Декоративное изображение
9 195

Поделиться

Чья же «Евросеть»?

Чем обернется для рынка покупка сотового дилера Александром Мамутом

Такого поворота не ожидал никто. Кого только не называли аналитики в числе претендентов на покупку «Евросети», но имя Александра Мамута не прозвучало ни разу. Что не помешало ему буквально за выходные стать единоличным владельцем крупнейшей в России розничной сети по продаже сотовых телефонов. По разным оценкам, Мамут заплатил за «Евросеть» от $200 млн до $400 млн и, кроме того, взял на себя все ее долговые обязательства на общую сумму порядка $800 млн.

Мамут — человек, конечно, уважаемый. Миноритарный акционер «Полиметалла», владелец двух продуктовых розничных сетей, сети книжных магазинов, издательства, логистических компаний. Но все-таки инвестор не того масштаба, какого прочили «Евросети». Поэтому, хотя сам Мамут утверждает, что купил ритейлера на свои деньги и в своих интересах, ему не слишком-то верят. Как ему удалось обойти АФК «Система» и ВТБ, которые недвусмысленно заявляли о своем интересе к «Евросети»?

Возможно, все дело в стремительности, с которой он провел эту сделку. Основатели «Евросети» Тимур Артемьев и Евгений Чичваркин подыскивали инвестора с 2004 г. За это время они успели вдоволь насмотреться на покупателей, склонных к бесконечным переговорам. Одним из самых «долгоиграющих» была японская корпорация Mitsui. Свой первый визит японцы нанесли в 2005 г. «Тогда мы были еще маленькие, — вспоминает бывший президент “Евросети” Элдар Разроев, — и торговаться начали, по-моему, с $200 млн. Нас выслушали, вежливо покивали и долго кланялись на прощание». Через пару недель представители Mutsui вернулись и сообщили, что готовы приступить к более детальным переговорам. Но им сообщили, что цена уже выросла. Японцы снова раскланялись и уехали в Токио, чтобы вернуться через месяц с новым согласием. И опять услышали, что цена увеличилась. «Так продолжалось бесконечно. В 2007 г. мы просили уже $2 млрд, — смеется Разроев, — так что каждый раз у японцев был культурный шок». Последнюю попытку японцы предприняли этим летом, но в компании уже не воспринимали задумчивых покупателей всерьез.

ВТБ и «Системе», конечно, далеко до японской корпоративной культуры, но переговоры с ними тоже могли затянуться. «Евросеть» — актив непростой. Перспективы дилерского бизнеса туманны: рынок сотовой связи насыщен, число подключений новых абонентов падает. В текущем году российским дилерам удалось хорошо заработать на продаже телефонов (в первом полугодии их доходы выросли в среднем на 30%), но этого явно недостаточно, чтобы снизить их огромную долговую нагрузку. Ни одному из дилеров не удалось толком диверсифицировать свой бизнес и уменьшить зависимость от поставок телефонов и связанных с ними торговых кредитов. Та же «Евросеть» пыталась продавать полисы ОСАГО, авиа- и железнодорожные билеты и даже создала собственного виртуального оператора на базе СМАРТС. Но в итоге на нетелефонный бизнес в 2007 г. пришлось лишь 27% ее выручки (а в этом, вероятно, еще меньше). Нельзя не принимать в расчет и серьезные юридические риски этого бизнеса. Словом, очень и очень немногие были готовы купить «Евросеть» «прямо сейчас и сразу».

Что же изменится с переходом «Евросети» в руки Мамута? Все будет зависеть от того, появится ли у него в этом бизнесе партнер и кто это будет. Предприниматель близок к «Альфа-групп». Но это вовсе не означает особых условий работы «Евросети» с «ВымпелКомом» или «МегаФоном», чьими пакетами владеет группа.

В МТС и «Системе» говорят, что интерес к «Евросети» у них остался и переговоры могут быть продолжены с новым собственником. Источник в «Альфе» также говорит о том, что холдинг готов вести переговоры с Мамутом в интересах «ВымпелКома». Возможно, кому-то из инвесторов приглянется и какой-то другой дилер.

Чувствуя такой потенциал спроса, на прошлой неделе свою долю в «Цифрограде» увеличил Дмитрий Ивантер, бывший совладелец Eventis Telecom и «Синтерры». Судя по объему допэмиссии, вся компания (ее оборот в 2007 г. составил $774 млн) была оценена меньше чем в $70 млн. О переговорах с некими инвесторами заявляет Dixis. И лишь владелец «Связного» Максим Ноготков говорит, что не собирается отдавать контроль над своей компанией. Но он готов продать миноритарный пакет.

SmartMoney 36 (126)

Интервью

Декоративное изображение

Александр Злобин, Magic burger: «К 2028 году планируем нарастить сеть до 400 заведений»

За 5 лет региональная сеть выросла до 13 кафе, запустила собственное пищевое производство и планирует продавать франшизу.

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами