Реклама на retail.ru
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Что такое автоматизация?
Автоматизация торговли – это деятельность по внедрению в торговое предприятие специального оборудования и программного обеспечения, направленная на оптимизацию бизнес-процессов, повышение эффективности торговли, и улучшение обслуживания покупателя. Традиционно выделяют два вида средств автоматизации торговли: программные и аппаратные.

Системы автоматизации предприятия сегодня востребованы как никогда ранее, и из конкурентного преимущества постепенно превращаются в необходимый стандарт, без которого бизнес просто не может существовать. При этом сами по себе системы неоднородны и отличаются от других программных продуктов большим дроблением по различным отраслям бизнеса и составом игроков. «Скелет» автоматизации, то есть то, что обычно автоматизируется бизнесом, состоит из трех основных частей: front-office, back-office и складской части.
Схема 1. Скелет систем автоматизации
Наиболее заметна для конечного покупателя автоматизация front-office, так как она направлена непосредственно на взаимодействие с ним. Важная её часть – это кассовые устройства, которые задают алгоритм действий для сотрудника во время продажи (может выводить напоминания о необходимости контроля документов, специальные предложения – скидки и другие маркетинговые акции).
Back-office – это комплексные системы, позволяющие консолидировать и согласовать все бизнес-процессы компании. Именно в back-office системах реализованы инструменты для аналитики и ассортиментного планирования.
«Складская» часть автоматизации – это товароучётная система, warehouse management system (WMS, система управления складом). Её задача – это контроль остатков на складе.
Виды систем автоматизации
Существует несколько вариантов систем автоматизации: серверные, облачные и мобильные. Все эти системы имеют клиентскую и серверную части, где клиентская часть – это программное обеспечение, установленное на компьютере сотрудника, посредством неё происходит ввод данных в систему. Серверная, соответственно, устанавливается на специальном компьютере – сервере, обслуживаемом IT-отделом компании. На нём хранится и обрабатывается информация, происходит её согласование между разными системами.
Ключевое отличие «облачной» технологии – это отсутствие сервера в собственности или аренде у бизнеса, то есть программное обеспечение используется как услуга, а всё необходимое обслуживание производится на стороне поставщика этой услуги. Безусловно, каждая из двух типов систем, серверная и облачная, имеет свои положительные и отрицательные стороны, которые могут оказать влияние на принятие решения о внедрении системы (см.Таблицу 1).Таблица 1. Плюсы и минусы серверной и облачной систем автоматизации
Тип системы |
Серверная |
Облачная |
Плюсы |
· Данные хранятся внутри компании; · Широкие возможности модификации и масштабирования системы. |
· Низкая стоимость системы; · Простота внедрения и освоения бизнесом; · Удовлетворительные возможности масштабирования. |
Минусы |
· Стоимость установки и поддержки; · Сложность и долгосрочность внедрения. |
· Требуется высокая стабильность подключения к Интернету; · Данные хранятся на стороне внешней компании. |
Предыдущие два типа выделены на основе технологии организации системы. Кроме них, есть ещё третий класс, получивший название «мобильные системы для бизнеса». Ключевое отличие от двух предыдущих – это решаемые задачи, а технологии могут использоваться как облачные, так и серверные. В фокусе их внимания – удалённые процессы и контроль сотрудников, работающих на выезде. По данным задачам мобильные системы делят также на два класса:
1. SFA (sales forces automation) - это класс приложений, в которых акцент сделан на бизнес-процессах, связанных со сбытом.
2. WFM (workforce management) - такие приложения предназначены для управления персоналом и планирования занятости.
Для обоих классов важны GPS и ГЛОНАСС, которые, во-первых, облегчают решение логистических вопросов, во-вторых, являются надёжными инструментами контроля сотрудников.
Действующие лица автоматизации
В процессе автоматизации участвуют несколько компаний:
1. Вендор – это производитель программного обеспечения.
2. Производитель оборудования – компания, специализирующаяся на производстве и поставке того или иного специального оборудования для автоматизации. Примерами такого оборудования являются POS-терминалы и POS-системы (кассовые компьютеры), фискальные регистраторы, сканеры штрих-кодов.
3. Интегратор – это компания, занимающаяся внедрением системы автоматизации на предприятии, а также по необходимости дорабатывающая данную систему. Помимо этого, перед внедрением решения они могут оказывать предварительные консалтинговые услуги. Далее они берут на себя техническую поддержку системы, а также готовы предложить более широкий спектр услуг в области IT в качестве аутсорсеров. Консалтинговые услуги – это скорее подготовительный этап, но он имеет ощутимую пользу сам по себе. Подобного рода услуги, вкупе с автоматизацией, помогают предпринимателю разобраться в собственных бизнес-процессах и повысить их эффективность.
На практике, вендоры часто оказывают также услуги интеграторов. В свою очередь, услуги по внедрению также включают в себя поставку оборудования, так что зачастую автоматизируемый бизнес не взаимодействует с поставщиком оборудования напрямую.
Ниже, на Схеме 2 наглядно продемонстрирован процесс внедрения системы автоматизации в организации.Схема 2. Организация внедрения системы автоматизации
*Всего было собрано и проанализировано девять интервью с представителями компаний: Mr. Doc, Subtotal, МойСклад (облачные сервисы), FIT – France Informatique & Technologie, Галион, АТОЛ, ГК «Пилот», ГК «Системные технологии», Columbus (серверные системы автоматизации).
Mix Research, отдел b2b исследований

О ключевых достижениях и точках роста сети гипермаркетов «O’Kей».