Реклама на retail.ru

Декоративное изображение

Мы в соцсетях

Декоративное изображение
9 869

Поделиться

Доверяй, но проверяй: как уберечь бизнес от директора-мошенника

Самые распространенные схемы обмана собственников

фото Fotobank/Getty Images
фото Fotobank/Getty Images
Передача компании в руки наемного директора таит в себе массу рисков. По данным PwC, в 2012-13 годах от экономических преступлений в России пострадали 60% компаний (в среднем по миру – 37%). Незаконное присвоение активов в списке мошенничеств заняло первое место, и именно на руководителей компаний пришлось три четверти случаев.

Наша практика изобилует примерами, когда собственников небольших компаний обманывают их «друзья» и «единомышленники». Вот один пример: мошенник втерся в друзья к владельцу недвижимости в Москве – совместный семейный отдых и общие праздники. Затем подослал к предпринимателю «инвестора» с предложением реконструировать комплекс и построить торгово-офисный центр. В результате обманщик получил во временное владение 51% акций компании, на которую записаны все объекты. Вскоре после сделки он сменил совет директоров и продал комплекс зданий третьим лицам.

Не более 20% мошенничеств представляют собой трудно вычисляемые схемы, большинство же махинаций типичны. Рассмотрим самые характерные случаи:

Компании-прокладки

Оформляются на родственников или знакомых наемного директора. Скидки и отсрочки, которые получает подставной контрагент, обосновываются его надежностью. За несколько лет управленец может перевести в «подручные» фирмы все контракты работодателя. В нашей практике был случай, когда топ-менеджеры торговой компании организовали интернет-магазин по продаже продукции своего работодателя по демпинговым ценам. Пресечь мошенничество помог случай: генеральный директор обнаружил на сайте незнакомого магазина продукцию, полностью совпадающую с линейкой товаров своей фирмы. Однако юридически доказать вину злоумышленников не удалось.

Чтобы предотвратить подобные случаи, нужно придерживаться следующих правил:

  • 1. В уставе фирмы, трудовых или гражданско-правовых договорах с топ-менеджерами необходимо ввести ограничение на участие в деятельности конкурирующих компаний и поставщиков в течение всего срока работы и не менее трех лет после расторжения трудового контракта
  • 2. При приеме управленца на работу следует собрать сведения о его ближайших родственниках и знакомых и периодически проверять, какие компании им принадлежат
  • 3. Не работать с компаниями, которые не раскрывают бенефициаров
  • 4. Регулярно менять поставщиков и руководителей отделов закупок-продаж, организовать закупочный комитет (по возможности лично им руководить) и запретить предоставлять скидки и отсрочки без согласования с собственником
  • 5. Лично проверять отчет продаж, ввести личную ответственность руководителей за поставку товаров неблагонадежным фирмам, раз в квартал проводить сверку с контрагентами, поручая подписывать акт сверки людям, не связанным с отделом продаж. Использовать метод «тайного покупатлея» – приобретать в своей фирме продукцию под видом клиентов, предлагая менеджерам «особые» условия.

Компании-клоны

Если вы отдадите директору все полномочия в компании, то противостоять мошенничеству будет практически невозможно. Вот пример. В 2006 году английский бизнесмен открыл в России филиал крупной международной компании, во главе которого поставил управленца из известной английской семьи с хорошей репутацией. Спустя четыре года управленец вдруг отказался предоставить владельцу отчеты о деятельности фирмы, сообщив по телефону о своем увольнении. Собственник примчался в Россию и обнаружил, что директор зарегистрировал на оффшор компанию, куда перевел всех сотрудников и контракты с клиентами. Обращение в суд к чему не привело, бизнес был потерян.

Предотвратить подобные казусы как и в предыдущем случае помогут ограничение на участие топ-менеджера в деятельности конкурентов и поставщиков, отказ от работы с фирмами, не раскрывающими бенефициаров, сбор данных о родственниках управленца и отказ от полного делегирования полномочий.

Откаты

Коммерческий подкуп (ст. 204 УК РФ) карается лишением свободы как дающего – до трех лет, так и берущего до семи лет, но в нашей стране эта статья применяется редко. Владельцы компаний тихо избавляются от мошенников, многие вообще одобряют откаты при сбыте своей продукции, а подчиненные воспринимают этот сигнал как разрешение.

Побороть откаты помогут следующие меры:

  • 1. Предупредить всех сотрудников о запрете откатов и взяток
  • 2. Выплачивать напрямую владельцам компаний-контрагентов ретро-бонус как официальную замену откату
  • 3. Лично обсудить полный отказ от откатов с собственниками компаний-контрагентов, а также включить во все контракты пункт о полном отказе от этой практики.

Фиктивные услуги

Генеральный директор может подписать с дружественной компанией договор на оказание услуг на серьезную сумму, а после его увольнения долги перед этой компанией придется гасить вам.

Чтобы подобное не произошло:

  • 1. Включите в устав компании и трудовой договор с генеральным директором ограничения, не позволяющие ему совершать сделки в отношении нематериальных услуг, займов, сделок с недвижимостью и основными активами, а также иные сделки, выходящие за пределы обычной хозяйственной деятельности без одобрения собственников.
  • 2. Упомяните эти ограничения во всех договорах, а также на сайте компании

Как не стать жертвой мошенников

В заключение приведем несколько общих правил, помогающих предотвратить мошенничество наемного топ-менеджера:

Мотивация и прозрачность

Один из самых эффективных методов борьбы с мошенничеством – личный пример нетерпимости по отношению к неправедной наживе. Заключение договоров, наем сотрудников, налоговые выплаты должны быть прозрачны и легальны. Если компания с одобрения собственника практикует «серую» растаможку, «однодневки», «прокладки» и «обнал», то директор и сотрудники будут считать это нормой, а не преступлением.

Служба безопасности

В мире считается нормальной практикой отчислять на обеспечение безопасности фирмы от 5% до 15% валовой выручки. Наладьте постоянный контроль всех внутренних данных, поиск и проверку информации о клиентах, контрагентах и поставщиках, установите систему защиты от потери данных (Data Loss Prevention, DLP), которая защитит информацию компании от утечки или кражи, а также проведет анализ эффективности работы персонала.

Организационные и оперативные мероприятия

Разбейте полномочия управленцев на части, проводите ротацию кадров, это поможет предотвратить возможный сговор между сотрудниками и клиентами-поставщиками. Штрафуйте за нарушение внутренних инструкций и правил. Не следует забывать про проверки компании под видом контрагентов и клиентов, а также личные проверки собственниками подозрительных и «узких» мест, где трудно контролировать ситуацию полностью – региональных представительств, продаж на выезде, а также крупных сделок.

Некоторые владельцы полагают, что проблему мошенничества можно решить, передав наемному менеджеру долю в компании или заключив договор опциона. Однако часто это только осложняет ситуацию: если передаваемая доля в компании маленькая, она может вызвать обиду у человека, а с большой долей никто расстаться не готов. Главное понимать, что включение менеджера в состав владельцев компании – процесс необратимый. При этом нужно помнить, что передача акций в акционерном обществе менее рискованна, чем передача долей в ООО. Акционер с пакетом акций в размере менее 10% не сможет причинить значительных неудобств обществу, поскольку с акциями трудно что-либо сделать, кроме как продать. Владелец доли любого размера в ООО получает доступ ко всей информации в обществе, а также может подать заявление о выходе из общества и потребовать выплаты ему стоимости доли.

Защититься от мошенничества на 100% нельзя, но минимизировать риски можно. Поводом для возникновения мошеннических действий, согласно теории Дональда Кресси, являются три условия: необходимость или давление обстоятельств (motive), возможность (opportunity) и обоснование или оправдание (rationalization). Задача владельца – постараться создать условия, при которых у директора не будет возможностей для совершения мошенничества и оправданий.

Павел Юрлов, управляющий партнер адвокатского бюро «Юрлов и партнеры», Владислав Цепков, старший партнер адвокатского бюро «Юрлов и партнеры», Forbes.ru

Интервью

Декоративное изображение

Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»

Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами