Декоративное изображение
9 045

Поделиться

Дешевые деньги под честную статистику

 Я напомню его: блондинку спрашивают, какова вероятность того, что вы выйдете на улицу и встретите динозавра? Она отвечает: 50 на 50 – или  встречу, или не встречу… С прогнозами по обувному рынку такая же ситуация – 50 на 50, либо рынок вырастет, либо его ждет стагнация. Эта непонятная ситуация с третьим по объемам потребительским рынком в стране мешает работать с инвесторами и выливается заемщикам – обувным ритейлерам в существенную переплату за риск.

Ежегодно мы покупаем несколько отчетов по обувному рынку, которые готовят разные исследовательские компании, для того чтобы в очередной раз убедиться: ничего не изменилось, корректных данных по-прежнему нет. Аналитики тычут пальцем в небо и дают противоречивые прогнозы. Единственная более-менее правдивая цифра принадлежит Росстату: по подсчетам ведомства россияне потребляют 420 – 430 млн пар обуви в год. И то это «средняя температура по больнице»: согласно исследованиям объем рынка в 2012 г. в натуральном выражении составил от 360 до 600 млн пар. Заметьте, что различные аналитики расходятся в подсчетах почти в два раза!

Такая же ситуация и в оценке объема рынка в деньгах – по разным данным в прошлом году он составил от $20 до $38 млрд. Отсюда средняя розничная стоимость за пару колеблется от почти нереальных $35 до крепких $100 за пару.

Четких прогнозов нет ни в чем: некоторые аналитики предрекают стагнацию рынка в ближайшие годы, что для инвесторов означает снижение интереса к отрасли. Другие прогнозируют стабильный рост 7 – 11% в среднесрочной перспективе. Но это не вина исследовательских агентств, рынок действительно очень закрыт. О некоторых крупных игроках ничего не известно, другие дают весьма скупую информацию о себе. На третьем по величине потребительском рынке России работает всего две более-менее открытых компании: «Центробувь» и «Обувь России». Они раскрывают состав учредителей, выручку, прибыль, количество магазинов и планы развития.

Данные большинства крупных компаний сложно найти даже участникам рынка: неизвестны ни совладельцы, ни выручка, ни даже точное количество магазинов в сети. А если учесть, что 80% рынка представлено и вовсе маленькими фирмами и частными предпринимателями, становится понятно, что рынок далек от прозрачности. В такой ситуации инвесторам приходится действовать как слепцам в незнакомой местности – двигаться осторожно, наощупь и закладывать существенную комиссию за риск.

По нашему опыту публичных заимствований мы знаем, что роуд-шоу из продвижения компании среди инвесторов превращается в продажу обувного рынка как такового. На встречах с партнерами речь идет не столько о компании и ее конкурентных преимуществах, сколько о ситуации в отрасли – как обстоят дела, чего ожидать и насколько высок потенциал рынка в целом, ведь об этом почти нет информации. Недавно мы зарегистрировали выпуск биржевых облигаций на 5 млрд руб. Пока мы единственные из обувных ритейлеров, кто занимает на открытом рынке капитала. Подумайте, 5 млрд руб для рынка стоимостью более $30 млрд – это капля в море!

Когда другие участники рынка поймут, что открытость и прозрачность бизнеса несет серьезные преимущества для развития и для работы на инвестиционном рынке, работать станет проще. К примеру, компании продуктового ритейла не так просели во время кризиса и даже не остановили развития, в том числе и благодаря относительно дешевым займам и привлекательности рынка. Обувщики пострадали серьезней, а таких гигантов, как Х5 или «Магнит», в обувной отрасли и вовсе нет. Сейчас мы много делаем для того, чтобы собирать максимально возможное количество информации о рынке, анализировать ее и формировать представление о рынке в бизнес-сообществе и среди инвесторов. Мы уже добились определенных успехов, но нам все еще приходится переплачивать за риски: если компании фуд-ритейла размещают облигации под 9% годовых, то «Обувь России» – под 13%. Эти четыре процентных пункта и есть плата за нехватку корректной информации о рынке.

Антон Титов, директор группы компаний «Обувь России»,

специально для Retail.ru

Интервью

Декоративное изображение

Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»

Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами