Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Экономика рыночная, а торговля — советская
Обвесы, обсчеты и прочие виды обмана покупателя были характерной чертой советской торговли, у работников которой была репутация обманщиков, живущих на нетрудовые доходы. Сейчас, когда настали капиталистические времена, казалось бы, рынок должен был заставить торговлю повернуться лицом к покупателю: в борьбе за клиентов все от владельцев торговых палаток до супермаркетов должны заботиться о своей репутации, чтобы покупатель пришел именно к ним еще раз. Однако подкрученные весы в овощной палатке это мелочь по сравнению с тем, какие хитрости для обмана покупателей придуманы в супермаркетах. Причем, увы, с приходом именно крупных сетевых магазинов классические схемы мошенничества и обмана потребителей только прогрессируют.
В «продвинутых» магазинах сегодня существует несколько основных видов обсчета, причем чаще всего покупатель не замечает, что его обманули. Первый вид надувательства «лишняя покупка». Это когда вместо пяти бутылок пива вам на кассе пробивают шесть. Такое случается, когда через сканер проходит не каждая покупка одного наименования, а одна с последующим умножением. Причем чем больше вы покупаете продуктов и чем длиннее оказывается ваш чек, тем больше вероятность, того что вас обманули.
В супермаркетах и гипермаркетах люди часто закупают продукты на несколько дней. Чеки метровые, и проверить, не отходя от кассы, соответствуют ли они содержимому тележки, зачастую практически невозможно. Люди чаще всего проверяют чеки дома, где и обнаруживают, что их обманули. Поэтому первое правило при расчете в супермаркетах всегда брать чеки, даже если нет возможности сразу их проверить. Иначе можно спровоцировать еще одно традиционное для этих магазинов нарушение.
Кассир может просто не сбросить с компьютера информацию о покупках и приплюсовать их стоимость к покупкам следующего клиента, особенно если первый покупатель берет одно пиво, а за ним стоит человек с тележкой, полной продуктов. Он наверняка даже не заметит, как еще раз заплатит за уже проданное пиво. А обнаружив лишнюю позицию в чеке за пределами магазина, не сможет доказать «ошибку» кассира: может, он это пиво уже выпил.
Третий вид обмана «лишняя цифра». Нередки случаи, когда кассиры пробивают завышенную цену («лишнюю» цифру). Если покупатель заметил неладное, объясняют программной ошибкой в электронной системе кассовых аппаратов при автоматическом считывании штрих-кода сканером. Вероятность обсчета резко возрастает, если кассир вводит штрих-код в кассовый аппарат вручную. Примерно такие же трюки с кодами проделывают в овощных и колбасных отделах, когда покупатели просят взвесить товар. Кладя на электронные весы, к примеру, кочан капусты, продавец набирает код более дорогих апельсинов и взвешивает капусту по цене апельсинов.
Еще один вид мошенничества разные цены на один и тот же товар. То есть в ценнике на полке цена одна, а на кассе другая. Здесь расчет строится на том, что человек, отстояв очередь к кассе, просто не пойдет менять товар, пожалев свое время и нервы.
Помимо уже указанных способов надувательства покупателей в супермаркетах существует еще и несколько «мелких» способов бескровного изъятия денег у населения. Например, на полке магазина выставлен товар с одним и тем же названием, но по разным ценам. Скажем, водка: в подарочной упаковке она стоит 150 рублей, а без нее 90. Покупатель приобретает простую бутылку, а ему ее пробивают как подарочную. На чеке в графе «наименование товара» и в том, и в другом случаях указывается просто водка такая-то.
Другая не менее распространенная уловка «плавающая дневная цена». Обычно цена действует до определенного часа, а потом меняется на «вечернюю». Но покупатель об этом узнает уже только на кассе или дома, когда подсчитывает, сколько денег потратил на покупки.
Еще одна удочка, на которую часто ловят зазевавшихся клиентов, это расфасованные товары. Дело в том, что в супермаркетах товары зачастую оценивают не по массе нетто, а по массе брутто, то есть вас заставляют платить и за вес упаковки по цене товара. При этом упаковщики часто используют более плотную пленку, чем положено. Тут обманывают покупателей не только кассиры. Взвешивая, например, кусочек семги или осетрины вместе с пенопластовой подложкой, которая весит 8-10 граммов, продавцы отпускают покупателю эту подложку по цене деликатеса. То же самое происходит и с расфасованными фруктами.
Многие продукты имеют свойство усыхать и терять при этом в весе. Например, за неделю 100 килограммов бананов, полежавших в магазине, усыхают в общей сложности на 2-3 килограмма. Но по неписанным правилам фрукты должны «худеть» без ущерба для продавца.
Поэтому бананы сразу же фасуются в пакеты, на них наклеиваются этикетки с весом и стоимостью. И там, где указан 1 кг, вполне может оказаться 900 граммов.
Не меньшей любовью в супермаркетах пользуются обманы со сбытом товаров с заканчивающимся сроком годности. На такие товары приклеивают новые этикетки или заменяют упаковку на другую с новой датой. Залежавшийся товар подкладывают поближе к покупателю, а тот, что посвежее в глубину полки или холодильника. Легко бьющийся товар, который не пользуется популярностью, ставят в неустойчивом положении на самый край полки, где велика вероятность его задеть.
Поэтому эксперты советуют не спешить верить этикеткам, не стесняться перевешивать товар и ходить по торговому залу с калькулятором, складывая цены покупок. Тогда, если получившаяся сумма не совпадет с пробитой в чеке, можно будет разобраться, не отходя от кассы.
Конечно, можно попенять на то, что система подготовки кадров в торговле почти утрачена. Сегодня магазины сами обучают людей, причем только техническим азам и уже на рабочем месте. Поэтому подготовка кадров в российских супермаркетах крайне низка. Однако, несмотря на низкий уровень торговой культуры, продавцы почему-то не ошибаются в пользу покупателя. Ведь нам не продают дорогие конфеты по цене глазированного сырка или ананас по цене морковки
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?