Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Что ждет малый бизнес в будущем году?
Кризис 2020 года стал беспрецедентным и для государства, и для бизнеса, которые старались с одной стороны остановить распространение вируса, с другой сохранить национальную экономику. Сейчас ожидается «вторая волна» пандемии, а значит, новые вызовы и проблемы: рост нелегального рынка, повышение налоговой нагрузки и смена режима налогообложения, неопределенная позиция государства в отношении балансирующих на грани малых предприятий.
Как в этих условиях будет выживать малый ритейл, и какие меры поддержки необходимы, чтобы сохранить отрасль, обсуждали участники конференции «Малый бизнес России в условиях борьбы с пандемией. Итоги, выводы и законодательные инициативы», состоявшейся Минпромторге.
Как заявили еще год назад представители Минпромторга и бизнеса, проект «Стратегии развития торговли до 2025 года» сфокусирован на поддержке всех возможных форматов и предполагает развитие ярмарок, торговлю с нестационарных объектов и пр. Участники прошедшего в Минпромторге форума прошлогоднее мнение подтвердили – малый ритейл должен жить во всех проявлениях. Именно он обеспечивает разнообразие потребительского предложения, каналы сбыта для производителей и поставщиков, не имеющих возможности сотрудничать с крупными сетями или стремящихся диверсифицировать свои продажи, а также – занятость огромного числа людей. Однако благие намерения необходимо воплотить в решение конкретных проблем, с которыми предстоит встретиться малой торговле в 2021 году.
Отмена ЕНВД и ворох нерешенных проблем
В 2021 году предпринимателей ожидает еще одно отягощающее условие – отмена ЕНВД . По оценке Торгово-промышленной палаты на ЕНВД работает примерно 2,2 млн предпринимателей, количество налогов, которые придется платить малому бизнесу, увеличится в 5–6 раз. Чтобы сохранить этот пласт бизнеса, нужно искать другие варианты налогообложения.
Малые должны оставаться на рынке, но выживать в ситуации падения доходов гораздо сложнее. В период пандемии самыми распространенными причинами простоя или закрытия бизнеса стали проблемы с арендодателями, падение спроса и растущие финансовые издержки.
Повторный локдаун может привести к сокращению субъектов малого и среднего предпринимательства в 2 раза, отметил председатель президиума АКОРТ Сергей Беляков.
По словам участников, многие вопросы, на которые пытались в экстренном порядке ответить во время режима повышенной готовности, так и не стали, чем-то большим, чем экстренные меры. На фоне вероятного введения новых ограничений, малый бизнес пребывает в неопределенности насчет не только грядущих мер, но и политики правительства – ведь даже без пропускного режима и нового раунда расходов на гигиену потребители сокращают активность, снижая торговые обороты.
Борьба с контрафактом бьет по малым
Непродуманное регулирование подакцизных товаров, в первую очередь табачных изделий и никотиносодержащих продуктов, приводит к тому, что малый бизнес оказывается в тяжелой ситуации, а порой и вынужден закрываться. Повышение акцизов на сигареты, табачную и никотинсодержащую продукцию на 20% с 2021 года может стать новым ударом по малоформатной рознице, так как вызовет рост цен на легальную продукцию и рост оборота нелегальных сигарет. Проблема особенно актуальна, ведь все громче звучит мнение о том, что нарушители закона с каждым годом находятся во все более выгодных условиях, чем те, кто работает честно.
Так как доходы населения падают, нелегальная продукция становится более привлекательной, и часть потребителей может переключиться на более дешевый контрафактный табак, с которого не заплачены акцизы и НДС . Ущерб будет нанесен не только легальному бизнесу и госбюджету, но и экономике в целом. Производители табачных изделий выступают за реализацию сигарет в разных каналах, в том числе в малоформатной рознице.
«Сигареты – это один из ключевых товаров ассортимента малой продуктовой розницы, – говорит президент Ассоциации малоформатной торговли, вице-президент «НП «ОПОРА» Владлен Максимов. – Для потребителя сигареты выступают маркером цен и причиной похода в магазин, чтобы кроме табака заодно закупить и другие продукты. Недобросовестный бизнес, который выигрывает в ценовой гонке за счет нелегальных сигарет, подрывает и доверие к государству, и общественный порядок, вытесняя с рынка игроков, соблюдающих закон».
Как якорный товар табак может помочь в поддержке малого и среднего предпринимательства, считает начальник отдела расследований Контрольно-финансового управления ФАС России Надежда Володина: «Надо развивать цивилизованный малый ритейл, в том числе путем возврата табачной продукции и разрешением на реализацию никотиносодержащей продукции. Надеюсь, совместными усилиями, применяя принципы разумного регулирования, мы поможем экономике нашей страны выйти из этой сложной ситуации».
Нужные жесткие меры
Для борьбы с контрафактом и предотвращения резкого усиления теневого рынка табака в России необходим системный подход, включающий изменение действующего законодательства и усиление правоприменения со стороны контрольно-надзорных и правоохранительных органов.
Одна из рассматриваемых мер – введение единой минимальной цены на сигареты.
Как рассказал директор по работе с органами государственной власти компании «JTI Россия» Василий Груздев, сейчас цена нелегальной пачки составляет 50–60 руб., что даже ниже, чем уровень минимальных налоговых обязательств – 64 рубля (акциз и НДС) которые должны быть заплачены с любой пачки. В текущем году средняя цена легальной пачки в России составляет порядка 120 руб.
Размер минимальной цены мог бы быть определен по прозрачной формуле на основании минимальной налоговой составляющей (акциз и НДС, которые должны быть заплачены с любой пачки сигарет) и дополнительного коэффициента, который бы отражал минимальные расходы на производство, логистику и реализацию. Если цена на полке будет ниже минимальной, это будет дополнительным индикатором для потребителя и контролирующих органов.
Среди других мер по борьбе с нелегальной торговлей спикер отметил необходимость повысить штрафы за продажу нелегальной табачной продукции. «Действующие штрафные санкции слишком низкие и неэффективные – 4–5 тыс. руб. – для физлиц и 10-15 тыс. руб. – для должностных лиц, – считает Василий Груздев. – Кроме того, в законодательстве отсутствуют нормы об уничтожении изъятого нелегального оборудования и изъятой продукции. Согласно законопроекту который рассматривается Думой, предлагается кратно увеличить штрафы в КоАП и предусмотреть уничтожение контрафактной продукции».
Необходимо также ввести уголовную ответственность за незаконное перемещение табачной и алкогольной продукции в крупном размере через государственную границу РФ с государствами-членами ЕАЭС. По данным Nielsen, более 55% нелегальных сигарет попадает из стран ЕАЭС. Сейчас в УК РФ предусмотрена только ответственность за незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза, что позволяет контрабандистам безнаказанно перемещать нелегальную подакцизную продукцию на территорию России из других государств-членов ЕАЭС.
Как рассказал первый заместитель председателя комитета Госдумы по бюджету и налогам Сергей Катасонов, собираемость налогов на табачную продукцию в I полугодии 2020 года выросла на 58 млрд руб., что связано с ограничением перемещения через границу. Но такое состояние не сможет продолжаться долго, пока границы закрыты, увеличивается внутреннее производство нелегальной продукции, а когда границы откроются, контрабандисты из других стран попытаются компенсировать паузу.
Госдума работает над рядом нормативных актов. В первом чтении уже принят проект закона, устанавливающий для физических лиц лимит на ввоз и перевозку для личного потребления немаркированной табачной продукции. Также внесены на рассмотрение Госдумой законопроекты о кратном повышении размеров административных штрафов за оборот нелегальной табачной продукции и законопроект о введении единой минимальной цены табачной продукции, ниже которого производители табачной продукции не могут реализовывать сигареты.
Проблема контрафакта актуальна и для никотинсодержащей продукции. Как рассказал вице-президент по корпоративным вопросам «Филип Моррис Интернэшнл» в России и Белоруссии Сергей Слипченко, рынок стал насыщаться контрабандой и некачественной продукцией, что требует ускорения работы по принятию технического регламента на никотинсодержащую продукцию и усиление мер контроля.
Сейчас на площадке Евразийской комиссии при поддержке Минпромторга России ведется разработка технического регламента на никотинсодержащую продукцию, таким образом наша страна может выступать локомотивом этого процесса на всем пространстве ЕАЭС и способствовать защите легального рынка от контрафакта.
Модель поведения для «второй волны»
Решения бизнеса и государства в пандемию во многом были спонтанными, но ко «второй волне» необходимо подготовиться заранее. По мнению вице-президента Торгово-промышленной палаты России Елены Дыбовой, не снимая с повестки базовые системные вопросы развития предпринимательства, сейчас нужно заняться форс-мажорными – выработать для предпринимателей модель действий во время второй волны пандемии. Предприниматели должны получить четкие рекомендации, как себя вести при различных сценариях развития событий, заранее просчитать свою модель и выработать план действий.
Ситуация остается непредсказуемой, значит, нужны дополнительные меры поддержки. «В октябре закончились все отсрочки по кредитам, Центробанк дал рекомендацию продолжить отсрочки и реструктуризацию, – говорит Елена Дыбова. – Но рекомендации недостаточно, должно быть четкое постановление Правительства о продлении сроков отсрочки. Вопрос осложняется тем, что за полгода долги уже накопились, значит, надо рассматривать не перенос, а частичное списание, погашение, рассрочку».
Страхи не позволяют развиваться, а предприниматель всегда живет под страхом очередной проверки и штрафа, – считает исполнительный директор ОПОРА России Андрей Шубин: «Контрольные органы прислали в прокуратуру на согласование реестр плановых проверок следующего года, в который вошло более 300 тыс. мероприятий. Вал проверок нарастает, у государства есть аппетиты проконтролировать все. Надо думать, как кардинально изменить систему контроля».
Вопросы, поднятые в ходе Форума, никак нельзя назвать праздными. Малый бизнес, понесший большие потери весной 2020 года, вновь подвергается испытаниям. В этой ситуации государству определенно нужно действовать аккуратно и продумано. Иначе попытка установить контроль за соблюдением закона обернется тем, что все больше небольших предпринимателей будет уходить за его черту.
Валерия Мирнова, Retail.ru
Почитайте также:
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?