Декоративное изображение
25 470

Поделиться

Чем выгоден фуд-корт владельцам ТЦ и арендаторам

Торговое дело

Пройтись по магазинам, сходить в кино или поиграть на автоматах – такая программа проведения выходных знакома практически каждой семье. Но, как известно, ни один поход по магазинам не обходится без посещения фаст-фуда. Нагуляв аппетит во время шоппинга, покупатели выкладывают немалые деньги на еду в фуд-кортах – специально отведенных для фаст-фудов площадках.

Прибыль на бутербродах

Принцип фуд-кортов прост: общая площадка, столики со стульчиками и раздельные кухни и стойки. Преимущество фаст-кортов перед обычным фаст-фудом в том, что у покупателя здесь есть богатый выбор. На один поднос клиент может поставить блюда от разных ресторанчиков.

Фуд-корт выполняет в торгово-развлекательном центре разные задачи. Во-первых, это целенаправленное управление потоком посетителей, а во-вторых, предоставление посетителям возможности перекусить, не покидая торгового центра. Для торгового центра фуд-корт с качественными и оригинальными концепциями – это серьезное конкурентное преимущество, возможность выделиться и привлечь дополнительных посетителей. Сегодня конкуренция между торговыми центрами усиливается, открывая дорогу на фуд-корты не только крупнейшим сетям, но и небольшим компаниям. К примеру, в ТРЦ «Аладдин» на фуд-корте представлены и новые фаст-фуды, не имеющие собственных отдельных ресторанов. «Фуд-корт – привлекательный и выгодный формат бизнеса и для операторов ресторанного дела. На это есть ряд причин. Одна из причин – высокая проходимость, а значит, стабильный и хороший доход. Вторая причина – возрастающая конкуренция в других сегментах ресторанного рынка. Третья причина – дефицит помещений, отвечающих необходимым требованиям для создания заведений общественного питания, что является сдерживающим фактором развития сетей. Четвертая причина – это дополнительный, интересный вариант развития сети, реклама и продвижение бренда», — говорит и. о. начальника отдела маркетинга компании «Еврохата» Вадим Глашенко. Количество заведений на фуд-корте зависит, в первую очередь, от концепции торгового центра и его площади…

Особенности размещения

Организация собственного ресторанчика на фуд-корте ТЦ не такое уж дорогое предприятие. Уровень ставок арендной платы в киевских ТЦ колеблется для участников фуд-корта в диапазоне $20-50 за 1 кв м в месяц и зависит в первую очередь от месторасположения ТЦ. В целом это небольшие деньги, отмечают владельцы фаст-фудов, и они в итоге хорошо окупаются.

Средний срок действия договора аренды площадей укринских ТЦ в фуд-корте составляет от 3 до 5 лет. Причем, нижний порог определяется сроком окупаемости инвестиций оператора фаст-фуда, а верхний – максимальным сроком, на который владелец ТЦ может связать себя. В России средний срок аренды места на фуд-корте несколько выше – от 5 до 7 лет, говорит Наталья Розовская, администратор фаст-фуда «American».

На радость фаст-фуду

Владельцы фаст-фудов считают свое участие в ТЦ выгодным и перспективным. Одна из причин популярности фуд-кортов — дефицит помещений, пригодных для точек общепита, сдерживающий возможности расширения сети. При использовании же фуд-корта оператор фаст-фуда получает возможность значительной экономии на помещениях общего, непроизводственного пользования. Вторая причина популярности концепции фуд-корта – реклама и продвижение бренда. В настоящее время наблюдается превышение спроса на площади в фуд-корте над предложением таких площадей, что свидетельствует о высокой заинтересованности операторов данного профиля в площадях ТЦ. Это связано прежде всего с тем, что значительный поток посетителей ТЦ в целом и фуд-корта в частности позволяет даже неизвестной в индустрии фаст-фуд компании получить своего клиента. Кроме того, количество мест, подходящих для организации отдельно стоящего заведения фаст-фуд, в крупнейших городах крайне ограничено – рядом со станциями метро либо вдоль основных торговых улиц, где уровень вакантных площадей очень низок, а арендные ставки, наоборот, достаточно высоки.

В стиле ТЦ

Ключевым фактором, изначально определяющим качество и успешность фуд-корта, является его соответствие концепции ТЦ. В целом грамотное построение концепции питания в ТЦ предполагает не привлечение операторов, заинтересованных в аренде помещения в фуд-корте, а формирование круга операторов, соответствующих маркетинговым соображениям и концепции ТЦ.

Сегодня ТЦ пытаются четко определять свою концепцию и в первую очередь целевую аудиторию. При этом, если владелец ТЦ прогнозирует высокую проходимость и посещаемость ТЦ, рассчитывая на то, что его основными посетителями будут люди со средним уровнем дохода, то имеет смысл создавать фуд-корт с зарекомендовавшими себя предприятиями быстрого обслуживания, отличающимися высоким уровнем сервиса. Также необходимо, чтобы представленные бренды были разнообразны и максимально удовлетворяли вкусам посетителей.

Если же это торгово-развлекательный комплекс с элитными магазинами и бутиками, ориентирующимися на высокодоходную часть населения, то, по мнению экспертов, размещение на фуд-корте фаст-фуда нецелесообразно, поскольку целевая аудитория посетителей имеет более высокие требования к питанию, чем может предложить формат фаст-фуд, и поэтому, скорее всего, в таком случае востребованными будут заведения ресторанного типа.

Основными принципами организации фуд-корта Наталья Розовская считает максимальное разнообразие кухонь, привлечение известных операторов и выделение достаточного количества посадочных мест. При проектировании также необходимо учитывать, где будет расположен фуд-корт и как организованы потоки покупателей. Кроме того, огромное значение имеют зоны доставки товаров, при этом зачастую для фуд-корта организуются отдельный технический коридор и подъемники. При этом к основным ошибкам, которые допускают российские и украинские девелоперы в процессе строительства и заполнения фуд-корта, по ее мнению, нужно отнести однообразный набор операторов (похожие кухни), недостаточное количество посадочных мест, что приводит к длинным очередям и столпотворению, и недооценку роли фуд-корта как якорного арендатора (размещение в центральных и легкодоступных зонах ТЦ).

Перспективы

В нашей стране сейчас нет ни одного ТЦ без фуд-корта. Фуд-корты предусмотрены, в первую очередь, в составе крупных ТЦ (ТРЦ «Караван MegaStore», «Променада»), а также ТЦ, находящихся в центральной части Киева, где потребительский спрос на услуги заведений общественного питания стабильно находится на высоком уровне (ТЦ «Глобус-1, 2», «Метроград», универмаг «Украина»).

В целом, невзирая на возможные недостатки участия в фуд-корте, учитывая стремительный рост конкуренции на отечественном и прежде всего киевском рынке быстрого питания и дефицит привлекательных мест для размещения ресторанов, привязка к ТЦ для оператора фаст-фуд является наиболее простым и наименее капиталоемким методом развития сети и закрепления рыночной ниши. Несмотря на то, что сейчас на рынке Украины представлено достаточно большое количество сетевых операторов, есть явные лидеры рынка. Это «МакДональдс», «Смачна картопля», «Два гуся», «Еврохата», «Печена картопля». В то же время есть и новички на рынке, стремительно завоевывающие сердца потребителей. Это, к примеру, «Дрова», «Суши экспресс». В будущем количество операторов будет увеличиваться, говорят эксперты. В то же время рынок будет укрупняться.

Комментарии специалистов

Ольга Троян, директор по развитию МакДональдз Юкрейн: Что касается разницы в работе на фуд-корте и в отдельном ресторане, то в «МакДональдз», который работает на фуд-корте, есть только кухня, прилавок и склады, тогда как в отдельно расположенном «МакДональдз» есть еще зал, туалетные комнаты, комнаты для Дней Рождений, прилегающая территория. «МакДональдз» на фуд-корте меньше по площади, наш стандартный ресторан без прилегающей территории располагается, на площади около 400 кв. м. Есть разница и во времени работы, ведь часы работы «МакДональдз» на фуд-корте привязаны к распорядку работы ТЦ.

Вадим Глашенко испольняющий обязанности начальника отдела маркетинга компании «Еврохата»: При выборе ТЦ, в котором предполагается разместить наш ресторан, мы учитываем аудиторию этого ТЦ. Если эта аудитория отвечает нашей, мы там размещаемся. Как правило, львиную долю посетителей обеспечивают не только посетители ТЦ, но и его сотрудники, которым тоже нужно где-то есть. Большой приток посетителей дают посетители кинотеатров.

Интервью

Декоративное изображение

Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»

Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами