Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
До потребительской депрессии недалеко: Исследование Nielsen
По данным исследования Nielsen, в 2008 году[1] российский рынок упакованных продуктов питания и напитков «выстрелил» почти на 23% (22,5%) по стоимости, подстегнутый высокой продовольственной инфляцией. При этом в последние месяцы 2008 года рост рынка, который стабильно развивался в течение докризисного периода, фактически остановился, и впервые за последние несколько лет розничные продажи продемонстрировали тенденцию к отрицательной динамике. По данным Nielsen, c августа по ноябрь 2008 года, потребление упакованного продовольствия снизилось на 0,3%. Потеря в динамике продаж в натуральном выражении, по сравнению с периодом апрель-июль 2008, составила порядка пяти (4,8) процентных пунктов. В результате этого прирост рынка в натуральном объеме за совокупный период с декабря 2007 по ноябрь 2008 не дотянул и до 5%».
«В 2009 году сохранить темпы роста даже на уровне 2008 года будет непросто, − говорит Дуайт Уотсон, Генеральный директор компании «Nielsen Россия». Уровень потребительского доверия в России продолжает стремительно снижаться, потеряв в феврале 2009 года еще 6 пунктов».
Индекс потребительского доверия рассчитывается Nielsen на основе данных онлайн исследований исходя из таких показателей, как уверенность потребителей в перспективах трудоустройства, оценка ими состояния личных финансов и готовность покупать новые товары. Результаты недавнего онлайн опроса, который был проведен 16-20 февраля 2008 года только в России, стали частью второй волны масштабного исследовательского проекта ‘Russians Through Crisis’.
Первое резкое падение Индекса потребительского доверия в России (на рекордные 16 (!) пунктов) произошло в ноябре 2008. Набирающая обороты рецессия в экономике, рост безработицы, девальвация рубля и бремя кредитов, набранных в «оптимистичные» годы, накладывает отпечаток на настроения потребителей. По данным онлайн-исследования Nielsen, в феврале 2009 года Индекс потребительского доверия в России, и без того низкий, потерял еще 6 пунктов по сравнению с ноябрем 2008, составив 82 пункта.
Один из главных источников беспокойства для российских потребителей − трудоустройство. Рынок кандидата ушел в небытие. По сравнению с сентябрем 2008 г., число потребителей, для которых нынешняя ситуация открывает хорошие перспективы трудоустройства, сократилось в 2,5 раза – с 50% в сентябре 2008 до 20% в феврале 2009. Практически каждый пятый (18%) сегодня считает свои перспективы в области трудоустровства плохими, что в три раза больше, чем всего полгода назад − в сентябре 2008 года. Всего обеспокоены своей работой, по данным на февраль 2009 года, − 75% участников исследования Nielsen (тех, кто считает свои перспективы в области трудоустройства не слишком хорошими/плохими).
Стоит отметить, что наиболее заметное снижение оптимизма по поводу трудоустройства у россиян произошло в ноябре 2008 года, и по сравнению с этим периодом в феврале 2009 падение оказалось не столь знательное.
Аналогичным образом меняется восприятие российскими потребителями и состояния собственных финансов. Наибольшее снижение по этому показателю было зарегистрировано Nielsen в ноябре 2008 года. В феврале 2008 года же значительного падения не наблюдалось. Меньше половины российских онлайн-пользователей (47%) сегодня уверены в своих финансах. В ноябре их было 51%.
Однако, что касается готовности тратить, то, похоже, именно сейчас российский потребитель, позволивший себе «погулять» на Новый год и Рождество, всерьез берется за экономию.
Согласно результатам второй волны исследования Nielsen ‘Russians through crisis’, готовность российских потребителей тратить неуклонно снижается. 47% респондентов считают ближайшие 12 месяцев не очень хорошим временем для покупок, а 20% − и вовсе плохим. Если в ноябре 2008 года тех, кто отметил ближайший год как «хорошее» и «отличное» время для покупок новых товаров, было 41%, то в феврале 2009 года это цифра составила уже 30%. В то же время доля потребителей, для которых время для покупки новых вещей «не очень хорошее» и «плохое» с ноября 2008 по февраль 2009 года выросла почти на 20%.
Тенденции на рынке упакованных продуктов питания и напитков в период рецессии
В ухудшающихся экономических условиях есть соблазн воздержаться от инвестиций в новые продукты. Однако исследования Nielsen BASES в области тестирования концепций новых брендов/продуктов и прогнозирования их продаж показывают, что покупательский интерес и восприятие ценности инноваций значительно не меняются с изменением экономического климата, поэтому кризис − вполне удачное время для новых запусков.
«Специфика России в том, что здесь, наверное, как нигде в Европе, одним из важнейших условий успеха при выводе нового продукта является эффективная дистрибуция, которая в России затруднена по сравнению с другими странами − из-за большой территории и фрагментированности розничной торговли», − говорит Дуайт Уотсон.
Ситуация сегодня может быть осложнена тем, что отдельные каналы дистрибуции, включая антикризисные стратегии, делают ставку на оптимизацию ассортимента, что затрудняет попадает на полку новых брендов. Порядка 17% представителей традционной розничной торговли, опрошенных в ходе исследования «Каналы дистрибуции: антикризисное поведение» сообщили, что уменьшили ассортимент. Обнадеживающая новость в том, что сокращение пока незначительное: в среднем ~15% ассортимента в магазинах, где провели оптимизацию ассортимента. А самой распространенной тактикой для продовольственной розницы, чтобы оставаться эффективными в условиях ресессии, становится сокращение товарных запасов.
«Продолжать инвестировать в новые продукты, отвечающие новым потребностям покупателей и работать над дистрибуцией − вот главные условия успешной работы на рынке упакованных продуктов в России в трудные времена,» - уверен Дуайт Уотсон.
В условиях, когда покупательная способность потребителей падает, из ключевых тенденций, которые управляли развитием продовольственного рынка до кризиса, на первый план выходит справедливая стоимость. Однако это не значит, что удобство, разнообразие и польза для здоровья больше не актуальны. Теперь для потребителей эти понятия приобретают новое значение.
Как показали результаты исследования розничных продаж упакованных продуктов питания и напитков, проведенных Nielsen в Городской России за период с декабря 2007 по ноябрь 2008 года, в восьми их десяти самых быстрорастущих (по стоимости) категорий рынка высокие темпы роста определяются в том числе и другими факторами, кроме инфляции.
Так, категория Питьевые йогурты выросла за вышеуказанный период +1% в натуральном выражении и 30% в стоимостном за период с декабря 2007 по ноябрь 2008 года по сравнению с аналогичным периодом годом ранее. Ее рост стимулирован развитием инновационого сегмента функциональных йогуртов. Товары этой категории позволяют потребителю заботиться о здоровье и красоте.
За период исследования уверенно росли продажи Продуктов для кулинарии (+8% в натуральном выражении) − супов, бульонов, блюд быстрого приготовления, приправ, лапши, смесей для приготовления блюд − еще раз подтверждая, что экономия времени и удобство по-прежнему актуальны для потребителя.
Важную роль в удорожании категории Соленые снеки играет тенденция к даун-сайзингу (уменьшению объемов) упаковки, которая проявилась в последние месяцы прошлого года.
Даже в последние месяцы 2008 года сохранилась тенденция к развитию премиального сегмента в отдельных категориях упакованных продуктов питания, − шоколаде, кофе и других. Но судя по тому, как серьезно изменился настрой российских потребителей в феврале 2009 из-за снижения покупательной способности, поляризация рынка − очень вероятный сценарий для продовольственного рынка. В этом случае, при сохранении премиального сегмента, произойдет заметный переток потребителей из среднеценового сегмента в экономичный.
Интересно отметить еще один факт, который характеризует развитие российского продовольственного рынка: если в течение первых месяцев 2008 года потребление традиционных молочных продуктов в Городской России неуклонно снижалось, то с наступлением кризиса, в IV квартале 2008 года ситуация в молочной индустрии начала меняться, и уже в октябре и ноябре 2008 года наблюдался рост розничных продаж молока.
«Пока рано говорить о том, что из-за снижения покупательной способности, часть потребителей переориентируется в своих предпочтениях на базовые продукты, однако возможно, что углублении кризиса эта тенденция продолжит развитие в отдельных категориях», − говорит Дуайт Уотсон.
О Nielsen
The Nielsen Company — мировой лидер в сфере информационных услуг и медиа-бизнеса. Занимает ведущие позиции в таких областях, как маркетинговая информация, потребительские исследования, измерения и исследования телевизионной, мобильной и онлайн-аудитории, а также аудиторий других медиа. В портфеле брендов Nielsen — целый ряд крупных выставок и специализированных изданий (Billboard, The Hollywood Reporter, Adweek). Компания Nielsen является закрытым акционерным обществом. Имеет подразделения более чем в 100 странах мира. Центральные офисы компании расположены в Харлеме (Нидерланды) и Нью-Йорке (США).
Nielsen работает в России с 1989 года. Основные направления деятельности: аудит розничной торговли товарами повседневного спроса; услуги для предприятий розничной торговли; мерчандайзинг; управление торговым простраством; потребительские исследования для разных отраслей рынка потребительских товаров и услуг, в т.ч. автомобильный бизнес, финансовые услуги, производство потребительских товаров, как повседневного, так и длительного пользования; потребительские телекоммуникации; статистика и исследования интернет-аудитории и др.
[1] По данным аудита розничных продаж, проведенного Nielsen в городах России с населением свыше 10 тыс. человек за период с декабря 2007 по ноябрь 2008 г.
[2] Молочные продукты: ке включая желтый и белый сыр
[3] Продукты для кулинарии супы, бульоны, блюда быстрого приготовления, приправы, лапша быстрого приготовления, смеси для приготовления блюд),
[4] Кондитерские изделия: включая шоколадные изделия, конфеты, мучные изделия, жевательная резинка,и др.),
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?