Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Что ждет ритейл в ближайшие пять лет?
Отдел аналитики британского журнала «Экономист» сделал прогноз развития торговли в России. Отраслевой отчет отдела экономической информации представляет анализ рынка на данный момент. Отчет обновляется раз в квартал, раз в полгода и ежегодно в зависимости от страны.
Что изменится в российском ритейле в ближайшие несколько лет, как повлияют санкции на наш рынок и в каком направлении будет развиваться офлайн и онлайн торговля?
Санкции, которые используются странами в так называемой «торговой войне», в первую очередь сильно скажутся на запросах потребителей. Поскольку покупатели будут несколько ограничены в выборе тех или иных товаров, торговые сети будут вынуждены подстраиваться под требования клиентов. В частности, в 2018–2022 годах ожидается существенный рост продаж продуктов и товаров местного производства (в среднем, на 8% в год).
Эксперты полагают, что санкции США и ЕС будут действовать и в будущем, на протяжении ближайших пяти лет. Несмотря на то, что данные меры не оказывают большого влияния на рынок потребительских товаров, именно санкции спровоцировали активное развитие производства собственных продуктов в России. Ожидается, что данная тенденция сохранится вплоть до 2022 года.
В 2017 году был отмечен рост объемов продаж на 1,9%. Напомним, что в 2015 и 2016 годах объем продаж, наоборот, падал, на 6,1% и 0,5% соответственно. Специалисты полагают, что в прогнозируемый период с 2018 года по 2022 год объемы продаж будут увеличиваться в среднем на 3,8% в год.
Несмотря на то, что общий прогноз для российской розничной торговли на период с 2018 по 2022 гг в целом положительный, резкого подъема и улучшения ситуации ожидать не приходится. Основной причиной, тормозящей развитие розничной торговли в России, эксперты считают снижение расходов домохозяйств. Покупатели в перспективе будут стараться уменьшать свои расходы при посещении магазина.
Как санкции повлияли на ритейл?
Отечественный ритейл по-прежнему находится под влиянием экономических санкций. Эксперты полагают, что санкции США и ЕС будут действовать и в будущем, на протяжении ближайших пяти лет. Несмотря на то, что данные меры не оказывают большого влияния на рынок потребительских товаров, именно санкции спровоцировали активное развитие рынка собственных продуктов в России. Ожидается, что данная тенденция сохранится вплоть до 2022 года.
Весной президент страны Владимир Путин сообщил о том, что экономический суверенитет остается главным приоритетом для правительства. Протекционистские меры (меры по ужесточению требований для импортных товаров и повышения налогов на импорт, снижению экспортных налогов, с целью повышения конкурентоспособности отечественных товаров) сохранятся в ближайшие годы, включая замену импортных товаров на отечественные и поддержку домашнего сектора производства. Особенно это будет выгодно для пищевого сектора. Эксперты полагают, что такая политика и экономический суверенитет сохранятся с 2018 по 2022 год.
В 2017 году был отмечен рост объемов продаж на 1,9%. Напомним, что в 2015 и 2016 годах объем продаж наоборот показывал падение на 6,1% и 0,5% соответственно. Специалисты полагают, что в прогнозируемый период с 2018 года по 2022 год объемы продаж увеличатся в среднем на 3,8% в год.
Какие изменения произойдут в офлайн-торговле?
Расширение географии сетей. В период с 2018 по 2022 гг. розничные сети не только продолжат активно развиваться в пределах крупных городов, но и будут активно осваивать более удаленные районы, небольшие города, деревни и поселки.
В 2017 году самыми большими по количеству магазинов по-прежнему остались «Магнит» и X5 Retail Group (торговые сети «Карусель», «Перекресток», «Пятерочка»); Dixy Group - дочернее предприятие Mercury Group; «Лента», которая в октябре 2016 года купила русскую Finlandrs Kesko. X5 планирует открыть 2,500 новых магазинов в этом году.
Кроме того, «Магнит» вступил в партнерство с «Почтой России», что в дальнейшем позволит сети не только использовать логистику Почты, но и открыть множество небольших супермаркетов рядом с почтовыми отделениями. Подобное партнерство является экономически выгодным для «Магнита».
В феврале 2018 года ВТБ (государственный российский банк) купил 29,1% акций «Магнита» за 2,5 млрд долларов. В дальнейшем ВТБ продал 11,82% акций, и в настоящий момент банк владеет 17,82% акций сети. Отмечается, что это первый в истории розничной торговли России случай, когда государственный банк вкладывается в розничный сектор. В дальнейшем ВТБ продолжит развивать «Магнит» и одним из приоритетов в развитии может стать продажа продуктов через онлайн-магазин.
Что ждет розничную онлайн-торговлю?
Онлайн-торговля продолжит рост. Будут развиваться те интернет- магазины, которые реализуют товар по более дешевым ценам, нежели традиционные супермаркеты. После продолжительного экономического спада в стране покупатели не готовы платить больше за товары в магазине, если у них есть возможность получить все необходимое дешевле и в нужном качестве.
Эксперты полагают, что лидером в онлайн-торговле по-прежнему останется сервис Alibaba, как ведущий китайский магазин на российском рынке (согласно данным сервиса, ежемесячно покупки на сайте совершают 15,6 млн человек). Из российских — наиболее заметны Ozon и «Юлмарт».
Для онлайн-ритейла перспективное направление — развитие сервисов, в первую очередь новых способов оплаты, которые упростят процедуру покупки. Все больше магазинов предлагают оплатить товар при помощи Samsung Pay, Apple Pay и PayPal, которые уже работают в России. Также распространена онлайн оплата заказов при помощи «Яндекс. Денег» и WebMoney. Перспективное направление — развивать оплату биткоинами (например, таким способом можно оплатить товар в «Юлмарте», эта возможность появилась с сентября 2017 года).
Что произойдет с продуктами питания?
Санкции, которые существенно влияют на торговлю в США, Турции, Украине и Европе, спровоцировали изрядный спад на продуктовом рынке России за последние несколько лет. Тем не менее многим иностранным продуктам в стране успешно нашли замену. В России существенно расширился сельскохозяйственное производство благодаря поддержке со стороны государства и актуальности для покупателей. Эксперты полагают, что ситуация с санкциями в период с 2018 года по 2022 год не изменится.
Кафе и рестораны — что их ждет?
Именно общественное питание занимает одну треть в списке расходов россиян после продуктов и предметов одежды. Согласно Росстату, в России около 88 000 ресторанов.
Крупные сетевые операторы продолжают наращивать количество своих точек. «Макдональдс» намерен продолжить активное развитие на территории России (в настоящее время у сети 600 точек быстрого питания и 60 «МакКафе»). В феврале 2017 года компания сообщила о намерении создавать свои блюда из продуктов исключительно российского производства. В перспективе достичь данного результата получится к 2020 году. Помимо «Макдональдс», в России планируют продолжить свое развитие сети KFC, Burger King и Subway.
Виктория Станковская, Retail.ru
Интервью
Мария Дмитриева, «Яндекс Лавка»: «Хотим стать игроком, который развивает рынок готовой еды»
О предпочтениях потребителей, технологиях бизнеса и новом заводе.