Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Добровольно – значит никак? Почему попытки оградить москвичей от продуктов с трансгенами терпят крах
© Прайм-ТАСС, 16.02.07
Московские власти решили промаркировать продукты питания, продающиеся в столичных магазинах и свободные от генно-модифицированных компонентов. С 1 июля вводится маркировка продуктов, «не содержащих генно-модифицированные организмы /ГМО/». Соответствующее постановление подписал мэр Москвы Юрий Лужков. Маркировка будет добровольной, т.е. ставить ее предпринимателям в обязательном порядке не придется. Цель нововведения, как сказано в сообщении городской администрации — «получение потребителями полной и достоверной информации о товарах, осуществления их правильного выбора, обеспечения качества и безопасности пищевой продукции в столице».
Сделать правильный и безопасный выбор жителям столицы поможет специальный знак, который производителям и торговцам рекомендовано ставить на упаковку или ценник товара. Он представляет собой круг. На подложку бледно-зеленого цвета наносится ярко-зеленая надпись «Не содержит ГМО!». Такой знак будет выдаваться только после проведения соответствующих экспертиз и исследований состава продуктов. Причем на каждый вид продуктов такие исследования проводятся отдельно.
Новую маркировку начнет с 1 июля текущего года выдавать столичный департамент потребительского рынка и услуг. Такая услуга будет бесплатной. Право наклеить знак нужно будет получать ежегодно на каждый вид продукции, по результатам проведенного исследования. Если в ходе проверок специалисты обнаружат ГМО в продуктах, уже маркированных новым знаком безопасности, то разрешение будет сразу же аннулировано. Для проведения экспертизы продуктов на содержание ГМО в Москве закупят специальное лабораторное оборудование, на что в бюджете-2007 выделено 50 млн рублей.
Помимо этого, столичные власти собираются обратить особое внимание на выявление продуктов с трансгенами. Столичные магазины начнут подвергаться регулярным проверкам, в ходе которых будут «взяты на карандаш» производители, изготавливающие продукцию с ГМО и не предупреждающие об этом потребителя. Данные сведения путем привлечения СМИ будут распространяться среди общественности.
Напомним: о том, что в Москве, наконец, намерены навести порядок в деле маркировки продуктов, содержащих трансгенные добавки, говорили уже давно. Еще в середине прошлого года в Мосгордуме заявляли, что продукты, продаваемые в столичных магазинах, никак не маркируются, система добровольной сертификации не работает и проверки не помогают. Тогда предлагалось разработать проект постановления правительства Москвы, запрещающего производство и поставку по госзаказу, а также в дошкольные и школьные учреждения продуктов, содержащих ГМИ /генно-модифицированные ингредиенты/. За нарушение штраф — 500 тыс рублей. Сейчас запрещено делать закупки трансгенных продуктов за счет бюджета Москвы.
И москвичи в таких начинаниях не одиноки. В конце января появились сообщения, что за трансгены взялись власти Санкт-Петербурга. Рабочей группой при Комиссии по здравоохранению и экологии города готовятся предложения по разработке постановления, которое будет ограничивать производство и оборот ГМ продуктов на территории Санкт-Петербурга. Лаборатории города будут проверять продукты питания на содержание ГМИ методом количественного анализа с применением признанных в Европе методов и технологий. Аналогичные инициативы предлагается ввести и в других городах России. В Нижнем Новгороде будут маркировать товары местного производства, изготовленные без применения ненатуральных компонентов и генно-модифицированных источников /ГМИ/. Глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко также неоднократно заявлял, что нынешняя ситуация с маркировкой продуктов питания далека от идеальной. «Человек имеет безусловное право знать, есть ли ГМИ-добавки в продукте, который он собирается приобрести», — говорил он в ходе недавней пресс-конференции.
Однако эксперты сомневаются, что такие инициативы увенчаются успехом. Для начала отметим, что достоверных данных об объеме трансгенной продукции нет. По оценке Г.Онищенко, сейчас до 90 проц всей сои, производимой в мире — генномодифицированная. Сколько ее попадает на наши прилавки в виде колбасы, сосисок или творога? В том же Санкт-Петербурге, по оценке независимых экспертов, доля ГМИ-продуктов колеблется в пределах 30-40 проц. Москва также перенасыщена ими. По данным экспертизы, проведенной Институтом цитологии РАН совместно с немецкой специализированной лабораторией, показала, что от 30 до 40 проц обследованных в столице образцов продуктов питания содержат компоненты ГМИ. Аналогичная ситуация в большинстве крупных городов.
Итак, получается, что на сегодняшний день Россия является одной из самых открытых для ввоза ГМ-продуктов стран. ГМ-добавки попадают не только в сами продукты, но и в корма для животных. И если поставки в магазины по официальным каналам поддаются хоть какому-то учету, то оборот поставщиков теневого бизнеса никем не подсчитывался. В России пока нет закона об обязательной маркировке сырья, ввозимого в страну, поэтому и отечественные производители не всегда знают, что они покупают. Что уж говорить о потребителях, которые вовсе видят на прилавке «кота в мешке».
Пока в России нет достаточных возможностей для анализа продуктов на современном уровне, считают эксперты. Это, во-первых, дорого. Даже выборочные проверки на содержание ГМИ обходятся в 3 тыс руб и занимают пару дней. Во-вторых, в нашей стране острый дефицит лабораторий для сертификации продуктов. 10 проц регионов вообще не обеспечены лабораториями для определения ГМИ. В Москве всего девять лабораторий могут проводить соответственные исследования. Да и те методики, которыми они располагают, позволяют зарегистрировать лишь два-три трансгена. В то время как сегодня их уже насчитывается 88. К тому же фирмы, разрабатывающие такие добавки, постоянно их совершенствуют, и за этим нашим лабораториям уж точно не угнаться. Кроме того, пока нет закона об обязательной маркировке ввозимого сырья, позволяющего отечественным производителям узнать о его происхождении.
Поэтому и эксперты, и даже представители властей оценивают подобные инициативы весьма скептически. Как заявил в свое время депутат Мосгордумы Евгений Герасимов, скорее, это просто выброшенные на ветер деньги. Вряд ли кто-то согласится пройти сертификацию, если она будет действительно добровольной. Ведь производители тоже закупают то сырье, которое есть на рынке. И не каждый может в существующих условиях досконально его проверить. Да и невыгодно это — проще «проплатить» лаборатории за нужные результаты. Поэтому производители будут по-прежнему обманывать, а лаборатории — фальсифицировать результаты исследований, считает депутат. А мы будем есть те продукты, что удастся купить на прилавках магазинов. Разве что у кого-то есть возможность регулярно закупаться на колхозном рынке у «своего» продавца или ездить с этой целью в деревенскую глубинку, где о сое еще слыхом не слыхали.
По словам Г.Онищенко, все далеко не так однозначно. Возможности биотехнологии сегодня являются настоящим благом для человечества. Необходимо лишь наладить государственный контроль над поступающей в Россию продукцией подобного рода. Причем, как заявляет глава Роспотребнадзора, сейчас в стране существует система контроля, вполне соответствующая зарубежным нормам. Вопрос с ГМИ, по его словам, «упирается» не только в медицину, но и в экономику. Зачастую ажиотаж вокруг трансгенов раздувается искусственно, в целях победить в «торговой войне», завоевать рынок или нанести удар по конкуренту. А мэр Москвы Юрий Лужков, выступая недавно на форуме «Соя в жизни человека», подчеркнул, что для России соя не только желательный, но и абсолютно необходимый продукт. Однако он призвал предельно осторожно относиться к генномодифицированным продуктам питания.
Между тем, еще в начале 2005 г в Закон о защите прав потребителей была внесена поправка, которая обязала каждого производителя маркировать продукты, содержащие любое количество ГМИ. Однако санитарные службы не в состоянии контролировать его выполнение. Причины — смотри выше. А ведь по оценкам экспертов, в Россию в год ввозят около 500 тыс тонн продуктов, содержащих трансгены. Получается, что эти продукты где-то бесследно исчезают. И даже можно догадаться, где именно — в наших с вами желудках…
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?