Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Движение вниз
«Рынок стагнирует, при этом усиливается конкуренция на локальных рынках, вызванная приходом большого количества иностранных сетей. Дело в том, что строительные материалы не попадают в приоритетную тройку приобретений, которые совершают люди в сложных экономических условиях. Поэтому население начинает экономить на ремонтах, и объемы продаж у нас не растут в том темпе, к которому мы привыкли», – рассказал коммерческий директор ООО «Группа предприятий «Трест СКМ» (представлено магазинами «СуперСтрой», «СтройАрсенал») Анатолий Лисьев.
Более того, по словам генерального директора ГК «Оборонснабсбыт» Игоря Суханова, многие операторы рынка строительного ритейла фиксируют падение продаж на 25-30%, а некоторые – до 40% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
«Ситуация на рынке строительных и отделочных материалов пока не критичная, но уже явно прослеживается тенденция к снижению покупательского спроса, среднего чека и, соответственно, объемов продаж», – отметил он.
По словам эксперта, в текущем году сезон на рынке строительного ритейла, который обычно длится с мая по сентябрь, еще и не начинался. С одной стороны, это связано с общей политической и экономической ситуацией в стране, с другой – с неблагоприятными погодными условиями: лето было слишком дождливым.
«Если учитывать ситуацию, сложившуюся на рынке жилой и загородной недвижимости, которая, в свою очередь, является основным драйвером роста рынка строительно-отделочных материалов, мы не видим повода для оптимизма. Несмотря на высокий уровень объемов строительства и покупательской активности в первом полугодии 2014 года, уже начиная с июня большинство девелоперов отметили снижение объемов продаж. Это, несомненно, отразится на дальнейшем сокращении продаж строительных и отделочных материалов», – рассказал Игорь Суханов.
Отсутствие зависимости между ростом объема строительства жилья и спросом на отделочные и строительные материалы эксперты называют специфической особенностью текущего сезона.
«Обычно рост продаж на рынке недвижимости примерно через полгода вызывал увеличение объема продаж у нас. Однако в настоящее время такой зависимости нет: квартиры приобретаются с целью вложения денег и стоят потом пустые: их никто не ремонтирует, в них никто не живет», – пояснил Анатолий Лисьев.
Коммерческий директор ООО «УралИнтерьер» Владимир Арефьев полагает, что негативное влияние на состояние рынка также оказывает снижение ввода площадей коммерческой недвижимости.
«В настоящее время коммерческой недвижимости строится очень мало. Из-за этого сильно падают продажи, в частности, гипсокартона, а также отделочных материалов, которые обычно идут на торговые центры, на офисники и т.д. С жильем ситуация получше, но растет спрос на дешевые материалы, а на более дорогие и качественные – сокращается», – отметил Владимир Арефьев.
Что касается ценовой политики ритейлеров, по словам Анатолия Лисьева, во избежание дальнейшего усугубления ситуации на рынке компании вынуждены сдерживать рост цен на продукцию. Это негативно сказывается на выручке организаций и приводит к уходу с рынка части игроков, в основном относящихся к сфере малого бизнеса.
«С одной стороны, происходит рост валютной корзины, с другой – на фоне стагнирующего рынка и поставщикам, и ритейлерам приходится выдерживать розничную цену без серьезных колебаний. Таким образом, мы уменьшаем свою маржинальность, чтобы избежать падения спроса. Соответственно, наблюдается тенденция к укрупнению компаний, некоторые игроки рынка вынуждены объединяться или менять сферу деятельности», – рассказал эксперт.
Таким образом, резких изменений цен на строительные и отделочные материалы в текущем году эксперты не ожидают. Более того, по прогнозам аналитиков ГК «Оборонснабсбыт», для удержания спроса потребителей возможно некоторое снижение стоимости товаров до конца года. Тем не менее генеральный директор компании полагает, что определенные группы товаров могут подорожать на 5-15%: особенно это касается отделочных материалов иностранного производства.
Снижение прибыли организаций, осуществляющих торговлю строительными и отделочными материалами, в свою очередь, негативно сказывается на работе компаний-производителей, вынужденных задумываться о сокращении объемов производства.
«У потребителей есть потребность в покупке, но нет свободных денег. Осложнилась и ситуация с кредитованием. Растут процентные ставки, и организации, испытывающие дефицит оборотных средств, отказываются от кредитов. Все это приводит к тому, что, хотя серьезных проблем со сбытом у производителей пока не наблюдается, однако запасы, сделанные в зимний период, до сих пор остаются не реализованными», – пояснил заместитель директора Союза предприятий строительной индустрии Свердловской области Олег Саитов.
Дальнейшее развитие ситуации, по мнению участников рынка, может быть как позитивным, так и достаточно негативным. Снижение прибыли организаций строительного рынка в конечном счете станет чувствительным для бюджета города, который недополучит ожидаемых налогов. Положительная же динамика может быть достигнута только вследствие общей стабилизации экономической и политической обстановки в стране, а также грамотной политики региональных и муниципальных властей.
Интервью
Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.