Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Доходность маркетплейса: считаем выручку правильно
О том, как правильно рассчитать реальную прибыль маркетплейса, рассказывает Александр Шуркаев, руководитель направления измерения онлайн-торговли Nielsen Russia.
В мае этого года на годовом собрании акционеров председатель правления Сбербанка Герман Греф сообщил, что выручка маркетплейса «Беру!» превысила 1 млрд рублей в месяц. Это заявление поразило рынок и весьма предсказуемо было растиражировано средствами массовой информации. Неудивительно: сервис совсем молодой — всего полгода, а цифра довольно внушительная. Что для достижения такого показателя совершила площадка, ведь такая выручка автоматически означает вхождение в число лидеров рынка?
Чтобы ответить на этот вопрос, нужно сначала разобраться, что же эта цифра означает на самом деле и что подразумевается под терминами «выручка» и Gross Merchandise Value (GMV) — совокупность продаж в денежном выражении, осуществленных на электронной торговой площадке в течение определенного промежутка времени без учета возвратов и обменов. Для этого необходимо четко понимать существующие модели продаж на маркетплейсах.
На сегодняшний день на отечественном рынке существует достаточно много площадок, работающих по принципу маркетплейса — это, например, Ozon, Goods, Wildberries и др. Каждый из них зарабатывает по-разному: продает товары с собственных складов, получает процент с других продавцов, осуществляет смешанные продажи. Кроме того, есть онлайн-сервисы (например, «Яндекс.Маркет»), которые просто являются витриной для сравнения цен на товары из онлайн-магазинов.
Каждая из представленных моделей имеет разные составляющие прибыли.
Например, маркетплейс Ozon предполагает две модели работы: продажа товара с логистического центра ритейлера и со склада продавца. Обе схемы подразумевают самостоятельное управление продажами селлером — он сам проходит процесс регистрации на площадке, создает контент, управляет ассортиментом и ценами, решает, как продвигать свои товары и т. д. Если продавец работает со своего склада, он собирает товары в заказ сам и передает их в службу доставки Ozon.
Размер комиссии, которую получает Ozon, зависит от категории товаров и операционной схемы работы, которые продавец выбирает самостоятельно. В этой комиссии уже учитывается основной набор фулфилмент-услуг, которые оказывает площадка продавцу.
Lamoda, в свою очередь, выбрала для себя развитие в двух направлениях: продажа товаров собственных поставщиков и сторонних ритейлеров. В первом случае компания сама является представителем продукции и зарабатывает на его прямой продаже, второй вариант предполагает одну из двух схем.
- Продавец размещает свой товар на складе маркетплейса, а всем остальным занимается сама компания: готовит контент, обрабатывает заказ, организует логистику.
- Продавец размещает свой товар на складе маркетплейса, а Lamoda оказывает ему дополнительные услуги фулфилмента (то есть исполнения заказа).
При этом Lamoda не берет деньги с продавца за размещение, а зарабатывает на проценте с продаж. В него входят расходы на хранение, упаковку, приемку, отгрузку, доставку товаров. Следовательно, публикуя свои финансовые показатели, Lamoda оперирует двумя параметрами:
- Net Merchandise Value (NMV) — чистая стоимость товара после налогов и вычета скидок;
- выручка (revenue), т. е. процент от продаж сторонних продавцов и чистая стоимость «своей» продукции.
Например, стоимость товаров, проданных Lamoda Group (NMV), выросла примерно на 14% в 2018 году и с учетом НДС и выручки от платной доставки составила €467 млн. (33,8 млрд руб). Выручка (revenue) при этом выросла почти на 7% и достигла €376 млн. (27,2 млрд руб.).
Таким образом, для маркетплейсов со смешанными продажами очень важно разделять понятия GMV, NMV и выручка.
Прибыль маркетплейса «Беру!» складывается лишь из процента от продажи товара. На самом деле цифра, озвученная Германом Грефом — это не выручка в традиционном понимании, а валовая стоимость товара (GMV). То есть совокупная стоимость всех проданных товаров до вычета налогов и скидок (валовый оборот). Это означает, что на «Беру!» люди покупают товары на 1 млрд рублей в месяц.
Сколько же на самом деле может составить выручка «Беру!»? Размер комиссии на маркетплейсе, по словам представителя площадки Полины Упитис, варьируются от 5 до 13% для разных товарных категорий. В комиссию уже включены затраты на маркетинг и доставку до клиента.
Средних показателей в отрасли тоже нет: каждый устанавливает свой процент, который может меняться в зависимости от индивидуального случая. «Вилка» довольно большая: по данным Forbes, она варьируется от от 3% до 38% от цены товара (без учета скидки). Согласно отзывам поставщиков, у «Беру!» вторая по привлекательности после Goods комиссия с розничной цены. Если предположить, что некий маркетплейс продает товаров на миллиард рублей в месяц, то при средневзвешенном уровне комиссии 10% он получит выручку в 100 млн руб. в месяц. Что, как видно, совсем не одно и то же.
Retail.ru
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?