Реклама на retail.ru

Декоративное изображение

Мы в соцсетях

Декоративное изображение
11 552

Поделиться

Что важно для продавцов-консультантов при выборе работодателя в Москве и в регионах?

Пандемия коронавируса внесла коррективы во все сферы жизни россиян – быт, торговлю, развлечения, работу. Одних отправили на удаленку, кто-то лишился работы вообще, кто-то потерял много прибыли, а есть и те, кто в этот период, наоборот, смог заработать больше. Но изменения настигли не только сам процесс работы, но и ее поиск. Компания 4Service Group в октябре 2021 года провела масштабное исследование и выяснила, как соискатели выбирают место работы, важен ли им бренд работодателя и в какие сферы люди идут охотнее.

Фото: STEKLO/shutterstock

Фото: STEKLO/shutterstock 

Методология исследования

4Service Group использовала два метода исследования – опрос и глубинное интервью. Участниками опроса стали 1000 человек со всей России, включая крупные города и регионы.

Глубинное интервью – это личная беседа, которая не имеет регламентированной структуры, его цель – получить максимально развернутые ответы и рассуждения. Длительность такого интервью – от 30 минут до 3 часов.

Респондентами стали соискатели на должность продавца-консультанта. Возраст респондентов 25–40 лет.

Целью исследования было узнать, чем руководствуются продавцы-консультанты, выбирая место работы, какие компании их привлекают, а что испортит впечатление даже о работодателе. Одной из основных целей исследования стало составление портрета соискателей в Москве и регионах и их сравнение.

Тренды в поиске работы постковидного периода

1. В период пандемии COVID-19 большинство россиян, которые находятся в активном поиске работы по направлению «продавец-консультант», чаще всего отдают предпочтение вакансиям крупных сетевых компаний.

Во время кризиса многие люди, работающие в мелких частных фирмах, столкнулись с сокращениями, задержкой зарплат, а то и вовсе с закрытием и банкротством компаний.

Федеральные сети в восприятии соискателей более надежные: стабильно выплачивают заработную плату, размер которой традиционно выше, чем в мелких компаниях, предоставляют персоналу возможности карьерного роста, соцпакет. Тем более в период изоляции населения: сетевые супермаркеты, например, работали все время.

Конечно, и раньше предпочтение отдавалось более крупным, известным брендам, но сейчас этот тренд только усилился.

2. Соискатели преимущественно фокусируют свое внимание на сетях продуктового ритейла, телекома, АЗС и ресторанов быстрого питания.

Фото: 4Service Group

К прочим отраслям отошли магазины одежды и обуви, бытовой техники и прочего непродуктового ритейла.

Лидерами среди супермаркетов оказались «Пятерочка» и «Магнит». Каждый шестой опрошенный рассматривает трудоустройство в одном из этих магазинов. В ходе исследования выяснилось, что сотрудники этих двух конкурирующих сетей кочуют из одной в другую.

Тройку самых востребованных мест работы замыкает представитель телекома – МТС.

В отрасли АЗС больше всего хотят работать в «Лукойле» и «Роснефти», а «Макдоналдс» и KFC стали первыми в группе «фастфуд».

На основе многомерного анализа соответствий была получена отраслевая сегментация топ-брендов работодателей по уровню их восприятия соискателями.

  • Лидеры продуктового ритейла РФ позиционируются как крупные, стабильные, с широким ассортиментом товаров, ценящие долгосрочные партнерские отношения.

  • В группу инновационных, динамично развивающихся компаний с профессиональными сотрудниками входят операторы мобильной связи МТС и «Билайн».

  • «Макдоналдс» и KFC ассоциируются у соискателей с современными компаниями с большим количеством лояльно настроенных клиентов, олицетворяющими всю отрасль ресторанов быстрого питания.

  • Лидеры рынка АЗС – «Газпромнефть», «Лукойл» и «Роснефть» воспринимаются соискателями как престижные, крупные компании с широкой филиальной сетью, давно существующие на рынке, имеющими хорошие отзывы в интернете.

Критерии выбора работодателя в ритейл-отрасли

Выбирая компанию для трудоустройства, соискатели чаще всего уделяют внимание надежности бренда, размеру заработной платы и условиям труда (прежде всего графику рабочего дня).

Второе место по значимости разделили местоположение работы, отношение к сотрудникам, соцпакет (бесплатное питание, оплата туристических путевок, абонементы в спортзалы).

В чем заключается надежность бренда для соискателей?

  • Репутация компании. Этот критерий основывается на том, как часто человек получает позитивную информацию о бренде из различных источников.

  • Размер компании. Соискатели отдают предпочтение сетевым компаниям, широко представленным в регионах России.

  • Условия трудоустройства: официальное трудоустройство, понятный трудовой договор, отсутствие необоснованных штрафов.

  • Опыт. Соискатели больше доверяют компаниям, которые более 10 лет на рынке.

Субъективное мнение о компании у соискателя формируется во время изучения отзывов в интернете. Большую часть отзывов на этих сайтах оставляют те, кто получил негативный опыт сотрудничества с работодателем.

Хорошими помощниками при поиске будущего места работы для респондентов стали такие сайты, как hh.ru, superjob.ru, rabota.ru. На них представлены рейтинги компаний по версии сотрудников и соискателей, критерии оценки, рекомендации и награды.

Фото: 4Service Group

Исследование компании 4Service показало, что россияне больше доверяют «живым» отзывам своих друзей и знакомых, которые сами там работают или работали.

Еще один интересный лайфхак по изучению бренда работодателя был получен от одного из участников исследования. Он советует всем, кто ищет работу продавцом-консультантом, посетить лично торговую точку, понаблюдать со стороны за персоналом, чтобы прочувствовать рабочую атмосферу в компании. Возможно, удастся найти общительного сотрудника и задать интересующие вопросы о работе.

В ходе глубинных интервью были выделены три группы триггеров при поиске работы, которые сыграют против работодателя.

Что может отвернуть соискателя от вакансии?

Материальная составляющая:

  • слишком маленькая зарплата: люди не готовы работать за идею;

  • слишком высокая зарплата, так как «аппетитная должность не может быть вакантной», это вызывает подозрения;

  • несоответствие заявленной зарплаты в вакансии с озвученной на собеседовании;

  • неоплачиваемая стажировка;

  • неоплачиваемые переработки;

  • несправедливая система штрафов.

Условия труда:

  • ненормированный рабочий день;

  • шестидневная рабочая неделя;

  • выходящие за рамки трудовых обязанностей предложения, в том числе личного характера;

  • неофициальное оформление на работу;

  • неудобное месторасположение офиса, сложная транспортная доступность.

Прочие триггеры:

  • преобладание негативных отзывов о компании;

  • новая/молодая компания, которая еще себя не зарекомендовала;

  • высокая текучесть кадров;

  • отсутствие в вакансии названия компании;

  • неподобающий внешний вид, поведение, манера разговора сотрудника на собеседовании.

Требования к идеальной вакансии продавца-консультанта

На основании ответов соискателей в 4Service Group выделили 4 составляющие идеальной вакансии.

  1. Описание. Должно быть четкое, лаконичное, представленное по пунктам; требования к кандидату изложены грамотно.

  2. Информация о вакансии: возраст компании, ее стабильность на рынке, месторасположение; хороший дружный коллектив, корпоративная жизнь.

  3. Зарплата и «плюшки». Уровень заработной платы не ниже, чем в отрасли; составляющие зарплаты, ее соответствие должности и обязанностям; наличие системы бонусов.

  4. Ожидания и перспективы должности: интересная работа; карьерный рост, перспективы; комфортные условия труда; гибкий график работы (возможность создавать его под себя); реальные требования к кандидату, соответствие должности и заработной платы; возможность обучения; наличие соцпакета, его составляющие.

Какое собеседование можно назвать идеальным?

По мнению 56% соискателей, идеальное собеседование на первом этапе должно проводиться онлайн, чтобы не тратить время и средства на дорогу. Лучше, если собеседований будет максимум 3. Некоторые респонденты рассказывали случаи, когда было 6 собеседований. Работодатель отправлял их то к юристу, то к психологу, то к социологу, и так по разным специалистам. Интерес к компании в таких случаях теряется уже на третьей встрече.

Фото: 4Service Group

Кандидаты чаще всего хотят услышать информацию, которая касается заработной платы, мотивации, соцпакета, графика рабочего дня, оплаты отпусков и переработок, функциональных обязанностей и пакета документов для оформления.

Сотрудник, который проводит собеседование, – лицо компании для соискателей. Он должен быть вежливым и доброжелательным, коммуникабельным, с грамотной речью, пунктуальным и иметь презентабельный внешний вид.

Обнаружилось любопытное противоречие. Для соискателя важно, чтобы в компании был HR-специалист . Это демонстрирует престиж и серьезность работодателя. Однако собеседование, проведенное эйчаром, считается формальным, для галочки. Кандидаты предпочитают общаться с руководителем компании.

Несоответствующий внешний вид сотрудника, который проводит собеседование, некорректное поведение, сомнительное место проведения (коридор, столовая и пр.) и завышенные требования к кандидату могут испортить впечатление соискателя до такой степени, что он откажется от этого работодателя, даже если его устраивают условия.

Есть факторы, которые сильно влияют на желание работать в компании:

  1. Возможность познакомиться с руководителем, понять его отношение к сотрудникам.

  2. Общение с энергичным руководителем, заряжает желанием работать в данной компании.

  3. Невербальное поведение представителя компании, по которому можно понять, насколько он заинтересован в кандидате.

  4. Удачно пройденное тестовое задание дает уверенность в собственных силах.

Портрет соискателя: столица VS регионы

При изучении аватаров кандидатов на вакансию продавца-консультанта в Москве и в глубинке, исследователи отметили, что отличается практически все: начиная с возраста и заканчивая увлечениями вне работы.

Например, москвичке еще нет 30 лет, но навыки работы в торговле у нее несколько выше, чем у жительницы провинциального города. Вместе с навыками выше и требования к работодателю. Если для кандидата из Москвы карьерный рост и развитие ー одна из важных составляющих профессии, то жителям регионов работа нужна больше для заработка и закрытия бытовых потребностей.

Фото: 4Service Group

Фото: 4Service Group

Но остается открытым вопрос: какой сотрудник нужен крупным компаниям? Совпадают ли требования обеих сторон друг с другом и с реальностью?

Это проблема следующего исследования.

На что обратить внимание работодателю?

В первую очередь на свой имидж. Надежность, стабильность, честность – вот чего ждут от работодателя кандидаты. Своевременная выплата зарплаты, соответствие заявленной з/п в описании вакансии с реальной, уважительное отношение к сотрудникам и прочее входит в понятие «хороший работодатель».

Изучите и проработайте отзывы о своей организации на сайтах поиска работы, узнайте мнение своих нынешних работников и тех, кто когда-то им был. Бывшие сотрудники – это главные критики и промоутеры компании.

Позаботьтесь о правильном описании вакансии на сайтах, а также изучите путь соискателя от поисковой строки до собеседования с вами. Проследите, чтобы собеседования с потенциальными сотрудниками проходили в деловой, но дружелюбной обстановке. Все эти факторы могут сыграть за и против вас.

Авторы материала

Фото: 4Service Group

Алла Демьянец, руководитель проектов по клиентскому опыту 4Service Group

Фото: 4Service Group

Николай Матвиенко, директор аналитического департамента 4Service Group

Интервью

Декоративное изображение

Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»

Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами