Декоративное изображение
11 033

Поделиться

Долговая пропасть ритейла

Ирина Доржиева

Публичность стала определением надежности. Для ритейлеров, акции которых торгуются на бирже, риск банкротства отсутствует, утверждают аналитики. Долговая нагрузка четверки продовольственных сетей и «М.Видео» находится на приемлемых уровнях. Их потери от кризиса будут измеряться в недоделанных проектах. Это не страшно: появится время поразмышлять над чужими ошибками и определить параметры здорового рынка, получить опыт антикризисного управления. И все же эксперты выделяют слабейших среди крупных компаний. Не в фаворе «Седьмой континент», имеющий самую высокую задолженность (3,8 EBITDA) и показавший слабые результаты за I половину 2008 года. В то же время огромное значение в условиях кризиса получает структура задолженности: долгосрочный долг – терпимо, а краткосрочный – значительно хуже. По этому критерию у «Седьмого континента» относительно надежные позиции. Срок оферты на погашение облигаций на сумму $298 млн наступает в июне 2009 года.

Особо удачливой оказалась сеть «Дикси», запрыгнувшая в последний вагон уходящего поезда. Она сумела рефинансировать почти половину своего долга летом 2008 года путем привлечения синдицированного кредита в $100 млн. Аналитики «Юникредит Атона» отмечают, что в течение 12 месяцев наибольшему риску подвержены крупнейшие операторы розничной торговли России – X5 Retail Group и «Магнит». Во II полугодии 2008 года они должны рефинансировать долг на сумму $362 млн и $254 млн соответственно. И все же волноваться за них не приходится. Государство обратило внимание на отрасль, а эти две сети входят в число компаний, которым будет предоставлено целевое финансирование от госбанков. Наконец, «М.Видео» в последнее время не привлекало крупных кредитов и пока не корректировало планы на следующий год. По мнению аналитиков «Брокеркредитсервиса», долговая нагрузка «М.Видео» по итогам 2008 года окажется на уровне 0,8 EDITDA. Аутсайдером среди розничных компаний, торгующихся на бирже, стала аптечная сеть «36,6». Ее долг составляет $242,4 млн при отрицательном показателе EBITDA за 9 месяцев в $12,3 млн. Иммунитет к кризису. О полном крахе ритейла говорить рано. Единственный вопрос – кто и чем пожертвует. Самые слабые компании обанкротятся и будут проданы за бесценок. Середняки с ценными активами в состоянии рефинансировать долги и взять новые кредиты. Так, 23 октября сибирский «Холидей» выкупил по оферте 99,9% дебютного выпуска облигаций на 1,5 млрд рублей. «Пример с “Холидеем” говорит о том, что доступ к банковским средствам ограничен, но не закрыт. Вопрос в их цене, – рассуждает аналитик «Ренессанс Капитала» Яков Яковлев. – У компании крупный портфель недвижимости, свободный от залога. Скорее всего, финансирование было получено благодаря ему». У другого продуктового ритейлера «Самохвал» подобного набора площадок не нашлось, и 22 октября компания допустила технический дефолт.

«Крупняку» приходится ужиматься, чтобы выжить. «Седьмой континент» понизил прогноз капвложений с $330 до $290 млн в 2008 году и «порезал» планы на 2009 год. X5 Retail Group объявила о сокращении программы капитальных затрат на 2009 год с $1,4 до $1 млрд. «Магнит» не называет конкретных цифр, но уточняет, что заморозит строительство новых гипермаркетов. Все три компании обещают: проекты на стадии разработки будут доведены до конца.

«Мы откладываем реализацию дорогостоящих проектов, – поясняет Анна Карева, представитель Х5 Retail Group. – Кроме того, уменьшим расходы на заработные платы, сократим на 30% административный персонал. Но в торговом зале число работающих не уменьшится». Правильный шаг, отмечают аналитики: сущест­венное уменьшение работников зала может вызвать ухудшение качества обслуживания и сократит динамику продаж. Менее удачливые ритейлеры этого риска не боятся, «быть бы живу». Так, в сибирской АЛПИ сокращена треть персонала. «Вестер» и «Патэрсон» также намерены уменьшить штат. Арсенал антикризисных мер у Х5 на этом не заканчивается. Сеть на треть снижает цены на некоторые товары в магазинах «Перекресток» в Москве и Петербурге. Сражаться за клиентов приходится из-за того, что идет переток покупателей из супермаркетов в дискаунтеры. Инъекция госсредств. Государство поручило Сбербанку и ВТБ выделить крупнейшим торговым сетям необходимые для пополне­ния оборотного капитала кредиты. Первой получила помощь «Мосмарт». Компания смогла полностью выполнить свои обязательства по оферте на 2 млрд рублей при поддержке «Сбера». 2,5 млрд рублей ВТБ выделяет «Магниту». Эксперты опасаются, что если помощь будет оказана только девяти компаниям, вошедшим в правительственный список, то их положение чересчур усилится: мелкие конкуренты остаются на краю пропасти. «В названном списке у половины компаний стабильное финансовое положение, – отмечает аналитик БКС Татьяна Бобровская. – Дополнительная поддержка может на­толкнуть компании к покупке сильно подешевевших активов».

Крупная розница не отрицает, что в докризисные времена собирались расширяться путем M&A, вопрос был лишь в цене. Возможно, госденьги натолкнут их на этот шаг. Правда, владелец сети «Магнит» Сергей Галицкий считает, что сейчас не время принимать конкретные решения. С ним солидарен Лев Хасис, главный исполнительный директор X5 Retail Group, утверждающий: сейчас все сделки M&A надо совершать при психиатре.

Татьяна Бобровская настаивает на равномерном распределении госсредств, чтобы не создавать лишних предпосылок для передела собственности. «Помощь нужна ритейлу не напрямую. Требуются вливания в банковскую систему, откуда деньги потекут в мелкую розницу, – полагает аналитик. – Пусть даже проценты будут очень высокими». «Прямая помощь только крупнейшим компаниям вполне адекватна сложившейся ситуации, – не согласен Сергей Фильченков из «Финама». – Это си­стемообразующие игроки, которые обладают высоким уровнем надежности и прозрачности».

Никто не спорит, что результатом нынешней поддержки станет ускоренная консолидация рынка. Пока 10 крупнейших продовольственных ритейлеров занимают 10–12% рынка. В течение пары лет их доля значительно вырастет. Такая стратегия получила благословение властей. В консолидации розничного бизнеса правительство видит верное решение для нормального функционирования отрасли в период кризиса.

Аналитик «Уралсиба» Станислав Боженко полагает: активизируются зарубежные ритейлеры с достаточными финансовыми ресурсами. «В первых рядах будут “Ашан”, “Метро кэш энд кэрри”, а для американского Wal-Mart наступает удачный момент для входа на рынок, – отмечает Станислав Боженко. – Позитивный взгляд на перспективы российского ритейла сохраняется». Он полагает, что ФАС будет более лояльна к иностранцам, так как отечественные компании, которые в состоянии консолидировать рынок, можно посчитать на пальцах одной руки. Как быть. «В условиях дефицита ликвидности большинству игроков придется реструктурировать задолженность любым способом, вплоть до продажи активов», – считает Сергей Фильченков. Совет хороший, но малополезный. Сбыть активы безуспешно пытаются многие ритейлеры. Земельные участки, готовые торговые площади предлагают АЛПИ, «Самохвал», «Вестер». К краткосрочным мерам можно отнести отсрочку платежей поставщикам, которые уже выросли до 60–90 дней. «Пересмо­треть инвестпрограмму и все договоры со смежниками, а для получения хоть какого-то кэша нужно прибегнуть к снижению цен,– советует Алексей Демкин из банка «Траст». – Найти стратегиче­ского инвестора, но сегодня это сложнейшая задача». «Логичный сценарий развития в период кризиса – ускорение товарооборота за счет уменьшения цен, – отмечает Сергей Фильченков. – Х5 уже подала такой пример». В будущем можно ожидать падение уровня платежеспособного спроса, что подтолкнет ритейлеров к расширению доли «бюджетного» ассортимента в магазинах. Это будет давить на показатели рентабельности, но позволит сохранить потребительский трафик.

 Сколько должна розница

Компания

Общий долг, млн рублей

Чистый долг, млн рублей

EBITDA, млн рублей

Общий долг/EBITDA за 12 месяцев

Прогноз чистый долг/EBITDA на конец 2008 года

Активы, млн рублей

Общий долг/ активы

На 30 июня 2008 года

X5 Retail Group

55447

46428

9269

2,8

2,4

225231

0,25

Седьмой континент

19696

18636

1655

3,8

3,4

36447

0,54

АЛПИ

14966

14883

713

21,0

 

24562

0,61

Магнит

10692

8922

3779

1,1

0,8

47625

0,18

Инком-авто

8611

-

837

5,1

-

15094

0,60

Холидей Классик

7796

7796

775

5,0

-

15179

0,51

Автомир

7080

-

1445

2,9

-

15926

0,40

Дикси

6589

5396

1 263

2,6

2,1

17349

0,32

Аптечная сеть 36,6

5798

2729

232

-

-

22042

0,26

Лаверна

4951

-

526

2,8

-

9544

0,50

Мосмарт

3645

-

272,7

 -

6,5

6799

0,50

Банана-мама

3397

3301

72

6,5

-

6171

0,60

Виват

2299

2253

200

8,6

-

7352

0,31

Патэрсон

1935

1932

368

5,3

 

2459

0,79

На 31 декабря 2007 года

Рольф

12797

-

6315

1,7

-

30188

0,40

Копейка

11293

10526

1579

7,2

-

21034

0,53

Техносила

9688

 

2846,5

3,4

 

20834

0,46

Самохвал

5825

-

533

11,2

-

8095

0,70

Вестер

5054

3973

1374

3,7

-

10950

0,46

М.Видео

 4692

2312 

2536 

1,8

0,8

5425 

 0,90

Виктория

4497

 

1316

3,4

 

 

 

Бахетле

2854

-

588

5,0

-

5578

0,50

Транстехсервис

2519

-

816

3,2

-

6267

0,40

Азбука вкуса

2416

2392

574

2,7

-

4664

6,48

 

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами