Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Детский спецназ
Кризис не лучшее время, чтобы думать о кадровом резерве, то есть специалистах, которых компании готовят "на вырост". Программы обучения и развития сотрудников повсеместно идут под нож. Однако некоторые компании пытаются хоть как-то сохранить проекты, на которые потрачено много сил и времени. В группе компаний "Детский мир" придумали, как использовать резервистов в новых экономических условиях. До октября 2008 года эта национальная сеть испытывала серьезный кадровый голод: в год открывалось до 40 магазинов (сейчас у сети 126 точек разного формата в 65 городах), постоянно требовался как управленческий, так и торговый персонал. Чтобы решить эту проблему, в 2006-2007 годах в "Детском мире" разработали программы подготовки кадрового резерва. Резервистов разделили на две группы. Первая — управленческий кадровый резерв для центрального и региональных офисов. После обязательной процедуры оценки в него отобрали около 40 человек, начиная с уровня главного специалиста и заканчивая директорами департаментов. "Это так называемые HiPo — сотрудники, обладающие высоким потенциалом (от англ. high potential.— СФ)",— рассказывает директор по персоналу ГК "Детский мир" Евгений Василенко. Резервистов-управленцев обучали в собственном учебном центре и на сторонних программах. Например, старший специалист отдела оценки и развития персонала Николай Кузин попал в управленческий резерв год назад и закончил в ГУ-ВШЭ годичную программу переподготовки по кадровому менеджменту. А несколько сотрудников получили за счет компании дипломы MBA российских бизнес-школ. Вторая группа резервистов более многочисленна. Это технологический кадровый резерв, который должен поддерживать работу магазинов. Например, если старший кассир в отпуске или заболел, кто-то будет исполнять его обязанности, а значит, нужны дублеры. В технологический резерв компания включила 30-35% торгового персонала и в первую очередь использовала его при открытии магазинов — новые объекты минимум на 25% укомплектовывались за счет резервистов. Для технологического резерва разработали свои программы подготовки. Так, по словам старшего менеджера департамента по управлению торговлей Ольги Давыдовской, попавшей в эту группу в 2009 году, людей обучали базовым знаниям и навыкам: как формируется заказ, что представляет собой аналитическая информационная система и т. д. Развивали и менеджерские навыки: учили подбирать персонал, проводить собеседование, управлять людьми. С началом кризиса "Детскому миру", как и большинству российских компаний, пришлось пересматривать кадровую политику. По словам Евгения Василенко, в компании упразднили примерно 15% должностей центрального офиса (всего в офисах "Детского мира", включая регионы, работало около 800 человек). Предстояло решить судьбу и кадрового резерва. Перезагрузка Кризис застал сотрудников, входивших в управленческий кадровый резерв, на середине подготовки. Но было бы неправильно просто взять и закрыть все программы, поэтому топ-менеджеры подошли к ситуации рационально. "Главное — качественно и бережно заморозить продукт, чтобы его не испортить,— рассуждает Евгений Василенко.— Тогда после разморозки он будет снова пригоден, не потеряв лучших свойств". По договоренности с внешними учебными заведениями компания поставила занятия на паузу. Некоторые из сотрудников, кто уже отучился большую часть курса на длительных программах, решили оплатить остаток из своего кармана, чтобы быстрее закончить обучение. Наконец, в "Детском мире" сохранили финансирование отдельных наиболее важных программ, например по инновационному менеджменту. А вот у технологического кадрового резерва практически ничего не изменилось. Компания продолжает открывать магазины, хотя планы стали гораздо скромнее, чем до кризиса. В этом году в Москве открылись пока три магазина, а в регионах — пять. Но это супермаркеты и гипермаркеты, где нужно много работников. Кроме того, текучка торгового персонала постоянно требует новых обученных кадров. Во многих компаниях на этом бы и успокоились, но в "Детском мире" пошли дальше и в феврале 2009 года собрали из числа сотрудников, входивших в обе группы кадрового резерва, новую мобильную группу. Между собой ее назвали "парашютистами" — таких набралось 20 человек. Из управленческого резерва компания взяла "мозг" "парашютной" группы, а из технологического — "руки", которые умеют реализовывать идеи. В отличие от обычных менеджеров "парашютисты" способны решать сложные задачи, которых не было до кризиса. Они умеют быстро выбирать нужную информацию и отсеивать лишнее, принимать верные решения и "зажигать" остальных сотрудников на выполнение задач. "Люди с таким профилем в "мирное" время не востребованы и даже бывают неуспешны,— рассуждает Евгений Василенко.— Это как строители и ЖЭК — их функции невозможно совместить в одном лице. Строитель построил дом и поедет в другое место, нельзя сказать ему: "Оставайся, будешь теперь 50 лет менять трубы, провода и лампочки"".
Увеличить |
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?