Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Чья же «Евросеть»?
Чем обернется для рынка покупка сотового дилера Александром Мамутом
Такого поворота не ожидал никто. Кого только не называли аналитики в числе претендентов на покупку «Евросети», но имя Александра Мамута не прозвучало ни разу. Что не помешало ему буквально за выходные стать единоличным владельцем крупнейшей в России розничной сети по продаже сотовых телефонов. По разным оценкам, Мамут заплатил за «Евросеть» от $200 млн до $400 млн и, кроме того, взял на себя все ее долговые обязательства на общую сумму порядка $800 млн.
Мамут — человек, конечно, уважаемый. Миноритарный акционер «Полиметалла», владелец двух продуктовых розничных сетей, сети книжных магазинов, издательства, логистических компаний. Но все-таки инвестор не того масштаба, какого прочили «Евросети». Поэтому, хотя сам Мамут утверждает, что купил ритейлера на свои деньги и в своих интересах, ему не слишком-то верят. Как ему удалось обойти АФК «Система» и ВТБ, которые недвусмысленно заявляли о своем интересе к «Евросети»?
Возможно, все дело в стремительности, с которой он провел эту сделку. Основатели «Евросети» Тимур Артемьев и Евгений Чичваркин подыскивали инвестора с 2004 г. За это время они успели вдоволь насмотреться на покупателей, склонных к бесконечным переговорам. Одним из самых «долгоиграющих» была японская корпорация Mitsui. Свой первый визит японцы нанесли в 2005 г. «Тогда мы были еще маленькие, — вспоминает бывший президент “Евросети” Элдар Разроев, — и торговаться начали, по-моему, с $200 млн. Нас выслушали, вежливо покивали и долго кланялись на прощание». Через пару недель представители Mutsui вернулись и сообщили, что готовы приступить к более детальным переговорам. Но им сообщили, что цена уже выросла. Японцы снова раскланялись и уехали в Токио, чтобы вернуться через месяц с новым согласием. И опять услышали, что цена увеличилась. «Так продолжалось бесконечно. В 2007 г. мы просили уже $2 млрд, — смеется Разроев, — так что каждый раз у японцев был культурный шок». Последнюю попытку японцы предприняли этим летом, но в компании уже не воспринимали задумчивых покупателей всерьез.
ВТБ и «Системе», конечно, далеко до японской корпоративной культуры, но переговоры с ними тоже могли затянуться. «Евросеть» — актив непростой. Перспективы дилерского бизнеса туманны: рынок сотовой связи насыщен, число подключений новых абонентов падает. В текущем году российским дилерам удалось хорошо заработать на продаже телефонов (в первом полугодии их доходы выросли в среднем на 30%), но этого явно недостаточно, чтобы снизить их огромную долговую нагрузку. Ни одному из дилеров не удалось толком диверсифицировать свой бизнес и уменьшить зависимость от поставок телефонов и связанных с ними торговых кредитов. Та же «Евросеть» пыталась продавать полисы ОСАГО, авиа- и железнодорожные билеты и даже создала собственного виртуального оператора на базе СМАРТС. Но в итоге на нетелефонный бизнес в 2007 г. пришлось лишь 27% ее выручки (а в этом, вероятно, еще меньше). Нельзя не принимать в расчет и серьезные юридические риски этого бизнеса. Словом, очень и очень немногие были готовы купить «Евросеть» «прямо сейчас и сразу».
Что же изменится с переходом «Евросети» в руки Мамута? Все будет зависеть от того, появится ли у него в этом бизнесе партнер и кто это будет. Предприниматель близок к «Альфа-групп». Но это вовсе не означает особых условий работы «Евросети» с «ВымпелКомом» или «МегаФоном», чьими пакетами владеет группа.
В МТС и «Системе» говорят, что интерес к «Евросети» у них остался и переговоры могут быть продолжены с новым собственником. Источник в «Альфе» также говорит о том, что холдинг готов вести переговоры с Мамутом в интересах «ВымпелКома». Возможно, кому-то из инвесторов приглянется и какой-то другой дилер.
Чувствуя такой потенциал спроса, на прошлой неделе свою долю в «Цифрограде» увеличил Дмитрий Ивантер, бывший совладелец Eventis Telecom и «Синтерры». Судя по объему допэмиссии, вся компания (ее оборот в 2007 г. составил $774 млн) была оценена меньше чем в $70 млн. О переговорах с некими инвесторами заявляет Dixis. И лишь владелец «Связного» Максим Ноготков говорит, что не собирается отдавать контроль над своей компанией. Но он готов продать миноритарный пакет.
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?