Реклама на retail.ru

Декоративное изображение

Мы в соцсетях

Декоративное изображение
9 548

Поделиться

Romir: первые итоги пандемии

Исследовательский холдинг «Ромир» представил результаты основных исследований потребительского поведения и настроений общества за апрель–май 2020. Все они собраны в этой статье. 

Дайджест Romir: главные изменения в потреблении и настроениях россиян. Первые итоги пандемии

Фото: triocean/shutterstock 

Тренды потребления

  • При общих расходах среднестатистической российской семьи в апреле в размере 56,8 тыс. руб. траты на питание в среднем составили 26,0 тыс. руб. Значение Food Index составило 46%, что является самым высоким значением за всю историю наблюдения. Почти половина затрат россиян в апреле ушла на еду. Подробнее об этом индексе мы писали в новости Romir: В апреле россияне потратили на еду рекордные 46% дохода.

  • В апреле средний чек отметился большим ростом, прибавив 31 рубль (+5,4%). Таким образом, он оказался равен 601 рублю. За год же средний чек также вырос на 44 рубля или 7,9%. 

  • Недельные расходы россиян постепенно возвращаются в норму в мае после показателей марта и апреля. Но мы все еще продолжаем наблюдать рост недельных расходов против прошлого года, несмотря на сокращение внедомашних расходов, что сигнализирует об инфляции. Объем повседневных расходов в России немного сократился: в среднем типичная семья на неделе с 18 по 24 мая потратила на повседневные товары 4427 рубля, что на 3,2% меньше, чем неделей ранее, и, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, оказалось выше на 181 рубль или на 4,3%.

  • Несмотря на стабильность показателя недельного среднего чека в последние два месяца (с 30 марта по 24 мая он находится в диапазоне 582–577 руб.), прирост среднего чека к прошлому году, который мы отмечали на двух прошлых неделях, сохранился. Рост происходит на фоне роста цен.

  • В апреле 2020 вектор Дефлятора совпал с официальным показателем инфляции Росстата: индекс показал рост в 1,13%, а инфляция – рост в 0,83%. Годовые значения этих показателей, то есть накопленные с января по апрель, равняются 2,3% и 2,1% соответственно.

  • В апреле 2020 года россияне резко сократили свои повседневные расходы – падение по сравнению с мартом составило -16,6%. Реальные (очищенные от инфляции) расходы, как и номинальные, за месяц также упали – на 17,2%.

  • Количество свободных денег домохозяйств составило 17,6 тысяч рублей, что значительно меньше, чем в апреле прошлого года, когда количество свободных денег равнялось 29,1 тысяч. Но при этом наблюдается рост против прошлого месяца, когда количество свободных денег составляло 13,4 тысячи. То есть падение против прошлого года составило 40%, а рост против прошлого периода – 31%. Подробнее об индексе свободных денег – в новости Объем «свободных денег» в апреле сократился на 40% по сравнению с прошлым годом.

Ежемесячные индексы «Ромир» подсчитаны по данным за апрель, индексы по данным за май будут традиционно представлены во второй половине июня. 

«Если в начале апреля шла «компенсация» после социальной паники и аномальных последних двух недель марта перед карантином, когда шли массовые закупки товаров, позволяющих поддерживать гомеостаз, то последние несколько недель идет оптимизация потребления и поведения, некая рационализация отношения. Уже сейчас по нашим данным в оперативных исследованиях мы видим, что россияне планируют вернуться к привычному образу питания после окончания ограничительных мер. В ходе майских праздников в Москве выросло потребление еды из кафе/ресторанов на 5%. И уже очевидно, что как только мы вернемся к нормальной социальной жизни без ограничений, что часть наших покупок все равно останется в e-commerce. Летние месяцы сгладят последствия кризиса, но о полном восстановлении потребления и социальных связей мы, наверное, можем мечтать, в лучшем случае, к осени. Говоря об индивидуальном поведении, очевидно, что россияне адаптивны, мы пережили в трех поколениях такое количество потрясений, а за последние 20 лет какие только кризисы не переживали, что и с этим определенно сможем справиться,» — комментирует президент исследовательского холдинга «Ромир», доктор социологических наук Андрей Милёхин.

Настроения и ожидания россиян на основе данных исследования от 22 мая 2020 года

  • Примерно треть населения не отметили изменений в досуге по сравнению с началом апреля, оценки досуга стабилизируются. Россияне преимущественно смотрят кино онлайн и занимаются спортом дома в качестве альтернативы своим докарантинным привычкам. Кроме того, многие по-прежнему предпочитают радовать себя не учебой, уходом за дачным участком или чтением, а потреблением калорийных продуктов, дорогостоящими покупками (с марта в этой категории рост на 6%, с 3% до 9%) и просмотром кино/ТВ. 

  • В целом можно отметить устойчивую тенденцию «апатии» населения к проведению собственного досуга, которая, скорее всего только усилится на фоне новостей этой недели (продолжение ограничений и расписание прогулок для москвичей): если в предыдущие недели (19 марта – 24 апреля) отмечался рост активности среди смотрящих кино, занимающихся спортом или собственными хобби, то в последние 3 недели (24 апреля – 22 мая) данные категории досуга теряют свою привлекательность.

  • Стерильность и чистота стабильно остается важным фактором при посещении магазинов, кафе и прочих общественных мест для почти 90% россиян. Среди россиян 80% считает, что будут и далее обращать особое внимание на стерильность и чистоту магазинов и кафе при выборе места для посещения.

  • Почти 40% россиян отметили, что будут продолжать предъявлять повышенные требования к чистоте продуктовых сетей и доставки от нескольких недель до нескольких лет.

  • 37% респондентов по России высказываются, что по окончании карантина будет запрещена/ограничена работа кафе/ресторанов, 46% по Москве думают также. Реже всего россияне отмечают запреты на перелеты по стране (28% по России и 34% по Москве), при этом в Москве за последнюю неделю исследования отмечается резкий рост во мнении по этому показателю. 

  • Только 5% респондентов по России по итогу 20-й недели исследования считает, что по окончании карантина все ограничения будут сняты сразу же, мнение респондентов по Москве существенно отличается, на фоне  жестких ограничений: только 2% уверены, что все ограничения снимут.

  • Наиболее значимыми ограничительными мерами, которые останутся после окончания карантина, по мнению населения, являются ограничения международных перелетов и массовых мероприятий. Все вышеперечисленные меры, по мнению 70% населения, могут сохраниться от 2-3 месяцев до полугода (оценка также продолжает смещаться в сторону более позднего срока).

  • Но ожидания россиян относительно снятия изоляционных мер по борьбе с коронавирусом остаются позитивными: около 40% населения ждут снятия мер в июне 2020 года.

  • Россияне стали чаще отмечать трудность постоянного нахождения с семьей (+13% в России). Все также высокий процент респондентов отмечает, что работают менее эффективно, чем из офиса (34% в России), чувствуют себя одиноко/не хватает контактов с коллегами/другими людьми (25%), не хватает физической активности (42%).

  • Больше трети россиян планируют отложить не потраченные средства до следующего отпуска (37%). Москвичи все также чаще планируют оставить средства как «подушку безопасности», либо потратить их на другие покупки (28% и 25 % соответственно).

  • Смещение сроков выхода из карантина на более поздний отражается и на восприятии ограничительных мер. Так же, как и в предыдущие волны исследования, большинство россиян убеждены, что некоторое время будут запрещены международные перелеты (61% по России и 63% по Москве) и массовые мероприятия, такие как концерты, фестивали и прочие (56% по России и 63% по Москве).

  • Среди россиян растет доля тех, кто считает, что ограничения на международные перелеты продлятся около месяца. Это может быть связано со знанием о постепенном снятии карантинных мер и попытками восстановить туризм в странах Европы. Ограничения на концерты и массовые мероприятия по мнению россиян продлятся до полугода. Среди москвичей также отмечается рост доли считающих, что ограничения продлятся более года, что может быть связано с тем, что многие концерты, намеченные на 2020 год, были отменены или автоматически перенесены на 2021 с сохранением мест у тех, кто приобрел билеты.

Здоровье 

  • На 12% по сравнению в 2020 году по сравнению с показателями прошлого года возросло количество людей, которые предпочитают терпеть болевые симптомы (теперь их 26%), чем принимать препараты для облегчения состояния. 

  • Доля тех, кто использует медикаменты в качестве профилактики в 2020 году, составляет 74% (в 2019-м она была на уровне 86%).

  • По данным исследования «Ромир», проведенного на неделе 8–14 мая 2020 г., 90% россиян не используют никакие фармацевтические препараты для профилактики коронавируса.

  • 11% респондентов отметили, что прибегают к средствам народной медицины для профилактики COVID-19.

  • Меньше всего в России полагаются на средства народной медицины молодые люди в возрасте от 25 до 34 лет (только 5% респондентов этой возрастной группы ответили, что используют средства народной медицины для профилактики коронавируса).

  • Среди проживающих в Москве доля тех, кто пытается противодействовать коронавирусу с помощью медикаментов или средств народной медицины, также не превышает 10%.

  • Из всех участников опроса только 6% россиян не болели сами и не болели их близкие за последние полгода. По результатам предыдущей волны исследования в середине 2019 г. этот пункт отметили 15% респондентов.

Главные тезисы представлены на основе еженедельного исследования «COVID 19: Покупатель послезавтра Настроения и ожидания»: аналитика и актуальные данные в динамике (19.03–22.05.2020) о том, как россияне меняют привычки, проводят досуг и строят планы в условиях резко изменившейся обстановки и общей неопределенности из-за карантинных мер.

Retail.ru

Интервью

Декоративное изображение

Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»

Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами