Краудсорсинг — это передача глобальных задач большой группе лиц без заключения трудового договора для удешевления процессов.
Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Что поможет сохранить мерчандайзинг в кризис?
На фоне разрушения логистических цепочек и угрозы дефицита значимость мерчандайзинга меркнет, и сегодня многие компании ищут способы сократить затраты на оплату услуг мерчандайзеров. С другой стороны, невнимание к полке может обернуться упущенными продажами, что в кризисной ситуации тоже крайне нежелательно. Стоит ли перекладывать задачи мерчандайзинга на плечи персонала магазинов, какие технологические решения сегодня приходят на помощь ритейлерам и как можно оптимизировать затраты – рассмотрим в этой статье.
Очевидные варианты оптимизации затрат на мерчандайзинг
Самый простой способ сэкономить — оставить мерчандайзинг на откуп сотрудникам магазинов. Однако неукомплектованность штата и большой объем текущей работы в магазинах приводят к тому, что товары, даже скоропортящиеся, могут лежать в подсобках по несколько дней. В результате отказ от мерчандайзинговых услуг возможен, но есть риски снижения продаж.
Компании со штатными мерчандайзерами могут сократить штат, а те, кто работает через агентство, — сократить часы. Но любая из этих мер уменьшит либо количество торговых точек с правильной выкладкой, либо частоту их посещения мерчандайзером. И в этих случаях, к сожалению, эффективность снижается, и спад продаж неизбежен.
Классический мерчандайзинг — дорого и бесконтрольно
Все рассмотренные пути оптимизации не изменят главного — у классического мерчандайзинга есть недостатки.
Первый — это переплата за непродуктивные часы, то есть время, затрачиваемое на дорогу от одной торговой точки до другой. Чтобы решить эту проблему, классические агентства предлагают услуги стационарного мерчандайзинга — в этом случае сотрудник будет закреплен за конкретной торговой точкой. Но это выгодно только при большом товарообороте.
Также к переплатам относятся отпуска и больничные. Это стандартные пункты расходов компаний со штатными мерчандайзерами, а в агентстве все это входит в себестоимость услуг, и заказчик все равно за них платит.
Второй недостаток классического мерчандайзинга — сложности с контролем результатов работы сотрудников. Необходимость их постоянно мониторить и ручная схема отчетности создают дополнительную административную нагрузку, что также увеличивает себестоимость услуг, не говоря уже о некоторых «трюках» с отчетами для заказчиков.
Решение – в инновациях
Итак, излишние затраты в мерчандайзинге уходят на перемещения между магазинами, простои в торговых точках, отпуска, больничные и административный блок.
Но можно ли платить только за фактический объем выполненной у полки работы? Ответ есть — краудсорсинг.
Например, в сфере обработки данных такие услуги предоставляет «Яндекс.Толока».
В мерчандайзинге краудсорсинг позволит оплачивать фактические минуты работы в магазине и обеспечить стабильную взаимозаменяемость специалистов. Им не нужно оплачивать отпуска и больничные, так как обычно это отношения гражданско-правового характера, а не трудовые.
Но как решить проблему качества? Ведь «фрилансеры» не являются профессиональными мерчандайзерами. Здесь на помощь могут прийти IT-решения и цифровизация.
Сейчас на рынке есть сразу несколько технологий распознавания товара на фотографии. Эти системы помогают определить представленность товара на полке (OSA — On Shelf Availability), занимаемую площадь на полке и другие показатели, но не решают всех задач контроля заданий, поэтому лучше использовать это средство в связке с ручной проверкой отчетов и очными аудитами в торговых точках.
А отчетность можно направлять с мобильного устройства мерчандайзера напрямую в личный кабинет контролера или заказчика, минуя лишнюю систему менеджмента и ускоряя процессы проверки.
Также цифровизация может оптимизировать обучение и поддержание компетенции специалистов — через вебинары, видеоуроки по новым товарам или тесты. Это позволит снизить количество ошибок при выкладке.
Для инноваций требуется время, а антикризисные решения нужны уже сейчас
Нововведения в сфере мерчандайзинга стали появляться еще в период начала пандемии. Тогда сервис «ПоПолочкам» предложил рынку новую схему работы в сфере мерчандайзинга — агрегатор, выступающий посредником между мерчандайзерами, которые работают через приложение в телефоне, и заказчиками. По тому же принципу, например, работает «Яндекс.Такси» – как связующее звено между пассажиром и водителем.
Сейчас в приложении «ПоПолочкам» зарегистрировано более 50 000 мерчандайзеров. Для них платформа позиционирует себя как сервис для подработки. «ПоПолочкам» постоянно проводит рекламу, привлекает и готовит новых специалистов. Сегодня из-за ситуации на рынке труда желающих подрабатывать становится все больше. В результате конкуренция за выполнение заданий среди мерчандайзеров увеличивается, что повышает качество их работы.
В приложении есть система рейтинга, которая влияет на приоритет распределения заказов. Недобросовестные мерчандайзеры их не получают и отсеиваются.
Высокий уровень исполнения заказов достигается за счет специальной системы страхования: если специалист отказался от заказа или не может исправить задание — система сама найдет ему замену.
В одном сервисе «ПоПолочкам» реализованы все назревшие инновации в сфере мерчандайзинга:
- Поминутная оплата — только за выполненную у полки работу;
- Алгоритм, обеспечивающий взаимозаменяемость мерчандайзеров;
- Автоматическое распределение и страхование заданий;
- Онлайн-обучение и информирование;
- Повышенный контроль за результатами заданий с помощью комбинации систем распознавания изображений и ручных проверок;
- Личный кабинет для заказчика с фотоотчетами и статистикой по заданиям.
Результат: снижение затрат на мерчандайзинг – 20–25%, увеличение продаж – 10–15%
«ПоПолочкам» помогает снизить затраты на мерчандайзинг для владельцев бизнеса на 20—25% без потери качества работы в торговой точке. А средний процент увеличения продаж составляет 10—15% уже в первый месяц работы с сервисом.
Сегодня он является перспективным антикризисным инструментом, который позволяет не только сэкономить на мерчандайзинге, но и увеличить продажи.
Также сервис помогает производителям развеять оставшиеся сомнения и запускает бесплатные пилотные проекты на срок до трех месяцев. Они проводятся в 25—50 магазинах и в среднем дают увеличение продаж в этих точках на ожидаемые 10—15%.
Пилотный проект без финансовых рисков можно провести, заполнив форму на сайте или позвонив по телефону: 8 (495) 109-69-39.
Retail.ru
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?