Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Дрогери и онлайн-консультанты: как будет меняться аптека в ближайшем будущем
Новые волны пандемии, запуск онлайн-продажи лекарств, изменения в законодательном регулировании — все эти факторы оказали большое влияние на аптечную деятельность. Как меняется облик аптек и какие тренды будут определять их развитие в 2022 году, рассказывает Валентина Бучнева, руководитель евразийского бизнес-подразделения фармацевтической компании «Босналек».
За первое полугодие 2021 г. российские фармритейлеры заработали 552,1 млрд рублей. Это всего на 5,8 млрд меньше, чем за аналогичный период прошлого года, когда пандемия только начиналась и люди сметали лекарства с аптечных полок — то есть выручка удерживается на уровне периода ажиотажного спроса.
Но столь высокие показатели в первую очередь связаны с увеличением средней цены на лекарственные средства — в первую очередь в сегменте дорогостоящих препаратов, рекомендованных при коронавирусе. Так, на площадке «Сбер Еаптека» цена на популярный сейчас антикоагулянт Ксарелто начинается от 1873 рублей, на Арепливир — 5090 рублей.
Смещение фокуса покупателей на дорогие препараты отметили и в DSM Group: так, в июле удельный вес лекарств с ценой свыше 500 рублей вырос на 3,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а доля бюджетных лекарств уменьшилась.
Несмотря на рост выручки, объем продаж в натуральном выражении в первой половине 2021 года стабильно уменьшался: с января по май продажи сократились до рекордных 2,25 млрд единиц. И несмотря на небольшой прирост в июле, количество проданных упаковок к концу лета все еще было ниже уровня 2019 года (по данным DSM Group). Основными причинами такого спада стало снижение покупательской способности населения и переход части потребителей на онлайн-площадки. Так, в аптечной сети «36,6» отмечают, что онлайн-продажи начали расти быстрее традиционной розницы.
Падение спроса на препараты среднего и низкого ценового сегментов (за исключением тех, которые применяются при коронавирусе) привело к снижению их маржинальности. Чтобы компенсировать выручку, аптеки начали постепенно смещать свой фокус на другие категории товаров.
Фото: Sergey Bezgodov/shutterstock
Курс на дрогери
Вторым фактором, повлиявшим на маржинальность лекарственных средств, стали новые нормы ценового регулирования, которые зафиксировали размер наценки на ряд товарных категорий. Как следствие — сейчас аптекам прибыльнее торговать чем угодно, кроме лекарств: парафармацевтикой, напитками, БАДами, снеками, косметикой, детскими игрушками и прочими товарами, наценка на которые не ограничена.
Свою роль в повышении интереса аптек к нелекарственным товарам сыграл законопроект об ограничении бонусов и вознаграждений, которые аптеки получают от производителей лекарств. Поскольку заработать дополнительные деньги на продаже лекарственных средств становится сложно, сетям выгоднее снизить объем закупок, а доходность компенсировать за счет повышения цен на другую продукцию — например, парафармацевтику.
Все идет к тому, что российская аптека может пойти по западному пути, превратившись в «дрогери» — больше магазин товаров первой необходимости, чем традиционную точку продажи лекарств. Тем более что на сближение фармы с FMCG влияет и развитие онлайн-торговли. Фармацевтические товары уже появились в ассортименте «Почты России», онлайн-продажу безрецептурных лекарств на своих сайтах запустили Wildberries, Ozon, «Яндекс.Маркет» и сеть магазинов «ВкусВилл». В этом году фармлицензию получила и X5 Retail Group. А появление лекарственных категорий на привычных площадках не может не сказаться на потребительских привычках — так что возможность зайти в магазин за хлебом и заодно приобрести таблетки от кашля скоро станет новой нормой.
Фото: SeregaSibTravel/shutterstock
Виртуальные таблетки
В целом влияние e-commerce на аптечный рынок очень велико. Темпы онлайн-продаж лекарственных средств уверенно растут: за первые шесть месяцев 2021 года потребители приобрели и забронировали в интернете лекарства на сумму 94,2 млрд рублей — на 28,5% больше, чем годом ранее. Доля онлайна за первое полугодие составила 14% от общего объема продаж — на 3,2% выше аналогичного периода 2020. В Центре «Протек» считают, что в целом 2021 год покажет более высокие результаты по дистанционной торговле, чем это было в прошлом году.
Ускорение развития онлайн-сегмента связано с несколькими факторами. Одним из них стал допуск несетевых аптек без сайтов и складов к дистанционной торговле через маркетплейсы — до этого таким правом обладали только крупные сети. Новые нормы особенно актуальны для небольших городов и сел, где работают преимущественно маленькие аптеки: теперь их жители получат возможность покупать лекарства дистанционно, более того — через агрегаторы это намного эффективнее, поскольку собственные курьерские службы локальным точкам не по карману.
Новый толчок фармацевтическому e-commerce должен дать запуск дистанционной торговли рецептурными препаратами. Пока что через интернет приобрести можно только лекарства, которые отпускаются без рецепта. Но уже к ноябрю этого года Правительство должно подготовить предложения по организации онлайн-продаж «рецептурки» и внедрению системы электронных рецептов по всей стране. В Белгородской области такая система уже работает с 2019 года на базе платформы компании «Медиката».
В дальнейшем рост популярности онлайн-продаж должен снизить нагрузку на физические точки продаж. Со временем аптеки могут превратиться в точки, где представлены товары срочной необходимости: обезболивающее, абсорбенты, антисептики, бинты — а также продукты FMCG.
О роли фармацевта
Впрочем, у офлайн-аптек есть одно важное преимущество перед онлайном — это возможность проконсультироваться с фармацевтом. Причем это глобальный тренд: как выяснили ученые из Университета Пенсильвании, в США потребители все чаще приходят в аптеку, чтобы получить рекомендацию первостольника — как минимум, это проще, чем попасть к врачу. Для многих россиян консультации в аптеках тоже остаются самой доступной опцией получить консультацию медика — например, в ситуации, когда населенный пункт находится в удаленности от лечебных учреждений или все доступные врачи загружены из-за пандемии. Советы фармацевтов актуальны и для жителей больших городов, которым зачастую не хватает времени обратиться в клинику: на рекомендации аптекарей при выборе лекарств ориентируются 39% россиян.
Как считают в аптечной сети «36,6», в онлайн-сегменте грамотная консультация появится нескоро, поскольку невозможно написать скрипты под каждый случай. Однако этот вопрос может решить появление в онлайн-аптеках и на маркетплейсах ставки онлайн-консультанта с медицинским образованием — по аналогии с офлайн-точками, где сейчас работают специалисты с высшим образованием или профильным медицинским. Правда, в более отдаленном будущем требования к квалификации фармацевта могут снизиться: этому способствует распространение «умных» медицинских гаджетов — от таких простых, как пульсоксиметры и глюкометры, до кардиодатчиков и USB-стетоскопов. Когда использование таких устройств станет массовым, фармацевт сможет анализировать полученные данные и рекомендовать подходящий препарат.
Retail.ru
Читайте также:
Коммерческий сегмент фармрынка 2021: перемены на игровом поле
Как провести эффективную кросс-промо акцию: опыт сети «585*Золотой»
Вспомнить все: хроники ритейла 2020
Как изменились онлайн-покупки в России в 2020: тренды и прогнозы
Логистические тренды 2020–2021 года: влияние пандемии COVID-19 на перевозки
Интервью
Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.