Декоративное изображение
11 152

Поделиться

Что будет с мясной индустрией?

Своим видением ситуации и тенденций в мясной индустрии поделился Сергей Чернышев, директор компании «НХЛ-Ритейл», побывав на крупнейшей в мире Международной выставке мясной промышленности IFFA 2019 во Франкфурте-на-Майне.

Сергей Чернышев, директор компании «НХЛ-Ритейл» Посетителей из России на выставку IFFA в этом году приехало немного и только с конкретными задачами. Просто посмотреть тенденции, потусить — уже моветон.

Хороших новостей на российском рынке мясопереработки особо нет, и в ближайшие год-два не предвидится. Потребление явно расти не будет, а рынок оборудования для мясопереработки очень консервативен. Дорогостоящее оборудование (как правило, немецкого производства) должно прослужить не менее 10 лет, и покупается крайне редко.

Цель приехавших клиентов — либо поменять морально устаревшее оборудование на более новое, либо купить решения для максимально возможной автоматизации производства, чтобы снизить влияние человеческого фактора и получить минимальную себестоимость выпускаемой продукции, а это в нынешних реалиях доступно очень ограниченному кругу производителей.

Основная проблема клиентов как в индустрии, так и в ритейле заключается в том, что мало кто понимает: изменившиеся реалии — это навсегда. И если не развернуться лицом к покупателю, то еще год-два работы на падающем рынке — и можно фиксировать убытки и закрывать предприятия. Колбаса, пельмени, сосиски сами по себе мало кому через 2–3 года будут интересны.

И если раньше производители диктовали, что есть рядовому покупателю, то теперь предложений — больше, денег у конечного покупателя — меньше, и в борьбу за конечного покупателя на рынке мясной продукции уже вступил ритейл. 

Что будет с мясной индустрией?

Фото: IFFA Messe Frankfurt 

Немного отвлекусь, чтобы обозначить тенденцию.

Потребление мяса во всем мире снижается. Безусловно, есть страны где оно растет, но основной тренд — к снижению. В чем основные причины?

  • Мясо — один из самых дорогих продуктов в рационе питания. А у нас уже 4 года подряд доходы населения не растут.  
  • Молодежь и дети потребляют меньше мяса, чем взрослое население. Также важно упомянуть, что один из немногих растущих рынков в России — это фастфуд, и его активные клиенты — люди до 30 лет: фастфуд побеждает бутерброд с колбасой.
  • Задан долговременный тренд на ЗОЖ и здоровый образ жизни: развитие веганства и вегетарианства, замещение мяса другими продуктами неживотного происхождения.  
  • Готовить самим — долго и лень, да и полуфабрикаты не всегда отвечают высоким вкусовым качествам.

Что будет с мясной индустрией?

Фото: IFFA Messe Frankfurt 

Розница активно развивает собственные мясные цеха, производит собственную мясную кулинарию, как открывая фабрики-кухни, так и работая с обвалкой мясных туш, разделкой мяса на месте в магазинах.

В борьбу активно включаются рестораторы, начиная формировать культуру покупок на гастрорынках (пока только в Москве), через работу с фермерами – их производство, безусловно, капля в море, но развитие в ближайшие годы у них будет бурное.

Как ритейлеры могут воспользоваться этой ситуацией ввиду ослабления мясокомбинатов?

Учитывая то, что ритейлеры обладают информацией о покупателях в регионе, статистикой продаж, понимают вкусовые предпочтения посетителей, прямой путь — создавать собственные мясные цеха по производству как охлажденных мясных полуфабрикатов, так и готовой мясной и деликатесной продукции. Яркий пример — сеть гипермаркетов «Глобус».

Что касается самих мясокомбинатов, то другого пути, кроме создания и развития собственной розничной сети, нет. Безусловно, занятие это хлопотное и, по сути, это другой бизнес, что до сих пор не поняли большинство собственников мясокомбинатов, предлагающих в унылых витринах продукцию собственного производства.

За редким исключением, например, сети магазинов «Мяснов», практически вся мясная розница убыточна и покрывается прибылью мясокомбинатов.

Что будет с мясной индустрией?

Фото: IFFA Messe Frankfurt

Конечные покупатели выбирают супермаркеты и рынки, предпочитая более широкий ассортимент, комфортные условия и хороший сервис. И пока собственники мясокомбинатов не будут работать с конечным покупателем, не будут создавать комфортные места для покупок с отличным от других конкурентов сервисом, фирменная розница будет убыточна.

Хороший пример — Германия, где среднее мясное производство, ежедневно производящее 10–15 тонн продукции, делит выпускаемую продукцию 50 на 50. Половину объема продает местному ритейлеру (через которого прокачивает объем и загружает оборудование), а другую половину реализует через собственную сеть фирменных лавок или специализированных магазинов, где не просто продает все в охлажденном или замороженном виде, а на месте доготавливает, предлагая широкий ассортимент готовой мясной продукции, а также «сопутку»: хлеб, молочку, готовую еду.

Retail.ru

Интервью

Декоративное изображение

Евгений Прохоров, «Шоколадница»: «Открытие новых заведений сейчас – это вызов для каждого розничного бизнеса»

Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами