Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Чтобы глаза разбегались…
© Торговое Оборудование (Санкт-Петербург) N6-2001
Иногда в универсам идешь не только как в магазин, но и как на выставку. Согласитесь: приятно побродить между стеллажей и холодильных витрин, разглядывая красиво упакованные новинки в море всевозможных продуктов. Посетитель за один визит в магазин, возможно, и не купит много, зато наверняка что-нибудь присмотрит на будущее.
Не случайно универсамы стараются представить в торговом зале как можно больше разнообразной продукции. Именно на увеличение ассортимента и делают основную ставку универсамы сети «Континент». Один из них — универсам «Морской», расположенный недалеко от Финского залива. Он сразу привлекает взгляд ярко-оранжевым цветом фасада, который слегка напоминает восходящее над водой солнце. Внутри этого «солнца» находится около 15 тысяч наименований товаров.
В битве за каждый сантиметр…
Это немало, если учесть, что площадь торгового зала составляет сегодня около 700 кв. м. «Сегодня» — потому, что раньше она была намного меньше — 510 кв. м. Чтобы расширить торговый зал, а стало быть увеличить выкладку продукции, типовому универсаму № 29 нужно было несколько изменить свой внешний и внутренний облик. И в 1999 году началась его реконструкция…
Раньше, как и у других универсамов, его фасад был арочным, и пространство между опорными колоннами никак не использовалось: под ним можно было разве что спрятаться от дождя. Чтобы включить эти ниши в площадь торгового зала, колонны соединили простенками, отодвинув вход в универсам ближе к ступенькам. Обновили также и покрытие пандуса, красиво выложив его плиткой. Реконструкция фасада завершилась только в прошлом году, хотя он еще будет приобретать какие-то новые штрихи. Так, в ближайшее время на крыше здания «поселится» оригинальная рекламная установка.
Однако спустимся с крыши в торговый зал, где, как уже говорилось, должно быть представлено как можно больше продукции, где идет битва за каждый сантиметр площади — а значит и за покупателя. Первое из таких удачных «сражений» закончилось тем, что сломали одну из стен, и часть подсобных помещений превратилось в часть торгового зала. Стало больше товара, который выложен в зале, и меньше — скрытого от глаз покупателя. Чем разнообразнее ассортимент представленного в зале товара, тем привлекательнее, по мнению руководства «Морского» универсама, становится сам магазин.
После таких изменений торговый зал приобрел несколько необычную конфигурацию. Там, где взгляд посетителя уже готов наткнуться на стену, ему неожиданно открывается дополнительное торговое пространство, симметрично обрамленное изящными холодильными витринами закругленной формы, в которых выложены сыры, колбасные изделия, морепродукты…. Здесь же, на месте бывшего подсобного помещения, готовится аппетитная кура-гриль.
Кроме «квартиры», продуктам нужна «мебель»
Одновременно с реконструкцией здания в универсаме «Морской» началась и переоснащение. Холодильное оборудование полностью заменили техникой финского и итальянского производства, которая обеспечивает хорошую сохранность продукции и позволяет сделать большую и привлекательную выкладку товара. В торговом зале установили несколько низкотемпературных ванн и среднетемпературных витрин производства компании NORPE (Финляндия), а также среднетемпературную холодильную витрину фирмы COSTAN и низкотемпературную холодильную ванну компании SURFRIGO (Италия).
Финское оборудование, по мнению руководства универсама, имеет более строгий дизайн, а итальянское добавляет интерьеру торгового зала некоторый шарм. Что касается качества, и то, и другое обладает высокой надежностью — особенно, если учесть, что в холодильной технике, работающей на выносном холоде, используются компрессоры известной немецкой компании BITZER.
В остальном холодильном оборудовании установлены агрегаты не менее известных компаний — таких, как ASPERA или DANFOSS. Надо сказать, что в «Морском» универсаме минимизировано количество техники со встроенными агрегатами. Предпочтение отдано выносному холоду, поскольку оборудование в этом случае не создает шума и выделяет меньше тепла в торговый зал; соответственно, уменьшаются затраты на систему кондиционирования.
Для того чтобы обеспечить правильное хранение столь большого количества продукции, в универсаме установлены 8 холодильных камер: 4 среднетемпературных и 4 низкотемпературных. Все они работают по принципу сплит-системы, и при необходимости их можно легко перенастраивать с одного температурного режима на другой.
«Сухое» оборудование, импортного производства, устанавливала в «Морском» компания «Русский проект». В универсаме много разнообразных стеллажей для продуктов питания и сопутствующих товаров. Причем здесь сознательно не идут на то, чтобы увеличивать площадь выкладки за счет высоты оборудования. Оно сделано таким, чтобы любой покупатель мог без труда достать интересующий его товар даже с самой верхней полки стеллажа.
Кроме того, по мнению руководства универсама, слишком высокие стеллажи ухудшают обзорность: заблудившись между ними, посетители могут долго искать друг друга…. Поэтому решили: пусть стеллажи будут не слишком высокими, зато их будет много. И тогда между ними можно подолгу бродить, изучая то, что есть, и выбирая то, что хочется. Рассказывают, что некоторые посетители приходят в магазин и проводят здесь по 2-3 часа. А одна дама простояла 1,5 часа возле… холодильной горки с йогуртами, внимательно разглядывая каждую баночку.
В ассортименте универсама есть и множество салатов собственного изготовления, и охлажденная рыба, которая возлежит в холодильной витрине на подстилке изо льда (Для его производства специально приобрели льдогенератор.) Заходят сюда и за тем, чтобы купить деликатес — например, лягушачьи лапки, сырный торт с лососем или с голубой плесенью, какой-нибудь редкий сорт чая или кофе.
Как известно, учет и контроль — одно из главных правил торговли. Его соблюдение особенно необходимо, когда товаров много. Не случайно в «Морском» сейчас отлаживается работа новой системы автоматизированного учета. Она позволит на высоком уровне проводить товарный и финансовый учет, получать информацию о том, какой товар и в какие часы лучше всего продается, и проводить на основе этой информации маркетинговые исследования.
Для того чтобы все это стало возможным, в универсаме устанавливаются POS-терминалы известной немецкой компании SIEMENS NIXDORF. Уже давно здесь работают весы немецкой фирмы BIZERBA, которые очень удобны для использования в магазине с широким ассортиментом товаров.
Во избежание очередей в торговом зале вскоре собираются установить шестую кассовую кабину.
Среди интересных особенностей универсама «Морской» — наличие специального ящика для отзывов и предложений. Посетителю предлагается ответить на вопросы: «Что не устраивает в сервисе?» и «Какой товар не нашли?» Таким образом, в процессе формирования ассортимента участвуют и сами покупатели.
Марина Толчельникова
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?