Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Что происходит в компаниях в кризис?
Недавно разгорелся скандал – РБК опубликовали статью о запрете на упоминание словосочетания «экономический кризис» на «Первом канале» и «России 1». Но если даже об этом не говорить, кризис ощущают все – от бизнесменов до бабушек в продуктовых магазинах. И если бабушкам остается только обсуждать, как стало тяжело жить, то владельцам и управляющим бизнесов в текущей ситуации надо быстро и оперативно принимать решения.
Первая реакция
Первой реакцией управляющих было приостановление всех ресурсоемких проектов развития, таких как открытие новых филиалов, магазинов, офисов, внедрение новых IT и обучающих систем, новых программ развития персонала и повышения его лояльности.
Экономия на аренде
Следующий шаг, который сделали если не все, то очень многие – экономия на аренде и фонде оплаты труда.
Часть владельцев помещений, офисных и торговых центров с пониманием отнеслись к сложившейся ситуации и снизили арендные ставки. Кто-то снижал ставки «в розницу», лично торгуясь с каждым арендатором. Кто-то предпочел снижать на определенный процент в целом по объекту. Обычно уступки составляли 5-20%. Где-то и кому-то удавалось добиться снижения до 50-60%. Торговые центры понижали стоимость своих квадратных метров чуть менее охотно, чем арендодатели стрит-ритейла. Очень непростые обсуждения происходят в офисах тех компаний, где договор аренды заключен в долларах и евро. Именно эти документы и условия чаще всего пересматривались, многие компании зафиксировали курс иностранный валюты. Часть собственников площадей пошли на серьезные уступки, часть – наотрез отказались менять условия действующих договоров.
Появились и более мягкие способы снижения арендного бремени: «подселение» к себе в офис или на склад «гостей» на условиях субаренды. Такие истории мы слышали от коллег по консалтинговому бизнесу, от региональных представителей крупных федеральных бизнесов. И, наконец, самый радикальный способ – переход бизнеса в режим виртуального офиса. Правда, это решение имеет свои ограничения: сотрудник должен обладать очень высокой внутренней мотивацией, чтобы отдача от его работы оставалась на достойном уровне. Либо оплата должна быть сдельной и производиться исключительно в зависимости от результатов работы.
Уменьшение фонда оплаты труда
Самый популярный способ снизить затраты – уменьшение фонда оплаты труда. Остановили набор на незаполненные вакансии или резко уменьшили перечень вакансий к заполнению почти все. Ряд торговых сетей и компаний с большим количеством маленьких региональных офисов начали сокращать людей вместе с закрытием офисов и магазинов. Нередко доля таких закрываемых точек доходит до 20%. Некоторые идут на сокращение численности персонала, но при этом повышают зарплаты работающим, индексируют их. Другие стремятся сохранить всех сотрудников, но сокращают рабочую неделю, отправляют людей в принудительный отпуск на один из пяти рабочих дней. Кто-то пошел еще дальше и принял решение об упразднении целых управленческих уровней. Например, мы знаем историю, когда в компании упразднили позицию кустового менеджера – промежуточную между региональным директором и управляющими магазинов. Все директора магазинов региона перешли в прямое подчинение региональному директору.
Часть компаний, сокращая численность сотрудников, переводят оставшихся в режим «универсальных солдат», выполняющих не только свои прежние обязанности, но и смежные работы. Например, продавцы начинают самостоятельно следить за чистотой в торговом зале, моют полы, протирают витрины. В сфере торговли и облуживания персонал учится гибко регулировать минимально необходимый состав смены на завтра.
Компании пытаются также сократить расходы на вспомогательных бизнес-процессах. Например, меняют график работы охраны: вместо 4 охранников с 10-часовым рабочим днем – 3 человека с 12-часовы рабочим днем, отказ от круглосуточной охраны и т.п. Чтобы сократить численность охраны, меняют и логистику для клиентов: например, закрываются дополнительные входы-выходы, которыми ранее клиенты могли пользоваться.
Заметно сокращается бонусная часть выплат персоналу. Отменяются выплаты за выслугу лет. В одной из наших клиентских компаний коэффициент премии за личные продажи уменьшился настолько, что общий месячный доход продавцов практически уполовинился.
Поначалу большинство мероприятий по сокращению ФОТ вызывают у сотрудников возмущение и шок. Но, выложив на стол простые цифры и убедительные расчеты, легко можно показать, что вариантов всего два: либо принять предложенный принцип, либо – закрыть филиал, магазин, компанию.
«Гром грянул»
Многим владельцам и управляющим пришлось не только скорректировать вниз планы своих продаж, но и пересмотреть представление о текущей ситуации в их бизнесе. Планы «навести порядок», сделать компанию более эффективной, управляемой и прозрачной – есть практически у всех. И у многих это получается. Настолько, что управляющие потирают руки в надежде «получить» более квалифицированные и мотивированные кадры за меньшие деньги. Или ждут притока новых покупателей от не выдержавших испытаний конкурентов.
Не все бизнесы смогут пройти этот кризис, но те, кто это сможет, – станут по-настоящему эффективной компанией.
Юрий Пахомов, партнер консалтинг-центра «ШАГ»;
Инна Власова,консалтинг-центр «ШАГ»
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?