе не имеют никакой «финансовой подушки».
Паттерны поведения покупателей
Чтобы сэкономить и без того скудные запасы 52% опрошенных готовы отказаться от дорогостоящих покупок и товаров длительного пользования, 47% откажутся от отдыха и развлечений, 45% пересмотрят бюджет в пользу покупки еды и других товаров повседневного спроса, 23% рассчитывают на старые добрые 6 соток и готовы пытаться выращивать часть продуктов самостоятельно.
«Есть проранжировать категории с точки зрения отказа от них, то на первом месте действительно окажется то, что требует существенных затрат, – говорит Анастасия Сидорина. – Это ювелирные украшения, автомобили, системы нагревания табака, смартфоны и планшеты, крупная бытовая техника, недвижимость и услуги доставки готовой еды на дом. На последних позициях находятся продукты питания, лекарства, фрукты, непродовольственные товары, средства личной гигиены и корма для животных».
При этом 70% опрошенных готовы также оптимизировать расходы на еду и товары первой необходимости. Они планируют покупать товары по скидкам и акциям. Также очень популярна история переключения на товары более низкого ценового сегмента: такой сценарий выбирают 68% россиян. 51% начнет посещать хард-дискаунтеры (доля хард-дискаунтеров в кошельке покупателя уже составляет 5,4%, рост за неделю составил 0,7%). 40% респондентов твердо намерены ходить в магазин со списком и отказаться от импульсных покупок. Специалисты также отмечают рост интереса россиян к товарам СТМ : с их помощью рассчитывают сэкономить 36% опрошенных.
«Очень важно, что за последние годы сформировалось положительное отношение к товарам собственной торговой марки, – комментирует Анастасия Сидорина. – Барьеры восприятия, что это какой-то некачественный или дешевый товар, уже сняты. Сформировался определенный уровень лояльности. Поэтому для покупателей это будет одним из решений».
Что касается ажиотажного спроса на товары первой необходимости, то такое поведение характерно только для 20% потребителей. Эту группу по итогам опроса условно называют «Паникеры». Примерно столько же на рынке «Рационалистов»: 19% потребителей не увеличили траты ни на одну из категорий и не закупают впрок еду и лекарства. Столько же человек относится к условной категории «Аскеты»: они не экономят на еде, однако не позволяли и не планируют позволять себе покупок свыше необходимого. 25% из числа тех, кто относится к еще одной условной категории «Стратеги», увеличили траты на непродуктовые товары, которые не относятся к товарам первой необходимости. И 18% – так называемые «Инвесторы» – увеличили свои расходы на ремонт автомобилей, страховку и так далее.
И еще один момент, о котором советуют помнить участникам рынка: жители России также по-прежнему находятся в поисках оптимального способа борьбы со стрессом. По результатам опроса, 45% россиян выбирают в качестве способа отвлечения прогулки, 42% – проводят время с друзьями. Но на третьем месте остается вкусная еда: «заедать» стресс предпочитают 33% опрошенных, 22% на этом фоне приобретают и употребляют витамины и БАДы, и еще 19% не отказываются от правильного питания.
Людмила Клыженко, Retail.ru
Читайте также:
Игорь Бухаров, ФРИО: «Государство должно убрать лишние требования, и тогда выживем мы все»
INFOLine советует поставщикам выходить в новые торговые сети и оптимизировать ассортимент
Розничный торговый оборот в России в 2022 году снизится на 7–9%
Российские производители во времена беспрецедентных санкций
«Плохой сценарий» в пищевой индустрии
Сергей Илюха: корректировка ассортиментной политики магазина во время санкций
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?