Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Эффективный магазин в условиях пандемии
Пандемия устроила рознице экзамен на эффективность. Волны ажиотажного спроса, ряды пустых полок, многократное повышение объемов закупки, затоваривание складов – это было лишь началом, за которым последовали нехватка персонала в магазинах, обеспечение мер безопасности в магазинах, дезинфекции и прочее. Понимание, что ситуация может повториться, заставляет ритейлеров искать решения, способные повысить эффективность цепочки поставок и работы магазинов в стрессовых условиях. Одно из таких решений, которое сегодня все активнее применяется в Европе, это предупакованные полупаллеты. О том, как они могут сделать магазин безопаснее и повысить качество работы ритейлера, рассказал Максим Егоров, категорийный менеджер и эксперт по решениям для последней мили компании CHEP Россия, в ходе онлайн-конференции «Неотложные меры в управлении цепями поставок»
ФОТО: eldar nurkovic/shutterstock
Ажиотажные спрос в начале пандемии многих ставил вспомнить, как выглядят пустые полки. Но, как очевидно, пустая полка не всегда означает недостаток товара. Часто продукцию просто не успевали выкладывать. Пустые полки также могут возникать из-за неэффективной работы мерчендайзеров или особенностей формирования заказов в магазине. Причины могут быть разные, но последствия удручающие. В период пандемии пустые полки подстегнули ажиотаж, но в обычное время пустая полка – это не только упущенная выгода, но и потерянный покупатель. Если покупатель три раза не находит в магазине нужный ему товар, как правило, он уходит из такой точки навсегда. В условиях нынешнего кризиса еще одним важным инструментом привлечения и удержания покупателей стала безопасность в торговом зале: маски и перчатки, дезинфекторы, расширения рядов и разметка и, как бы удивительно это не прозвучало, выкладка товара.
Препак – заранее упакованная на полупаллеты продукция – может повысить уровень безопасности в торговом зале магазина. Причем сразу в двух аспектах.
-
Во-первых, чтобы выложить товар, сотруднику магазина достаточно выкатить предупакованную полупаллету с продукцией в зал и установить ее в нужное место. Уже нет необходимости загораживать проход упаковками товара и вручную перекладывать продукты на полки.
-
Во-вторых, максимально сокращается количество касаний товара. В условиях пандемии все стараются как можно меньше прикасаться к чему-либо в общественных местах и к продуктам в торговом зале тоже. На этапе производства товар сразу располагается в препаке на полупаллете, а затем уже в упакованном виде доставляется на РЦ ритейлера и впоследствии в торговую точку, где сотрудник уже в торговом зале просто удаляет защитную упаковку, ничего не распаковывая вручную. На этом его задача по выкладке закончена, и он может заняться выполнением других обязанностей или обслуживанием клиентов.
Согласно данным исследовательской компании IGD, полупаллетная выкладка позволяет сократить количество операций в логистической цепочке ритейлера и снижает загрузку персонала.
Переход на использование предупакованных полупаллет – одна из тех неотложных мер, которые сегодня предпринимают европейские ритейлеры, чтобы сделать свои магазины более безопасными и снизить нагрузку на сотрудников. Российские ритейлеры только начинают присматриваться к предупакованным паллетам и все еще продолжают тратить огромное количество времени и ресурсов на ручную выкладку товаров с высокой оборачиваемостью.
Важно отметить, что применение предупакованных полупаллет может сократить число операций и трудозатраты во всей цепочке поставок ритейлера. На схемах ниже видно, что использование препаков позволяет сократить количество операций на производстве до 55%, на складе – до 40%, в магазине – до 60%. В целом количество операций с товаром в цепочке поставок снижается с 19 до 9.
Цепочка поставок без использования предупакованных полупаллет – 19 операций
Цепочка поставок с использованием предупакованных полупаллет – 9 операций
Полупаллета или дюссельдорфская паллета была разработана Институтом торговли Германии (ныне Европейский торговый институт) в 1985-1986 гг. по инициативе крупного немецкого ритейлера и транспортной компании, чтобы оптимизировать транспортные издержки и сократить квант заказа.
Размеры полупаллеты – 800×600 мм, это ровно половина европаллеты (1200×800 мм). Полупаллета оптимально подходит для создания препака — мобильного брендированного дисплея с уже уложенной в него продукцией.
Полупаллеты с препаками можно использовать для формирования нижнего яруса торговых стеллажей во многих категориях. Но особенно они эффективны для выкладки в зале таких высокоротируемых товаров как пиво, вода, растительное масло, яйца, мука, сахар, рис, гречка и различная бакалея, молоко длительного хранения, алкоголь.
У предупакованных полупаллет большой потенциал использования в российском ритейле. Полупаллеты можно интегрировать в полочное пространство, из них можно сооружать промо-острова или дополнительные места продаж, обустраивать торцы гондол.
Полупаллеты позволяют оптимизировать полочное пространство. На примере ниже показано, как выглядит ручная выкладка категории напитков (слева) и как применение полупаллет позволяет оптимизировать эту категорию (справа). Стоит отметить, что в жаркий сезон напитки являются ходовым товаром, и запас товара на полках нужно пополнять постоянно.
Использование препаков также позволяет выделить товар на полке и привлечь к нему дополнительное внимание покупателей. На примере ниже показано, как полупаллеты позволяют реорганизовать выкладку (слева – пример ручной выкладки, справа – при помощи полупаллет).
Нельзя не отметить, что многоразовые использование оборотных полупаллет позволяет существенно уменьшить экологический след компании благодаря сокращению потребления древесины, снижению отходов и выбросов углекислого газа.
Ритейлеру не обязательно покупать и обслуживать полупаллеты самостоятельно, их можно арендовать. CHEP – ведущий мировой эксперт по решениям для цепей поставок работает в 59 странах, включая Россию и поставляет оборотные полупаллеты таким ритейлерам как METRO, Aldi, Lidl, Tesco, Auchan, Selgros, Walmart, Globus, Mercadona, AhorraMas.
CHEP специализируется на пулинге — аренде оборотной тары. Производитель заказывает нужное ему количество полупаллет, предупаковывает продукцией и отправляет их ритейлеру. Когда паллеты освобождаются, их сбор и возврат, а также инспекцию, очистку и необходимый ремонт компания CHEP берет на себя.
Анастасия Агеенкова, Retail.ru
Интервью
Александр Злобин, Magic burger: «К 2028 году планируем нарастить сеть до 400 заведений»
За 5 лет региональная сеть выросла до 13 кафе, запустила собственное пищевое производство и планирует продавать франшизу.