Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
До конца текущего года в России может закрыться до 20% аптек
Согласно рейтингу сетей розничной торговли INFOLine Retailer Russia TOP-100, составленному агентством INFOLine и Retailer magazine, за последний год большинство аптек, включая крупные федеральные сети, показали отрицательную или нулевую рентабельность, которая в среднем по стране составила -0,7%. Такие результаты вызваны увеличением налоговой нагрузки на аптечный бизнес и размеров коммунальных платежей, аренды и эксплуатационных расходов, полагают аналитики INFOLine.
С 1 января текущего года величина взносов в фонды для аптек, ранее составлявшая 14% от фонда заработной платы, выросла до 34%. Их доля в общем товарообороте аптек достигла 3,6% против 1,4% годом ранее, сообщают в INFOLine. Кроме того, с 2011 года крупные аптечные сети лишились возможности платить единый налог на вмененный доход (ЕНВД) – его величина составляла 6% – и начали работать по общей системе налогообложения (для компаний со штатом более 100 человек, среди учредителей которых более 25% юридических лиц, к которым относятся более 80% аптечных организаций). Как результат, налоговая нагрузка на аптечный бизнес выросла на 20–25%, в связи с чем практически все аптеки, включая даже крупные федеральные сети, продемонстрировали отрицательную или нулевую рентабельность, которая в среднем по стране составила -0,7%.
Помимо увеличения налоговой нагрузки, снижение рентабельности обусловлено ростом издержек в связи с увеличением коммунальных платежей, аренды и эксплуатационных расходов: на фоне того что платежеспособность населения в регионах до сих пор не восстановилась, это обусловило также снижение среднего чека аптек. По оценкам экспертов, в 2011 году в России может быть закрыто до 20% аптек, что приведет к снижению доступности лекарственных средств и продолжению роста стоимости лекарств, цены на которые не контролируются государством. В то же время подобная ситуация формирует для федеральных аптечных сетей благоприятные возможности с точки зрения приобретения региональных активов, считают в INFOLine.
При подготовке рейтинга INFOLine Retailer Russia TOP-100 были исследованы и проанализированы операционные и финансовые показатели более 1000 торговых сетей. В состав рейтинга по итогам 2010 года вошли 8 аптечных сетей. После сокращения в 2009 году на 3,7% емкость фармацевтического рынка России за последний год увеличилась на 13%, говорится в исследовании. По итогам 2011 года этот показатель может превысить 20 млрд. долларов, считают в INFOLine.
В 2009-2010 гг. конкуренция на российском рынке существенно усилилась, в результате чего большинство крупнейших аптечных сетей в 2010 году сократили долю рынка. В основном это произошло за счет развития региональных сетей, которые более гибко реагировали на изменения, полагают аналитики INFOLine. Крупные сети активно закрывали нерентабельные точки, что привело к сокращению выручки. Помимо усиления конкуренции, подобная ситуация обусловлена введением государственного регулирования цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты. Это привело к вымыванию из ассортимента аптек дешевых SKU и повышению цен на продукцию, цены на которую не регулируются государством. В 2010 году ряд аптечных сетей сократили долю в коммерческом сегменте розничного рынка, констатируют аналитики.
Комментируя перспективы развития аптечной розницы, директор по маркетингу аптечной сети «36,6» Антон Володькин отмечает, что россияне тратят на лекарства около $100 в год, в то время как «наши европейские соседи, особенно в Западной Европе, тратят $300-400 в год, американцы тратят $700». По словам г-на Володькина, жители России также начнут больше тратить, «если в наших гражданах проснется сознание того, что надо заботиться о своем здоровье, надо жить долго, и, конечно, если у населения будут на это деньги». Что касается именно текущего года, то по мнению директора по маркетингу сети «36,6», несмотря на то, что 2011 год предвыборный, «государственное регулирование в этой отрасли уже достаточно жестко построено, действительно жизненно важные препараты у нас в стране недорогие, поэтому здесь больших изменений не будет».
Загородний Дмитрий Валерьевич, директор по маркетинговым коммуникациям ЗАО «Фармакор»:
«В 2011 году основная конкуренция между компаниями, на мой взгляд, будет происходить, помимо ценового аспекта, также в области качества и эффективности обслуживания покупателей. В качестве трендов 2011 года можно ожидать появления более дешевых дженериков, как результат реализации Правительством программы формирования Фармацевтических кластеров, а также формирования потребительского спроса на «health products»
Интервью
Мария Дмитриева, «Яндекс Лавка»: «Хотим стать игроком, который развивает рынок готовой еды»
О предпочтениях потребителей, технологиях бизнеса и новом заводе.