Декоративное изображение
5 413

Поделиться

Дефляция пришла

Люди, как правило, не склонны доверять официальным показателям инфляции. И это не удивительно. Росстат определяет измеряемый им индекс потребительских цен (ИПЦ) как показатель, который «характеризует изменение во времени общего уровня цен на товары и услуги, приобретаемые населением для непроизводственного потребления». Очевидно, что официальная инфляция очень усреднена, ведь население разнородно, и стили потребления (а значит, и «личная» инфляция) у двух разных людей или семей могут отличаться разительно. Стол и спорт. Заметный вклад в сокращение личной инфляции внесла самая крупная статья расходов, характерная скорее для среднего класса, нежели для потребителя в целом, – питание вне дома. Это самый дорогой пункт из внесенных в корзину – 500 рублей на двоих в день. Для сравнения: продукты, съеденные всей семьей дома, стоили 389 рублей. Но они-то как раз внесли большой вклад в инфляцию, подорожав за год на 14,6%. Стоимость бизнес-ланчей в нашем примере осталась неизменной. Причина – падение спроса. По данным московского департамента потребительского рынка и услуг снижение торгового оборота в ресторанах среднеценового сегмента достигало 10–20% с начала года к марту. Заметим, что результаты могли бы быть иными для менее обеспеченной семьи, чаще обедающей в столовых и фастфуде: в этом сегменте общественного питания кризис не подавил спрос, а скорее стимулировал его. Другая типичная статья расходов среднего класса – услуги фитнес-центров, также может обладать небольшим антиинфляционным действием в условиях кризиса. Число интересных предложений в Москве заметно возросло, поэтому в нашей модели предполагается годовое снижение затрат на фитнес примерно на 12%. Исключение этих расходов из нашей «корзины» дало бы общую годовую дефляцию на 7,9%. Причуды шопинга. Реальные располагаемые доходы населения в последние предкризисные месяцы росли на 5–7% в годовом выражении, зарплаты – на 11–14%. Ухудшение финансового положения компаний, массовые увольнения и программы по сокращению расходов на оплату труда все изменили: в июле годовое падение реальных доходов составило 5,4%, зарплат – 5,8%. Розничная торговля заметила кризис не сразу: в первые его месяцы россияне в целом придерживались прежнего стиля потребления. Однако по мере усугубления ситуации пал и этот бастион: если летом 2008 года оборот розничной торговли рос в годовом выражении на 14–15%, то к зиме темпы упали до 4–5%, а последние июльские данные говорят уже о падении на 8,2%. Вполне естественно, что в таких условиях ценовая политика торговых сетей не могла оставаться прежней. Многие из них стали активнее использовать скидки, акции и другие методы стимулирования продаж. В результате рост цен на некоторые товары повседневного спроса замедлился, а по некоторым позициям – совсем остановился. Это подтверждают как данные Росстата, так и замеры «Ф.». Впрочем, рост продовольственных расходов по корзине «Ф.» все же был существенным и опередил официально-статистический (11,7%). Это произошло из-за включения в корзину продуктов, потребление которых гораздо более характерно для среднего класса Москвы, нежели для населения России в целом. Так, в нашей семье едят относительно дорогой сыр (поднялся в цене за год на 16,1%), пьют зерновой кофе (39,1%), качественные фруктовые соки и чай (23,1% и 42,5% соответственно). На повседневные расходы оказало влияние снижение цен на бензин. Но в нашем примере оно было незначительным, чуть больше 11 рублей при среднем потреблении 5 литров в день. Рост расходов на общественный транспорт почти нивелировал этот скромный выигрыш. Цены и справедливость. Если говорить в целом о влиянии кризиса на инфляцию для разных доходных групп москвичей, то здесь ситуация будет неоднозначной. Согласно оценкам Института комплексных стратегических исследований (ИКСИ), на покупку продуктов для домашнего питания в беднейших домохозяйствах Москвы уходит примерно половина всех расходов, в средних (5–6-й дециль по уровню доходов) – 20–25%, в богатых – менее 10%. По темпам роста цен продовольствие до недавнего времени значительно опережало другие товары, что усиливало несправедливое распределение инфляционного бремени: чем беднее потребитель, тем выше его «личная» инфляция. За минувший год темпы роста цен на продовольственные и непродовольственные товары и заметно выровнялись, не только за счет снижения «пищевой» инфляции, но и за счет удорожания непродовольственных товаров из-за девальвации рубля. Несправедливость, впрочем, сохраняется, поскольку теперь опережающими темпами дорожают услуги ЖКХ (по данным Росстата – на 19,6%, а в нашем примере семья стала платить на 27% больше). По подсчетам ИКСИ, бедные отдают за услуги ЖКХ 13–17% своих расходов, богатые – 1–2%.

Корзина повседневных расходов «Ф.»

Товар/услуга

Цена, рублей

Стоимость товара/услуги в корзине, рублей

Повышение/ снижение цен, %

Сентябрь 2009 г.

Сентябрь 2008 г.

2009 г.

2008 г.

Батон нарезной

16,90

15,90

8,45

7,95

+6,3

Хлеб столичный

18,72

16,50

6,74

5,94

+13,5

Масло сливочное

36,25

35,41

9,06

8,85

+2,4

Молоко 3,2% жирности

35,90

32,90

12,57

11,52

+9,1

Крупа «Геркулес»

23,50

21,50

1,88

1,72

+9,3

Яйца

31,90

35,46

9,57

10,64

-10,0

Сыр твердый

269,48

232,10

26,95

23,21

+16,1

Чай (рассыпной)

141,90

99,60

4,54

3,19

+42,5

Чай пакетированный

62,00

49,65

4,96

3,97

+24,9

Кофе в зернах

126,96

91,24

7,62

5,47

+39,1

Сок

60,91

49,50

60,91

49,50

+23,1

Цыпленок

104,00

90,95

104,00

90,95

+14,3

Картофель

12,90

17,30

6,45

8,65

-25,4

Капуста (свежая)

13,90

8,40

2,09

1,26

+65,5

Помидоры

45,90

39,90

6,89

5,99

+15,0

Огурцы

25,90

25,90

2,59

2,59

0,0

Морковь

16,80

35,20

0,84

1,76

-52,3

Лимон

65,90

57,90

16,48

14,48

+13,8

Лук репчатый

18,90

14,90

0,47

0,37

+26,8

Масло растительное

45,00

55,94

2,25

2,80

-19,6

Пиво

48,56

42,90

48,56

42,90

+13,2

Яблоки

44,90

37,90

22,45

18,95

+18,5

Сахар

26,90

22,45

0,89

0,74

+19,8

Соль

18,00

14,20

0,54

0,43

+26,8

Конфеты

62,98

45,49

20,15

14,56

+38,4

Продовольственные товары для потребления дома

387,88

338,37

+14,6

Бизнес-ланч

250,00

250,00

500,00

500,00

0,0

Питание (включая питание вне дома)

887,88

838,37

+5,9

Бензин

23,50

25,75

117,50

128,75

-8,7

Мыло жидкое

89,90

59,90

4,50

3,00

+50,1

Гель для душа

85,91

55,50

5,15

3,33

+54,8

Шампунь

109,33

79,55

6,56

4,77

+37,4

Зубная паста

62,41

45,67

4,99

3,65

+36,7

Гель для бритья

131,20

117,99

2,23

2,01

+11,2

Туалетная бумага

40,55

36,28

1,01

0,91

+11,8

Бумажные полотенца

59,90

48,50

1,98

1,60

+23,5

Стиральный порошок

271,90

194,95

8,97

6,43

+39,5

Средство для мытья посуды

45,90

35,92

1,38

1,08

+27,8

Непродовольственные товары

154,27

155,53

-0,8

Непродовольственные товары, кроме бензина

36,77

26,78

+37,3

Аренда квартиры

30000,00

38000,00

960,00

1216,00

-21,1

Коммунальные услуги

3469,00

2742,55

111,01

87,76

+26,5

Электричество

2,11

1,60

16,88

12,80

+31,9

Фиксированная телефонная связь

380,00

345,00

12,16

11,04

+10,1

Билет на метро (20 поездок)

380,00

280,00

38,00

28,00

+35,7

Детский сад

35,70

35,70

35,70

35,70

0,0

Страхование (Каско)

146,10

181,69

146,10

181,69

-19,6

Страхование (ОСАГО)

15,94

15,94

15,94

15,94

0,0

Интернет

390,00

390,00

12,48

12,48

0,0

Мобильная связь

7,25

7,25

7,25

7,25

0,0

Фитнес-клуб

19000,00

21500,00

152,00

172,00

-11,6

Услуги

1507,52

1780,66

-15,3

Услуги, кроме аренды

547,52

564,66

-3,0

Итого, кроме питания вне дома

2299,67

2274,56

+1,1

Итого, кроме аренды

1589,67

1558,56

+2,0

Итого, вся корзина

2549,67

2774,56

-8,1

Екатерина Богачева

Журнал Финанс

Интервью

Декоративное изображение

Александр Злобин, Magic burger: «К 2028 году планируем нарастить сеть до 400 заведений»

За 5 лет региональная сеть выросла до 13 кафе, запустила собственное пищевое производство и планирует продавать франшизу.

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами