Пандемия коронавируса внесла коррективы во все сферы жизни россиян – быт, торговлю, развлечения, работу. Одних отправили на удаленку, кто-то лишился работы вообще, кто-то потерял много прибыли, а есть и те, кто в этот период, наоборот, смог заработать больше. Но изменения настигли не только сам процесс работы, но и ее поиск. Компания 4Service Group в октябре 2021 года провела масштабное исследование и выяснила, как соискатели выбирают место работы, важен ли им бренд работодателя и в какие сферы люди идут охотнее.
Фото: STEKLO/shutterstock
Методология исследования
4Service Group использовала два метода исследования – опрос и глубинное интервью. Участниками опроса стали 1000 человек со всей России, включая крупные города и регионы.
Глубинное интервью – это личная беседа, которая не имеет регламентированной структуры, его цель – получить максимально развернутые ответы и рассуждения. Длительность такого интервью – от 30 минут до 3 часов.
Респондентами стали соискатели на должность продавца-консультанта. Возраст респондентов 25–40 лет.
Целью исследования было узнать, чем руководствуются продавцы-консультанты, выбирая место работы, какие компании их привлекают, а что испортит впечатление даже о работодателе. Одной из основных целей исследования стало составление портрета соискателей в Москве и регионах и их сравнение.
Тренды в поиске работы постковидного периода
1. В период пандемии COVID-19 большинство россиян, которые находятся в активном поиске работы по направлению «продавец-консультант», чаще всего отдают предпочтение вакансиям крупных сетевых компаний.
Во время кризиса многие люди, работающие в мелких частных фирмах, столкнулись с сокращениями, задержкой зарплат, а то и вовсе с закрытием и банкротством компаний.
Федеральные сети в восприятии соискателей более надежные: стабильно выплачивают заработную плату, размер которой традиционно выше, чем в мелких компаниях, предоставляют персоналу возможности карьерного роста, соцпакет. Тем более в период изоляции населения: сетевые супермаркеты, например, работали все время.
Конечно, и раньше предпочтение отдавалось более крупным, известным брендам, но сейчас этот тренд только усилился.
2. Соискатели преимущественно фокусируют свое внимание на сетях продуктового ритейла, телекома, АЗС и ресторанов быстрого питания.
К прочим отраслям отошли магазины одежды и обуви, бытовой техники и прочего непродуктового ритейла.
Лидерами среди супермаркетов оказались «Пятерочка» и «Магнит». Каждый шестой опрошенный рассматривает трудоустройство в одном из этих магазинов. В ходе исследования выяснилось, что сотрудники этих двух конкурирующих сетей кочуют из одной в другую.
Тройку самых востребованных мест работы замыкает представитель телекома – МТС.
В отрасли АЗС больше всего хотят работать в «Лукойле» и «Роснефти», а «Макдоналдс» и KFC стали первыми в группе «фастфуд».
На основе многомерного анализа соответствий была получена отраслевая сегментация топ-брендов работодателей по уровню их восприятия соискателями.
-
Лидеры продуктового ритейла РФ позиционируются как крупные, стабильные, с широким ассортиментом товаров, ценящие долгосрочные партнерские отношения.
-
В группу инновационных, динамично развивающихся компаний с профессиональными сотрудниками входят операторы мобильной связи МТС и «Билайн».
-
«Макдоналдс» и KFC ассоциируются у соискателей с современными компаниями с большим количеством лояльно настроенных клиентов, олицетворяющими всю отрасль ресторанов быстрого питания.
-
Лидеры рынка АЗС – «Газпромнефть», «Лукойл» и «Роснефть» воспринимаются соискателями как престижные, крупные компании с широкой филиальной сетью, давно существующие на рынке, имеющими хорошие отзывы в интернете.
Критерии выбора работодателя в ритейл-отрасли
Выбирая компанию для трудоустройства, соискатели чаще всего уделяют внимание надежности бренда, размеру заработной платы и условиям труда (прежде всего графику рабочего дня).
Второе место по значимости разделили местоположение работы, отношение к сотрудникам, соцпакет (бесплатное питание, оплата туристических путевок, абонементы в спортзалы).
В чем заключается надежность бренда для соискателей?
-
Репутация компании. Этот критерий основывается на том, как часто человек получает позитивную информацию о бренде из различных источников.
-
Размер компании. Соискатели отдают предпочтение сетевым компаниям, широко представленным в регионах России.
-
Условия трудоустройства: официальное трудоустройство, понятный трудовой договор, отсутствие необоснованных штрафов.
-
Опыт. Соискатели больше доверяют компаниям, которые более 10 лет на рынке.
Субъективное мнение о компании у соискателя формируется во время изучения отзывов в интернете. Большую часть отзывов на этих сайтах оставляют те, кто получил негативный опыт сотрудничества с работодателем.
Хорошими помощниками при поиске будущего места работы для респондентов стали такие сайты, как hh.ru, superjob.ru, rabota.ru. На них представлены рейтинги компаний по версии сотрудников и соискателей, критерии оценки, рекомендации и награды.
Исследование
компании 4Service показало, что россияне больше доверяют «живым» отзывам своих друзей и знакомых, которые сами там работают или работали.
Еще один интересный лайфхак по изучению бренда работодателя был получен от одного из участников исследования. Он советует всем, кто ищет работу продавцом-консультантом, посетить лично торговую точку, понаблюдать со стороны за персоналом, чтобы прочувствовать рабочую атмосферу в компании. Возможно, удастся найти общительного сотрудника и задать интересующие вопросы о работе.
В ходе глубинных интервью были выделены три группы триггеров при поиске работы, которые сыграют против работодателя.
Что может отвернуть соискателя от вакансии?
Материальная составляющая:
-
слишком маленькая зарплата: люди не готовы работать за идею;
-
слишком высокая зарплата, так как «аппетитная должность не может быть вакантной», это вызывает подозрения;
-
несоответствие заявленной зарплаты в вакансии с озвученной на собеседовании;
-
неоплачиваемая стажировка;
-
неоплачиваемые переработки;
-
несправедливая система штрафов.
Условия труда:
-
ненормированный рабочий день;
-
шестидневная рабочая неделя;
-
выходящие за рамки трудовых обязанностей предложения, в том числе личного характера;
-
неофициальное оформление на работу;
-
неудобное месторасположение офиса, сложная транспортная доступность.
Прочие триггеры:
-
преобладание негативных отзывов о компании;
-
новая/молодая компания, которая еще себя не зарекомендовала;
-
высокая текучесть кадров;
-
отсутствие в вакансии названия компании;
-
неподобающий внешний вид, поведение, манера разговора сотрудника на собеседовании.
Требования к идеальной вакансии продавца-консультанта
На основании ответов соискателей в 4Service Group выделили 4 составляющие идеальной вакансии.
-
Описание. Должно быть четкое, лаконичное, представленное по пунктам; требования к кандидату изложены грамотно.
-
Информация о вакансии: возраст компании, ее стабильность на рынке, месторасположение; хороший дружный коллектив, корпоративная жизнь.
-
Зарплата и «плюшки». Уровень заработной платы не ниже, чем в отрасли; составляющие зарплаты, ее соответствие должности и обязанностям; наличие системы бонусов.
-
Ожидания и перспективы должности: интересная работа; карьерный рост, перспективы; комфортные условия труда; гибкий график работы (возможность создавать его под себя); реальные требования к кандидату, соответствие должности и заработной платы; возможность обучения; наличие соцпакета, его составляющие.
Какое собеседование можно назвать идеальным?
По мнению 56% соискателей, идеальное собеседование на первом этапе должно проводиться онлайн, чтобы не тратить время и средства на дорогу. Лучше, если собеседований будет максимум 3. Некоторые респонденты рассказывали случаи, когда было 6 собеседований. Работодатель отправлял их то к юристу, то к психологу, то к социологу, и так по разным специалистам. Интерес к компании в таких случаях теряется уже на третьей встрече.
Кандидаты чаще всего хотят услышать информацию, которая касается заработной платы, мотивации, соцпакета, графика рабочего дня, оплаты отпусков и переработок, функциональных обязанностей и пакета документов для оформления.
Сотрудник, который проводит собеседование, – лицо компании для соискателей. Он должен быть вежливым и доброжелательным, коммуникабельным, с грамотной речью, пунктуальным и иметь презентабельный внешний вид.
Обнаружилось любопытное противоречие. Для соискателя важно, чтобы в компании был
HR-специалист
. Это демонстрирует престиж и серьезность работодателя. Однако собеседование, проведенное эйчаром, считается формальным, для галочки. Кандидаты предпочитают общаться с руководителем компании.
Несоответствующий внешний вид сотрудника, который проводит собеседование, некорректное поведение, сомнительное место проведения (коридор, столовая и пр.) и завышенные требования к кандидату могут испортить впечатление соискателя до такой степени, что он откажется от этого работодателя, даже если его устраивают условия.
Есть факторы, которые сильно влияют на желание работать в компании:
-
Возможность познакомиться с руководителем, понять его отношение к сотрудникам.
-
Общение с энергичным руководителем, заряжает желанием работать в данной компании.
-
Невербальное поведение представителя компании, по которому можно понять, насколько он заинтересован в кандидате.
-
Удачно пройденное тестовое задание дает уверенность в собственных силах.
Портрет соискателя: столица VS регионы
При изучении аватаров кандидатов на вакансию продавца-консультанта в Москве и в глубинке, исследователи отметили, что отличается практически все: начиная с возраста и заканчивая увлечениями вне работы.
Например, москвичке еще нет 30 лет, но навыки работы в торговле у нее несколько выше, чем у жительницы провинциального города. Вместе с навыками выше и требования к работодателю. Если для кандидата из Москвы карьерный рост и развитие ー одна из важных составляющих профессии, то жителям регионов работа нужна больше для заработка и закрытия бытовых потребностей.
Но остается открытым вопрос: какой сотрудник нужен крупным компаниям? Совпадают ли требования обеих сторон друг с другом и с реальностью?
Это проблема следующего исследования.
На что обратить внимание работодателю?
В первую очередь на свой имидж. Надежность, стабильность, честность – вот чего ждут от работодателя кандидаты. Своевременная выплата зарплаты, соответствие заявленной з/п в описании вакансии с реальной, уважительное отношение к сотрудникам и прочее входит в понятие «хороший работодатель».
Изучите и проработайте отзывы о своей организации на сайтах поиска работы, узнайте мнение своих нынешних работников и тех, кто когда-то им был. Бывшие сотрудники – это главные критики и промоутеры компании.
Позаботьтесь о правильном описании вакансии на сайтах, а также изучите путь соискателя от поисковой строки до собеседования с вами. Проследите, чтобы собеседования с потенциальными сотрудниками проходили в деловой, но дружелюбной обстановке. Все эти факторы могут сыграть за и против вас.
Авторы материала
Алла Демьянец, руководитель проектов по клиентскому опыту 4Service Group
Николай Матвиенко, директор аналитического департамента 4Service Group