Реклама на retail.ru

Декоративное изображение

Мы в соцсетях

Декоративное изображение
13 592

Поделиться

Дрогери и онлайн-консультанты: как будет меняться аптека в ближайшем будущем

Новые волны пандемии, запуск онлайн-продажи лекарств, изменения в законодательном регулировании — все эти факторы оказали большое влияние на аптечную деятельность. Как меняется облик аптек и какие тренды будут определять их развитие в 2022 году, рассказывает Валентина Бучнева, руководитель евразийского бизнес-подразделения фармацевтической компании «Босналек».

Фото: «Босналек»

За первое полугодие 2021 г. российские фармритейлеры заработали 552,1 млрд рублей. Это всего на 5,8 млрд меньше, чем за аналогичный период прошлого года, когда пандемия только начиналась и люди сметали лекарства с аптечных полок — то есть выручка удерживается на уровне периода ажиотажного спроса.

Но столь высокие показатели в первую очередь связаны с увеличением средней цены на лекарственные средства — в первую очередь в сегменте дорогостоящих препаратов, рекомендованных при коронавирусе. Так, на площадке «Сбер Еаптека» цена на популярный сейчас антикоагулянт Ксарелто начинается от 1873 рублей, на Арепливир — 5090 рублей.

Смещение фокуса покупателей на дорогие препараты отметили и в DSM Group: так, в июле удельный вес лекарств с ценой свыше 500 рублей вырос на 3,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а доля бюджетных лекарств уменьшилась.

Несмотря на рост выручки, объем продаж в натуральном выражении в первой половине 2021 года стабильно уменьшался: с января по май продажи сократились до рекордных 2,25 млрд единиц. И несмотря на небольшой прирост в июле, количество проданных упаковок к концу лета все еще было ниже уровня 2019 года (по данным DSM Group). Основными причинами такого спада стало снижение покупательской способности населения и переход части потребителей на онлайн-площадки. Так, в аптечной сети «36,6» отмечают, что онлайн-продажи начали расти быстрее традиционной розницы.

Падение спроса на препараты среднего и низкого ценового сегментов (за исключением тех, которые применяются при коронавирусе) привело к снижению их маржинальности. Чтобы компенсировать выручку, аптеки начали постепенно смещать свой фокус на другие категории товаров.

Фото: Sergey Bezgodov/shutterstock

Фото: Sergey Bezgodov/shutterstock

Курс на дрогери

Вторым фактором, повлиявшим на маржинальность лекарственных средств, стали новые нормы ценового регулирования, которые зафиксировали размер наценки на ряд товарных категорий. Как следствие — сейчас аптекам прибыльнее торговать чем угодно, кроме лекарств: парафармацевтикой, напитками, БАДами, снеками, косметикой, детскими игрушками и прочими товарами, наценка на которые не ограничена.

Свою роль в повышении интереса аптек к нелекарственным товарам сыграл законопроект об ограничении бонусов и вознаграждений, которые аптеки получают от производителей лекарств. Поскольку заработать дополнительные деньги на продаже лекарственных средств становится сложно, сетям выгоднее снизить объем закупок, а доходность компенсировать за счет повышения цен на другую продукцию — например, парафармацевтику.

Все идет к тому, что российская аптека может пойти по западному пути, превратившись в «дрогери» — больше магазин товаров первой необходимости, чем традиционную точку продажи лекарств. Тем более что на сближение фармы с FMCG влияет и развитие онлайн-торговли. Фармацевтические товары уже появились в ассортименте «Почты России», онлайн-продажу безрецептурных лекарств на своих сайтах запустили Wildberries, Ozon, «Яндекс.Маркет» и сеть магазинов «ВкусВилл». В этом году фармлицензию получила и X5 Retail Group. А появление лекарственных категорий на привычных площадках не может не сказаться на потребительских привычках — так что возможность зайти в магазин за хлебом и заодно приобрести таблетки от кашля скоро станет новой нормой.

Фото: SeregaSibTravel/shutterstock

Фото: SeregaSibTravel/shutterstock

Виртуальные таблетки

В целом влияние e-commerce на аптечный рынок очень велико. Темпы онлайн-продаж лекарственных средств уверенно растут: за первые шесть месяцев 2021 года потребители приобрели и забронировали в интернете лекарства на сумму 94,2 млрд рублей — на 28,5% больше, чем годом ранее. Доля онлайна за первое полугодие составила 14% от общего объема продаж —  на 3,2% выше аналогичного периода 2020. В Центре «Протек» считают, что в целом 2021 год покажет более высокие результаты по дистанционной торговле, чем это было в прошлом году.

Ускорение развития онлайн-сегмента связано с несколькими факторами. Одним из них стал допуск несетевых аптек без сайтов и складов к дистанционной торговле через маркетплейсы — до этого таким правом обладали только крупные сети. Новые нормы особенно актуальны для небольших городов и сел, где работают преимущественно маленькие аптеки: теперь их жители получат возможность покупать лекарства дистанционно, более того — через агрегаторы это намного эффективнее, поскольку собственные курьерские службы локальным точкам не по карману.

Новый толчок фармацевтическому e-commerce должен дать запуск дистанционной торговли рецептурными препаратами. Пока что через интернет приобрести можно только лекарства, которые отпускаются без рецепта. Но уже к ноябрю этого года Правительство должно подготовить предложения по организации онлайн-продаж «рецептурки» и внедрению системы электронных рецептов по всей стране. В Белгородской области такая система уже работает с 2019 года на базе платформы компании «Медиката».

В дальнейшем рост популярности онлайн-продаж должен снизить нагрузку на физические точки продаж. Со временем аптеки могут превратиться в точки, где представлены товары срочной необходимости: обезболивающее, абсорбенты, антисептики, бинты — а также продукты FMCG.

О роли фармацевта

Впрочем, у офлайн-аптек есть одно важное преимущество перед онлайном — это возможность проконсультироваться с фармацевтом. Причем это глобальный тренд: как выяснили ученые из Университета Пенсильвании, в США потребители все чаще приходят в аптеку, чтобы получить рекомендацию первостольника — как минимум, это проще, чем попасть к врачу. Для многих россиян консультации в аптеках тоже остаются самой доступной опцией получить консультацию медика — например, в ситуации, когда населенный пункт находится в удаленности от лечебных учреждений или все доступные врачи загружены из-за пандемии. Советы фармацевтов актуальны и для жителей больших городов, которым зачастую не хватает времени обратиться в клинику: на рекомендации аптекарей при выборе лекарств ориентируются 39% россиян.

Как считают в аптечной сети «36,6», в онлайн-сегменте грамотная консультация появится нескоро, поскольку невозможно написать скрипты под каждый случай. Однако этот вопрос может решить появление в онлайн-аптеках и на маркетплейсах ставки онлайн-консультанта с медицинским образованием — по аналогии с офлайн-точками, где сейчас работают специалисты с высшим образованием или профильным медицинским. Правда, в более отдаленном будущем требования к квалификации фармацевта могут снизиться: этому способствует распространение «умных» медицинских гаджетов — от таких простых, как пульсоксиметры и глюкометры, до кардиодатчиков и USB-стетоскопов. Когда использование таких устройств станет массовым, фармацевт сможет анализировать полученные данные и рекомендовать подходящий препарат.

Retail.ru

Интервью

Декоративное изображение

Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»

Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами