Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Дефляция пришла
Люди, как правило, не склонны доверять официальным показателям инфляции. И это не удивительно. Росстат определяет измеряемый им индекс потребительских цен (ИПЦ) как показатель, который «характеризует изменение во времени общего уровня цен на товары и услуги, приобретаемые населением для непроизводственного потребления». Очевидно, что официальная инфляция очень усреднена, ведь население разнородно, и стили потребления (а значит, и «личная» инфляция) у двух разных людей или семей могут отличаться разительно. Стол и спорт. Заметный вклад в сокращение личной инфляции внесла самая крупная статья расходов, характерная скорее для среднего класса, нежели для потребителя в целом, – питание вне дома. Это самый дорогой пункт из внесенных в корзину – 500 рублей на двоих в день. Для сравнения: продукты, съеденные всей семьей дома, стоили 389 рублей. Но они-то как раз внесли большой вклад в инфляцию, подорожав за год на 14,6%. Стоимость бизнес-ланчей в нашем примере осталась неизменной. Причина – падение спроса. По данным московского департамента потребительского рынка и услуг снижение торгового оборота в ресторанах среднеценового сегмента достигало 10–20% с начала года к марту. Заметим, что результаты могли бы быть иными для менее обеспеченной семьи, чаще обедающей в столовых и фастфуде: в этом сегменте общественного питания кризис не подавил спрос, а скорее стимулировал его. Другая типичная статья расходов среднего класса – услуги фитнес-центров, также может обладать небольшим антиинфляционным действием в условиях кризиса. Число интересных предложений в Москве заметно возросло, поэтому в нашей модели предполагается годовое снижение затрат на фитнес примерно на 12%. Исключение этих расходов из нашей «корзины» дало бы общую годовую дефляцию на 7,9%. Причуды шопинга. Реальные располагаемые доходы населения в последние предкризисные месяцы росли на 5–7% в годовом выражении, зарплаты – на 11–14%. Ухудшение финансового положения компаний, массовые увольнения и программы по сокращению расходов на оплату труда все изменили: в июле годовое падение реальных доходов составило 5,4%, зарплат – 5,8%. Розничная торговля заметила кризис не сразу: в первые его месяцы россияне в целом придерживались прежнего стиля потребления. Однако по мере усугубления ситуации пал и этот бастион: если летом 2008 года оборот розничной торговли рос в годовом выражении на 14–15%, то к зиме темпы упали до 4–5%, а последние июльские данные говорят уже о падении на 8,2%. Вполне естественно, что в таких условиях ценовая политика торговых сетей не могла оставаться прежней. Многие из них стали активнее использовать скидки, акции и другие методы стимулирования продаж. В результате рост цен на некоторые товары повседневного спроса замедлился, а по некоторым позициям – совсем остановился. Это подтверждают как данные Росстата, так и замеры «Ф.». Впрочем, рост продовольственных расходов по корзине «Ф.» все же был существенным и опередил официально-статистический (11,7%). Это произошло из-за включения в корзину продуктов, потребление которых гораздо более характерно для среднего класса Москвы, нежели для населения России в целом. Так, в нашей семье едят относительно дорогой сыр (поднялся в цене за год на 16,1%), пьют зерновой кофе (39,1%), качественные фруктовые соки и чай (23,1% и 42,5% соответственно). На повседневные расходы оказало влияние снижение цен на бензин. Но в нашем примере оно было незначительным, чуть больше 11 рублей при среднем потреблении 5 литров в день. Рост расходов на общественный транспорт почти нивелировал этот скромный выигрыш. Цены и справедливость. Если говорить в целом о влиянии кризиса на инфляцию для разных доходных групп москвичей, то здесь ситуация будет неоднозначной. Согласно оценкам Института комплексных стратегических исследований (ИКСИ), на покупку продуктов для домашнего питания в беднейших домохозяйствах Москвы уходит примерно половина всех расходов, в средних (5–6-й дециль по уровню доходов) – 20–25%, в богатых – менее 10%. По темпам роста цен продовольствие до недавнего времени значительно опережало другие товары, что усиливало несправедливое распределение инфляционного бремени: чем беднее потребитель, тем выше его «личная» инфляция. За минувший год темпы роста цен на продовольственные и непродовольственные товары и заметно выровнялись, не только за счет снижения «пищевой» инфляции, но и за счет удорожания непродовольственных товаров из-за девальвации рубля. Несправедливость, впрочем, сохраняется, поскольку теперь опережающими темпами дорожают услуги ЖКХ (по данным Росстата – на 19,6%, а в нашем примере семья стала платить на 27% больше). По подсчетам ИКСИ, бедные отдают за услуги ЖКХ 13–17% своих расходов, богатые – 1–2%.
Корзина повседневных расходов «Ф.»
Товар/услуга |
Цена, рублей |
Стоимость товара/услуги в корзине, рублей |
Повышение/ снижение цен, % | ||
Сентябрь 2009 г. |
Сентябрь 2008 г. |
2009 г. |
2008 г. | ||
Батон нарезной |
16,90 |
15,90 |
8,45 |
7,95 |
+6,3 |
Хлеб столичный |
18,72 |
16,50 |
6,74 |
5,94 |
+13,5 |
Масло сливочное |
36,25 |
35,41 |
9,06 |
8,85 |
+2,4 |
Молоко 3,2% жирности |
35,90 |
32,90 |
12,57 |
11,52 |
+9,1 |
Крупа «Геркулес» |
23,50 |
21,50 |
1,88 |
1,72 |
+9,3 |
Яйца |
31,90 |
35,46 |
9,57 |
10,64 |
-10,0 |
Сыр твердый |
269,48 |
232,10 |
26,95 |
23,21 |
+16,1 |
Чай (рассыпной) |
141,90 |
99,60 |
4,54 |
3,19 |
+42,5 |
Чай пакетированный |
62,00 |
49,65 |
4,96 |
3,97 |
+24,9 |
Кофе в зернах |
126,96 |
91,24 |
7,62 |
5,47 |
+39,1 |
Сок |
60,91 |
49,50 |
60,91 |
49,50 |
+23,1 |
Цыпленок |
104,00 |
90,95 |
104,00 |
90,95 |
+14,3 |
Картофель |
12,90 |
17,30 |
6,45 |
8,65 |
-25,4 |
Капуста (свежая) |
13,90 |
8,40 |
2,09 |
1,26 |
+65,5 |
Помидоры |
45,90 |
39,90 |
6,89 |
5,99 |
+15,0 |
Огурцы |
25,90 |
25,90 |
2,59 |
2,59 |
0,0 |
Морковь |
16,80 |
35,20 |
0,84 |
1,76 |
-52,3 |
Лимон |
65,90 |
57,90 |
16,48 |
14,48 |
+13,8 |
Лук репчатый |
18,90 |
14,90 |
0,47 |
0,37 |
+26,8 |
Масло растительное |
45,00 |
55,94 |
2,25 |
2,80 |
-19,6 |
Пиво |
48,56 |
42,90 |
48,56 |
42,90 |
+13,2 |
Яблоки |
44,90 |
37,90 |
22,45 |
18,95 |
+18,5 |
Сахар |
26,90 |
22,45 |
0,89 |
0,74 |
+19,8 |
Соль |
18,00 |
14,20 |
0,54 |
0,43 |
+26,8 |
Конфеты |
62,98 |
45,49 |
20,15 |
14,56 |
+38,4 |
Продовольственные товары для потребления дома |
– |
– |
387,88 |
338,37 |
+14,6 |
Бизнес-ланч |
250,00 |
250,00 |
500,00 |
500,00 |
0,0 |
Питание (включая питание вне дома) |
– |
– |
887,88 |
838,37 |
+5,9 |
Бензин |
23,50 |
25,75 |
117,50 |
128,75 |
-8,7 |
Мыло жидкое |
89,90 |
59,90 |
4,50 |
3,00 |
+50,1 |
Гель для душа |
85,91 |
55,50 |
5,15 |
3,33 |
+54,8 |
Шампунь |
109,33 |
79,55 |
6,56 |
4,77 |
+37,4 |
Зубная паста |
62,41 |
45,67 |
4,99 |
3,65 |
+36,7 |
Гель для бритья |
131,20 |
117,99 |
2,23 |
2,01 |
+11,2 |
Туалетная бумага |
40,55 |
36,28 |
1,01 |
0,91 |
+11,8 |
Бумажные полотенца |
59,90 |
48,50 |
1,98 |
1,60 |
+23,5 |
Стиральный порошок |
271,90 |
194,95 |
8,97 |
6,43 |
+39,5 |
Средство для мытья посуды |
45,90 |
35,92 |
1,38 |
1,08 |
+27,8 |
Непродовольственные товары |
– |
– |
154,27 |
155,53 |
-0,8 |
Непродовольственные товары, кроме бензина |
– |
– |
36,77 |
26,78 |
+37,3 |
Аренда квартиры |
30000,00 |
38000,00 |
960,00 |
1216,00 |
-21,1 |
Коммунальные услуги |
3469,00 |
2742,55 |
111,01 |
87,76 |
+26,5 |
Электричество |
2,11 |
1,60 |
16,88 |
12,80 |
+31,9 |
Фиксированная телефонная связь |
380,00 |
345,00 |
12,16 |
11,04 |
+10,1 |
Билет на метро (20 поездок) |
380,00 |
280,00 |
38,00 |
28,00 |
+35,7 |
Детский сад |
35,70 |
35,70 |
35,70 |
35,70 |
0,0 |
Страхование (Каско) |
146,10 |
181,69 |
146,10 |
181,69 |
-19,6 |
Страхование (ОСАГО) |
15,94 |
15,94 |
15,94 |
15,94 |
0,0 |
Интернет |
390,00 |
390,00 |
12,48 |
12,48 |
0,0 |
Мобильная связь |
7,25 |
7,25 |
7,25 |
7,25 |
0,0 |
Фитнес-клуб |
19000,00 |
21500,00 |
152,00 |
172,00 |
-11,6 |
Услуги |
– |
– |
1507,52 |
1780,66 |
-15,3 |
Услуги, кроме аренды |
– |
– |
547,52 |
564,66 |
-3,0 |
Итого, кроме питания вне дома |
– |
– |
2299,67 |
2274,56 |
+1,1 |
Итого, кроме аренды |
– |
– |
1589,67 |
1558,56 |
+2,0 |
Итого, вся корзина |
– |
– |
2549,67 |
2774,56 |
-8,1 |
Екатерина Богачева
Журнал Финанс
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?