Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Е. Бутман: "Арендные ставки в столице могут снизиться. Правда, это не приведет к снижению цен"
Моя компания начала отказываться от аренды помещений в строящихся торговых центрах в Москве. В такой ситуации мы, как и другие российские ритейлеры, по сути дела, оказались впервые. Если раньше любой новый объект привлекал ритейл, то сейчас все выбирают, в какие же центры идти.
Первая волна строительства торговых центров накрыла Москву семь-восемь лет назад, теперь – второй вал. В ближайшие три года в столице начнут работать больше десяти новых торговых центров, в том числе такие махины, как «Авиапарк» на Ходынском поле и Columbus у метро «Пражская».
Москва на наших глазах превращается в новый Дубай. Как в Дубае и в других городах Ближнего Востока, где бум торговых центров начался сравнительно недавно, здесь будут построены ультрасовременные мегамоллы. Это простой закон: чем позднее торговые центры в стране строятся, тем более они современны. Во Франции, Германии, Великобритании, где первая волна строительства моллов пришлась на 60-70-е годы прошлого столетия, работают преимущественно компактные торговые центры.
Занятно, что многие московские мегамоллы сейчас строят турецкие компании. Наши центры обещают стать «братьями» ближневосточных – по архитектуре, планировке, освещению, по расположению торговых зон. Как в Дубае, в них будет представлено максимальное количество брэндов – больше, чем где-либо в мире. При этом магазины известных брэндов в Дубае обычно вдвое-втрое больше, чем их аналоги в других странах. Компании там начинают экспериментировать с форматами – в таких «шопинг-лабораториях» возникают новые концепты магазинов. Все это ждет и нашу столицу.
Мегамоллы станут конкурентами лучшим торговым центрам Москвы – «Меге» и «Европейскому». Благодаря усилению конкуренции арендные ставки в столице могут снизиться. Правда, это вряд ли приведет к снижению потребительских цен. Высокие издержки российских арендаторов – на логистику, на обслуживание кредитов – не позволят им поступиться маржой.
Но жители «нового Дубая» получат свои выгоды. У них будут самые красивые магазины, самые лучшие рестораны, самые большие кинотеатры. Все это соответствует сегодняшнему российскому лозунгу «Развлекайтесь, отдыхайте!» Бесконечные новогодние каникулы – об этом же, кстати.
Клонирование торговых центров – это продолжение политики хлеба и зрелищ. Вместо того чтобы идти в театр, люди идут в моллы. Россияне не слезут с «иглы потребительского кредитования», они как дети: пока их не остановишь, они будут тратить. Но нам, ритейлерам, от этого только хорошо.
Евгений Бутман, совладелец Ideas4retail
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?