Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Екатеринбург становится зоной дислокации торговых центров
Мария Банных, Экспертный канал «УралПолит.Ru»
В скором времени они заполонят отдаленные районы города
Центр Екатеринбурга постепенно превращается в место «дислокации» современных торговых центров. Их число продолжает стремительно расти: ежегодно в городе вводится не менее сотни тысяч квадратных метров, при этом появляются новые форматы торговли. По данным городского комитета по товарному рынку, сегодня насчитывается уже 18 торговых объектов, где можно не только совершать покупки, но и отдыхать. Всего в столице Урала насчитывается 2767 предприятий торговли. Отмечу, что сюда попадают и обычные продовольственные магазины, супер-маркеты, гипер-маркеты, торгово-развлекательные центры. Все вместе они располагаются на площади в 1 млн. 24 тыс. кв. метров. Причем 43% от этой площади ─ 466. тыс. кв. метров ─ занимают существующие торговые центры. Тем не менее, как сегодня, 22 июля, на совещании с представителями торговли областного мегаполиса заметил председатель комитета по товарному рынку города Виктор Контеев, строительство новых центров торговли и отдыха продолжится. «Если для них не будет хватать места в центре города, постепенно будем перебираться в отдаленные районы», - констатировал Виктор Контеев.
Уже ни для кого не является секретом, что основная часть крупных торговых центров сосредоточена практически в самом центре Екатеринбурга. Сегодня это «Успенский», «Бум», «Гермес Плаза», «Гринвич», «Сити-центр» и новый маркет «Гринго», который открылся только в этом году. Как правило, их названия находятся на постоянном слуху у горожан. А «Гринвич», после ТЦ «МЕГА» вообще занимает первое место по популярности.
Как отмечают эксперты, такое развитие характерно для многих городов России – сначала застраивается центральная часть города, а затем переходят на его отдаленные районы. По такому же пути развития пошел и Екатеринбург. «Сейчас мы находимся на третьем этапе застройки, когда торговые центры начинают появляться в других районах города. Например, речь идет о той же самой «МЕГЕ», «Метро». В конце нынешнего года первый торговый центр появится в Орджоникидзевском районе», - констатировал Виктор Контеев. Отметим, что торговыми центрами на сегодняшний день не принято считать объекты, занимающие площадь менее 5 тыс. кв. метров.
Как рассказал «УралПолит.Ru» директор исследовательского центра ООО «Урал-Гермес» Александр Засухин, Екатеринбург по росту введенных площадей уже находится в лидерах среди других городов России. Тем не менее, по его словам, несмотря на постоянное увеличение площадей для торговли, уровень загруженности их арендаторами составляет порядка 70-80%. «Оптимизация схем работы с арендаторами сегодня очень важна. Когда мы проводили анкетирование в этом году, только порядка 60% торговых центров предоставили нам ответы, остальные 40% просто промолчали. Напомню, что в прошлом году была 100% сдача. Отмечу, что сейчас в торговых центрах работает 837 арендатора», - рассказал «УралПолит.Ru» Александр Засухин.
Как отмечалось на совещании, в первом полугодии 2008 года в городе стало на три торговых центра больше. Речь идет, как уже писалось выше, о ТЦ «Гринго»: концепция торговли ─ молодежная мода, общей площадью 5 тыс. кв. метров; о ТЦ «Лимеранс» премиум-класса ─ общая площадь 12 тыс. кв. метров, который располагается на улице Малышева-Воеводина и о ТРЦ «Мегаполис».
Как пояснила корреспонденту «УралПолит.Ru» сегодня заместитель председателя по товарному рынку города Наталья Фирстова, практически подтвердив слова Александра Засухина о не высокой наполняемости арендаторами: ТРЦ «Мегаполис» с момента открытия заполнен ими только на 85%.
Неполноценная наполняемость торговых центров арендаторами, это, как отмечают эксперты, еще полбеды. Благодаря вводу новых супер-маркетов с иными форматами торговли и предложением новых товаров и услуг, старые нуждаются в серьезной реконцепции. По оценке Александра Засухина, в ней сегодня нуждается порядка 40% существующих торговых центров. «Наступает эпоха реконцепции, которая неизбежна на этой стадии развития. Нужна не только торговля, но увеличение площадей под диверсификацию торговли. Если сегодня торговые центры не будут этим заниматься, то в будущем они уйдут с рынка», - констатировал Александр Засухин. Отметим, что сегодня в таком подвешенном состоянии оказались ТЦ «Дирижабль» и «Екатерининский».
Как констатируют эксперты, благодаря тому, что с каждым годом в Екатеринбурге увеличивается число торговых площадей, у арендаторов появляется возможность выбора, поэтому арендодатели вынуждены идти на некоторые уступки – снижать арендную ставку. «В течение уже длительного времени арендные ставки по ряду торговых центрах находятся в стагнации. В дальнейшем, на мой взгляд, продолжится их снижение. Причем, ставки будут меняться в зависимости от того, к какому формату торговли относится тот или иной супер-маркет», - констатировал Александр Засухин.
И напоследок, стоит сказать, что сегодня срок окупаемости торговых центров в Екатеринбурге составляет от 7 до 8 лет. Причем раньше для этого было достаточно 4-5. Некоторые эксперты считают, что рынок ритейла в Екатеринбурге заразился серьезной гигантоманией – ежегодно вводится в строй десятки тысяч новых торговых площадей, причем располагаются они в основном в центре города и рассчитаны на средний уровень доходов населения. По оценкам представителей торгового бизнеса, сегодня рынок нуждается в торговых центрах-дискаунтерах (постоянных распродаж) и маркетах премиум-класса (для богатых). Как отметили в комитете по товарному рынку администрации города, действительно, в перспективе, Екатеринбурге переориентируется на такие торговые центры.
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?