Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Чем заняться в кризис
Легче всего переносят кризис небольшие производства, дилеры косметики и лекарств, а также предприятия службы быта
Вслед за рейтингом самых «проблемных» направлений малого и среднего бизнеса специалисты ГК «ЭКООФИС» составили перечень тех видом деятельности, которым нынешний кризис не только не страшен, но и даже на пользу. Именно эти предприятия – в свою очередь – поддерживают и рынок коммерческой недвижимости, обеспечивая спрос на аренду торговых, офисных и производственно-складских площадей.
Специалисты ГК «ЭКООФИС» составили список наиболее успешных в нынешних экономических условиях видов малого и среднего бизнеса. Рейтинг составлялся на основе изучения спроса на коммерческие площади в проектах компании, которая является на сегодняшний день одним из крупнейших собственников коммерческой недвижимости на территории «старой» Москвы.
«Рынок коммерческой недвижимости всегда зависит от наличия достаточного количества спроса на площади того или иного назначения. Соответственно, успешное развитие или проблемы в тех или иных видах бизнеса любому арендодателю видны сразу, – говорит собственник ГК «ЭКООФИС» Андрей Ковалев. – Так, в первые месяцы 2014 года наблюдалась достаточно серьезная ротация. Причем, следует отметить, что в целом уровень заполняемости в наших объектах практически не снизился. При этом часть арендаторов, которые пришли в этот период, просто снижала «классность» занимаемых площадей из-за возникших сложностей в бизнесе, а вот часть – наоборот – расширялась.»
На сегодняшний день, по мнению Андрея Ковалева, лучше всего «чувствуют себя» небольшие производства товаров массового спроса, фармацевтические фирмы, компании, продающие недорогую косметику, предприятия из сферы «службы быта».
Производственные компании
Безусловно, развитию этой отрасли в последнее время благоприятствует курс на импортозамещение, а также снижение курса рубля. Резко выросшая цена на многие импортные товары предоставила отечественным производителям тот самый шанс, которым многие представители малого бизнеса не преминули воспользоваться.
«Основной спрос со стороны «производственных» арендаторов сосредоточен в технопарках и бизнес-парках, – комментирует ситуацию Андрей Ковалев. – Данный формат позволяет размещать в пределах одного объекта и само производство, и склады готовый продукции, и офис. Причем все это – в непосредственном месте сбыта. Что – в свою очередь – дает возможность экономить на транспортных расходах. И если до кризиса многие производства не могли «пробиться» на столичный рынок, то сейчас перспективы очевидны».
«Служба быта»
Еще один «остров» интенсивного развития – так называемые предприятия службы быта.Небольшие ателье по ремонту одежды, обувные мастерские, металлоремонты и другие предприятия, оказывающие услуги по «продлению жизни» предметам домашнего обихода, в кризис становятся очень популярны. Необходимость экономить заставляет людей более бережно относиться к уже купленным вещам.
«Если в период активного роста доходов человек предпочитает купить, например, новый чайник взамен сломавшегося, даже относительно нового, то сейчас подобные приобретения становятся проблематичными. Поэтому всякого рода ремонт – начиная от обуви и заканчивая бытовой техникой – становится крайне востребованным. И мы также наблюдаем определенный приток арендаторов этой сферы. Им не требуются большие площади, поэтому арендная плата для таких компаний оказывается очень не высокой. Кроме того, часто они объединяются в один «дом быта», экономя и на стоимости аренды, и на оплате труда приемщиков, – рассказывает Андрей Ковалев. – Кстати, в период предыдущего кризиса наблюдалась аналогичная картина: данная сфера услуг развивалась очень активно. Другое дело, что по окончании кризиса многие из этих компаний закрылась».
Косметика
Несмотря на то, что косметика не является необходимой для поддержания жизни и здоровья человека, эта отрасль в кризисных условиях не испытывает значительных проблем. Более того, достаточно активно развивается.
«Для прекрасной половины человечества косметика все же является предметом первой необходимости. Думаю, не найдется ни одной женщины, которая бы перестала пользоваться помадой или покупать духи. Да, многие переориентируются на более дешевые бренды. И этот факт дает дополнительные возможности для расширения косметических компаний, – говорит Андрей Ковалев. – Больше того, по свидетельству наших арендаторов, которые занимаются косметикой массового спроса, в ряде случаев продажи увеличиваются и по психологическим причинам: покупка недорогой, но приятной «мелочи» остается доступным средством от плохого настроения, связанного с кризисом.»
Лекарства
Фармацевтические препараты являются жизненной необходимостью. Несмотря на кризис, люди продолжают болеть, им необходимо поддерживать свое здоровье и здоровье своих детей. Поэтому аптеки и компании, занимающиеся продажей фармацевтических средств не испытывают существенных проблем.
«В начале года мы наблюдали повышение спроса со стороны таких компаний, – вспоминает Андрей Ковалев. – открывались новые аптеки, заключались договоры аренды на складские площади. Правда, в основном это были вновь созданные компании, которые, скорее всего, видели перспективу в этом бизнесе в кризис. Часть из них впоследствии закрылась. Впрочем, думаю, это проблема не отрасли в целом, а конкуренции на этом рынке.»
Пищевой бизнес
Продукты питания, наряду с лекарствами, являются необходимостью для каждого человека и во все времена. Поэтому кризис затронул разве что премиальный сегмент. Соответственно, магазины у дома и гипермаркеты, пекарни, специализированные предприятия по продаже продукции того или иного завода по-прежнему не испытывают проблем. «Правда, готовить о каком-то значительном развитии не приходится, – делится наблюдениями Андрей Ковалев. – Однако, ни один из арендаторов данного профиля, как в наших ТЦ, так и в объектах street-retail не закрылся.”
Марина Скубицкая, коммуникационное агентство «PR-стиль»
Интервью
Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.