Декоративное изображение
12 284

Поделиться

Екатеринбург надеется на стрит-ритейл

Екатеринбургу не хватает продовольственных торговых площадей. По словам заместителя председателя комитета по товарному рынку Администрации Екатеринбурга Натальи Фирстовой, на сегодняшний день количество торговых площадей, занятых продовольственной торговлей, в городе составляет 258 кв.м. на тысячу жителей, тогда как по нормативам этот показатель должен составлять 270 кв.м. на тысячу жителей. Кроме того, распределение продуктовых магазинов на территории города неравномерно. По оценкам экспертов, меньше всего продовольственным ритейлом обеспечен центр города: «Продовольственных площадей не хватает в центре, в частности на улице Ленина, недостаточно их и в Кировском, и в Октябрьском районах, однако здесь необходимо говорить не об административном делении, а о конкретных территориях», – отметила Наталья Фирстова. 

Одним из решений проблемы в администрации города видят более тесное взаимодействие с застройщиками: «По каждому новому жилому комплексу мы ведем отдельную работу, собираем информацию, что в нем планируется – продовольственный и непродовольственный ритейл, общественное питание, услуги. И когда к нам приходят сетевые операторы, которые желают развиваться, мы предоставляем им эту информацию, чтобы они планировали свое развитие», – рассказала Наталья Фирстова.

С ней согласен директор агентства коммерческой недвижимости «Атомстройкомплекс» Сергей Кравчук: «С точки зрения инфраструктуры мы понимаем, что наличие продуктового магазина зачастую просто обязательно и, в принципе, мы практически всегда закладываем площади под продритейл, особенно в больших комплексах», – рассказывает он. – Мы стараемся заранее проектировать такие помещения, ведем переговоры с операторами и видим, что спрос со стороны бизнеса есть, а ведь бизнес отражает интересы населения, то есть спрос со стороны конечных покупателей также есть. Другой вопрос, что объектов в центре на сегодняшний день строятся единицы».

Рассуждая о неравномерности распределения продуктового ритейла на карте Екатеринбурга, господин Кравчук называет и другую проблему – высокие арендные ставки и цены продажи на торговые помещения в центре города. По его словам, экономика продуктовых магазинов зачастую не «тянет» недвижимость в центре.

В целом же, по словам г-на Кравчука сегодня активны практически все продуктовые сети Екатеринбурга – «Кировский», «Звездный», «Елисей», «Пикник». «Федеральные сети, такие как «Монетка», «Пятерочка», «Магнит» – готовы смотреть любые точки. Они достаточно быстро принимают решения, при этом магазины берут как в аренду, так и готовы приобретать помещения в собственность», – говорит он. Однако еще одна проблема, препятствующая развитию продритейла, заключается в том, что сети сталкиваются с нехваткой подходящих площадей. «У ритейлеров колоссальная проблема в помещениях, которые бы им подходили для бизнеса. Минимальный формат продуктового магазина – от 350 кв.м. И, кроме того, есть ряд требований – должна быть загрузка, мощности, более-менее свободный торговый зал. Как правило, на этом огромное количество помещений попросту отсекается», – говорит Кравчук.

Его поддерживает генеральный директор сети супермаркетов «Елисей» Марина Лачихина: «Найти подходящее помещение для розничной торговли сегодня в Екатеринбурге крайне сложно. Причина в том, что строители не учитывают наших потребностей и даже самых простых требований, таких как прямоугольная форма помещения. Недавно мы открывали магазин на ул. Шейнкмана, там полукруглая планировка, было очень сложно. Кое-как мы «отвоевали» 330 кв.м, нам пришлось «спуститься» в подвал и взять дополнительные помещения в аренду у управляющей компании, чтобы в итоге открыть достойный магазин.

По ее словам, сегодня в Екатеринбурге единицы застройщиков прислушиваются к потребностям ритейла и заранее ведут работы с торговыми сетями. В остальных случаях приходится приспосабливаться к существующим условиям: «Мы – магазин у дома и нам нужно быть ближе к покупателям, поэтому приходится брать то, что строят и адаптировать, перестраивать, доделывать», – говорит госпожа Лачихина.

Что касается открытия магазинов в центре города, ритейлеры сегмента «средний плюс» видят себя здесь хорошо, особенно в новых домах, где формируется дополнительный трафик. «К примеру, на Шейнкмана мы «встали» совершенно намеренно, так как в центре очень плохо с продуктовыми магазинами, а жителям центра, в свою очередь, нужен именно качественный продуктовый ритейл», – говорит Марина Лачихина. Она также отмечает, что по экономике центр «переносится» нормально при наличии достаточного трафика и хорошем среднем чеке. Однако в центре есть другие проблемы – например, с парковками. «Во-первых, места крайне мало, во-вторых, зачастую жители используют парковки перед магазинами для своих нужд, что затрудняет подъезд покупателям. Но поскольку земля находится в муниципальной собственности, мы ничего не можем с этим сделать », – добавляет эксперт.

Таким образом, для решения проблемы неравномерной обеспеченности продуктовыми магазинами в Екатеринбурге необходимо более тесное взаимодействие всех участников процесса – застройщиков, продуктовых сетей и представителей власти – считают эксперты. Проблему нужно решать не только со стороны застройщиков, учитывая требования ритейла к помещениям, но и, что касается центральной части города, возможно, подключать дополнительно помещения, находящиеся в муниципальной собственности: «У города есть помещения в центре, которые сдаются в аренду, думаю, что с городом можно договорится о приемлемой для «продуктовиков» арендной ставке» – резюмирует Кравчук.

Марина Шпилько Retail.ru

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами