Реклама на retail.ru
Здесь может быть
Ваша реклама
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Здесь может быть Ваша реклама
ПодробнееПоделиться
День чулка
Санкции, рост цен, падение курса рубля и цен на нефть, а также прочие сюрпризы последних месяцев потрепали россиянам нервы и кошельки. На остатки сбережений граждане покупают уже не стиральные машины и автомобили, а просто валюту и готовятся по-настоящему сэкономить на Новый год.
Экономия на грани
По данным панели домохозяйств «Ромира» (участники сканируют штрихкоды покупок), осенью закончилась оптимизация повседневных расходов. В номинале они снижались с октября 2013 до мая 2014 года. Реальные же (с поправкой на инфляцию) вышли в ноль сначала в августе, потом в октябре (номинальный рост на 8% с учетом годовой инфляции 8,6% дает легкий минус).Пять лет начиная с 2008 года (раньше «Ромир» не делал подобных исследований) расходы на повседневку росли быстрее, чем доходы: мы ели не только больше, но и качественнее (переходили с кефира на йогурты, со свинины на говядину и т. д.). Когда рост номинальных доходов стал замедляться (как раз с осени 2013 года), россияне начали менять привычки в обратном направлении и чаще бегать за скидками.
За год жирок был проеден почти полностью, и теперь расходы на питание снова растут, но только на уровень инфляции плюс-минус 3-4%. «Дальше оптимизировать расходы просто некуда»,– считает ведущий эксперт «Ромира» Игорь Березин. Это, впрочем, в нормальной жизни – без возвращения лет на 25 назад.
Небольшой реальный рост скорее погрешность: ритейлеры, опрошенные «Деньгами», не нашли весомых причин для него, кроме ажиотажа, вызванного продуктовыми санкциями (точно наблюдался в августе). Еще одно объяснение – закупка продуктов впрок. Согласно опросу ФОМа, такую привычку имеют 43% россиян – и чем ниже доходы, тем она крепче (с доходами меньше 4 тыс. руб. в месяц закупаются впрок 59% опрошенных, а с доходами свыше 20 тыс. руб.– 42%).
Оптимизацию заметили и в исследовательской компании Intelligent Research for Growth (IRG): 69% опрошенных россиян признают, что за последнее время пересмотрели структуру расходов и сбережений, а 37% начали покупать более дешевые марки или аналоги товаров (в выборку вошли 1,2 тыс. жителей 18-55 лет в городах-миллионниках). По данным Росстата, в январе–сентябре оборот розничной торговли пищевыми продуктами вырос всего на 0,2% (по сравнению с прошлым годом) и был отрицательным с мая.
В первую очередь оптимизация касается группы семей со средним доходом, считают в «Ромире»: в октябре впервые за многие месяцы у них выросли реальные повседневные расходы (на 1-2%). К семьям с доходом ниже среднего это не относится: их расходы последние несколько лет и так росли только на уровне инфляции.
Как далеко зайдут россияне в продуктовой экономии, особенно на фоне снижения реальных зарплат (на 1% в сентябре в годовом выражении – впервые после кризиса),– вопрос открытый. По мнению Березина, более вероятно, что они продолжат перераспределять (в том числе в 2015 году) потребление в пользу более дешевых продуктов лишь настолько, насколько это позволит перекрыть растущую продовольственную инфляцию (11,5% в октябре 2014-го, в октябре 2013-го – 6,9%, все данные в годовом выражении). Впрочем, меньше есть из-за подорожания мы не станем. «Раньше вы покупали пять йогуртов весом 500 г за 150 руб., а теперь перешли на кефир весом 1 л за 100 руб. Вы экономите, а объемы потребления растут»,– говорит Березин.
По словам директора проекта ФОМ-ФИН Людмилы Пресняковой, инфляционные ожидания населения в октябре (опрос, проведенный для ЦБ, еще не опубликован) продолжают ухудшаться. Это логично, потому что последние запасы запрещенных к ввозу продуктов были распроданы как раз в сентябре – и теперь потребители имеют дело с новыми ценниками. Размер среднего чека, рассчитываемый «Ромиром», в октябре вырос на 5,2%, что ниже инфляции, но намного выше сентябрьского провала, когда полки во многих магазинах опустели. Быстрее адаптировался Санкт-Петербург, а средний чек там впервые за всю историю наблюдений превысил московский (727 руб. против 721 руб. в столице).
Инвестиции в себя
Главная интрига – как долго россияне смогут повторять привычную модель потребления (поход за бытовой техникой, мебелью и автомобилями) во время девальвации. В сентябрьском отчете ЦБ «Инфляционные ожидания и потребительские настроения россиян» отмечается тенденция к очередному сокращению сбережений и росту потребления, но уже меньшими темпами, чем в первой половине 2014 года, из-за снижения доходов и покупательной способности. Практически все составляющие индекса потребительской активности, рассчитываемого Росстатом, в третьем квартале сократились на несколько процентных пунктов. Остается неизменным только индекс благоприятности условий для крупных покупок (-16). Он же – но в версии Sberbank CIB (индекс Иванова, который оценивает настроения среднего класса) – даже вырос с -14 до -12. Однако активных действий от россиян аналитики не ждут: «Доля Ивановых, не имеющих сбережений, в сентябре увеличилась до 42% с 37% в июне. Средняя доля ежемесячно откладываемого в целях сбережений дохода снизилась с 9,2% во втором квартале до 8,9% в третьем квартале». В первом квартале (данные Росстата) на сбережения откладывалось 0,5% дохода, а на покупку валюты тратилось 7% (годом ранее – 10,1% и 3,7%).
Рост розничного товарооборота в сентябре на 0,2% на фоне девальвации рубля показывает на ажиотаж, считают в Центре развития НИУ-ВШЭ: основной рост пришелся как раз на непродовольственные товары (+0,6%). Спрос был подогрет в том числе программой утилизации, которая увеличила продажи автомобилей: в октябре АвтоВАЗ продал на 4,7% больше машин марки Lada, чем в сентябре, и впервые за 19 месяцев падения продаж она показала рост на внутреннем рынке.
При этом количество автомобилей, проданных в кредит, по оценкам дилеров, за год снизилось с 40% до 25%. Рост ставок банков и тарифов каско многих отпугнул от покупки. Другие же решили не брать кредит, а потратить на авто остатки сбережений.
«Норма сбережений сейчас на очень низком уровне, и не исключено, что в октябре-ноябре мы увидим повторение мартовской истории (-10,8, в сентябре +3,7), когда люди не только переставали сберегать, но даже снимали деньги с вкладов, в том числе для совершения покупок,– говорит ведущий эксперт Центра развития НИУ-ВШЭ Николай Кондрашов.– Так же себя вели люди в октябре 2008 года, когда норма сбережений опустилась до -14: они тратили больше, чем заработали за месяц».
По данным ЦБ, с января по октябрь объем вкладов физлиц практически не вырос – ни рублевых, ни валютных. По оценке АСВ, в третьем квартале объем валютных вкладов без приведения к рублевому эквиваленту даже сократился на 4,8%. ЦБ за сентябрь тоже фиксирует отток валюты со счетов – $3,9 млрд, что на 4% больше, чем в августе. На 8% сократилось число сделок, а предложение валюты населением выросло на 9%, до $6,4 млрд. Похоже, что финансово грамотные и состоятельные россияне в сентябре фиксировали доход после девальвации, а менее богатые если и штурмовали обменники, то по мелочи. Самые же богатые уже перевели накопления в иностранные банки.
«Те, кто копил на летний отпуск, но не поехал, решили на сэкономленные 20 тыс. руб. купить $500, но не более того,– говорит Березин.– За бытовой техникой тоже очередей нет: зачем вам еще одна стиральная машина или телевизор, если вы их уже купили в начале года?» Однако полную картину потребительского поведения россиян зимой даст только статистика по четвертому кварталу, которая выйдет в следующем году. Согласно опросам IRG, уже 75% россиян готовы сократить расходы на Новый год. «Подобные метания по магазинам в надежде защититься от инфляции вечно продолжаться не могут»,– считает Кондрашов.
Если так, скоро произойдет переход к более рациональной модели потребления, считает Татьяна Комиссарова, декан Высшей школы маркетинга и развития бизнеса НИУ-ВШЭ: «Средний сегмент среднего класса ($1-3 тыс.) начинает оптимизировать потребительскую корзину – экономят на кафе, берут более дешевые туры, но увеличивать доходы и больше работать не хотят. Новаторы, которые первыми покупали новые смартфоны, теперь просто остаются трендсеттерами, то есть постят о новинках в социальных сетях, но сами их не бегут покупать. Сэкономленные на летнем отдыхе деньги многие предпочитают вкладывать не в бытовую технику, а в себя либо в детей». Впрочем, это все же касается среднего класса. По данным ФОМа, 58% россиян не следят за курсом рубля, а 62%, по статистике ВЦИОМа, вовсе не имеют сбережений. Они вынуждены следовать за инфляцией, а если станет совсем трудно – меньше есть, больше выращивать на даче, экономить на одежде и влезать в долги.
Артем Никитин, Журнал «Коммерсантъ Деньги»
Интервью
![Декоративное изображение](https://www.retail.ru/upload/iblock/963/aa6xf0bem8tgudd4kqqy16gdy6g0oj0n/anonsA_d_aG_G_-E_v_a_.jpg)
Более 500 тысяч чеков за месяц делает один гипермаркет: действительно ли формат стагнирует и как ему поможет омниканальность?