Реклама на retail.ru
Здесь может быть
Ваша реклама
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных
Здесь может быть Ваша реклама
Подробнее 5077
Поделиться
Cash back по мелочи
В России не первый год существуют карты с функцией cash back, которые позволяют возвращать на счет от 0,5% до 10% потраченных с их помощью средств. В летний сезон ряд банков запустил специальные акции для шопоголиков и туристов. Например, по условиям акции Ситибанка, которая продлится до 1 августа, держателям всех кредитных карт банка будет возвращаться 5% суммы, потраченной на покупки за рубежом, если она превышает 15 тыс. руб. Правда, имеется оговорка: максимальный размер cash back составляет всего 1 тыс. руб.
Есть у банков и более интересные предложения, позволяющие сэкономить на покупках. Например, в Кредит Европа банке до конца лета действует акция по всем кредитным картам: банк возвращает 100 руб. с каждой трансакции на сумму от 1,5 тыс. руб. (6,7%) и вдобавок разыгрывает «шикарный отдых».
Что же касается карт с постоянной опцией cash back, то в среднем банки возвращают клиентам на счет 1% суммы покупки минус 13% подоходного налога. Cash back не распространяется на операции по снятию наличных в банкомате и на переводы средств с карты. При этом некоторые банки обозначают определенные категории покупок, за которые начисляются повышенные проценты. Например, ВТБ 24 возвращает на счет 5% от сумм, потраченных в одной из следующих бонусных категорий торговых точек: «Автозаправки», «Рестораны, бары, кафе», «Аптеки», «Магазины косметики». А при оплате всех остальных категорий покупок — только 1%. Максимальный размер cash back в месяц составляет 15 тыс. руб. Выбрать для себя другую бонусную категорию клиент может раз в три месяца. Как отмечают в банке ВТБ 24, особой популярностью такие карты пользуются у автолюбителей.
«Ренессанс кредит», в отличие от ВТБ 24, сам ежемесячно выбирает категорию торговых предприятий, после покупок в которых начисляются повышенные возвратные проценты. Сначала банк начислял 10% за операции на АЗС и 1% при оплате товаров и услуг в иных точках. В следующем месяце 10-процентный cash back распространялся на покупки в супермаркетах. Затем была акция с возвратом повышенных процентов при покупках в интернете. В июле 10% начисляются за операции, совершенные по карте в кафе, ресторанах и в общепите быстрого обслуживания. Правда, у банка установлен лимит по cash back — не более 1 тыс. руб. в месяц.
Банк «Тинькофф Кредитные системы» (ТКС) дважды в месяц выбирает две категории магазинов, после покупок в которых возвращает клиентам 5% их трат. В апреле-мае это были рестораны и турагентства, в июне-июле — супермаркеты и АЗС. На август-сентябрь запланирован повышенный cash back при приобретении топлива, лекарств и книг. В остальных случаях cash back составляет всего 0,5%. Отличительная особенность тематических карт банка ТКС — все они дебетовые. И получить такую можно, только оформив в банке вклад минимум на 30 тыс. руб. При этом на остаток по карте до 200 тыс. руб. начисляется 10% годовых.
Иной принцип начисления процентов использует банк «Русский стандарт». После первой покупки через карту банк возвращает 10% потраченной суммы, но не более 1 тыс. руб. За все последующие покупки банк начисляет 1%. Однако после того, как общая сумма покупок по карте в течение года превысит 1 млн руб., cash back увеличивается до 3%.
В отличие от большинства банков, выплачивающих вознаграждение раз в месяц, банк «Открытие» перечисляет cash back по своим картам «Блю скай» по итогам дня — в следующие сутки: 0,7% по стандартным картам и 1,4% по «золотым». Лимит cash back — 1 тыс. руб.— установлен для каждой операции.
Не все банки готовы расставаться с живыми деньгами, поэтому они придумывают разные варианты возврата части потраченных по карте средств через баллы, бонусы и другие схемы. Например, банк «Уралсиб» возвращает 3% сумм, потраченных через карту (максимум 5 тыс. бонусных рублей в месяц), но только на счет мобильного телефона (оператор связи — любой). Впрочем, сегодня мобильные операторы предоставляют массу сервисов для оплаты разного рода услуг и товаров со счета мобильного телефона. Так что воспользоваться этими деньгами — не проблема.
Банк «Связной» за каждую покупку по всем своим универсальным картам расплачивается баллами по программе «Связной-клуб»: 1% стоимости покупок по обычным картам и 3% — по премиальным World MasterCard. Баллы можно использовать в качестве скидки в «Связном» и у других партнеров программы по принципу «100 баллов — 1 рубль скидки». Сегодня в списке партнеров около 20 розничных компаний. «Судя по статистике, баллы — это адекватная замена полноценному cash back, наши клиенты списывают почти половину накопленных баллов,— рассказывает зампред правления банка »Связной« Евгений Давыдович.— Косвенным свидетельством популярности начисления баллов могут служить результаты наших акций в рамках программы поощрения клиентов »Всегда 5!«, стартовавшей в январе 2012 года». По этой программе банк каждый месяц определяет категорию торгово-сервисных предприятий, за операции в которых клиенты получают пять баллов на потраченный рубль (5% стоимости покупки). «В период повышенного начисления баллов в определенной категории количество и объем трансакций значительно увеличиваются (в среднем на 20-40%). То есть клиенты следят за предложениями банка, им интересно накопление баллов как одно из преимуществ карты»,— говорит Евгений Давыдович.
Кредит Европа банк выпускает карту Megacard, на которую возвращается 1% (при расчетах собственными средствами) и 2% (при расчетах кредитными) трат в любых торговых точках мира — в виде бонусных баллов. Баллы можно потратить в магазинах, расположенных в ТЦ «Мега», по курсу 1 балл/1 руб.
Как отмечают банкиры, карты с функцией cash back заводят себе в основном очень внимательные клиенты, отслеживающие все предложения банков. Причем следить приходится не только за акциями банков, но и за тем, чтобы магазины отправляли в банк достоверные сведения. «Cash back начисляется автоматически по списку МСС (Merchant Category Code), утвержденному банком-эмитентом карты. В случае крупных платежей для полной уверенности в том, что кэшбэк будет начислен, надо поинтересоваться у продавца, какой МСС ему присвоил банк-эквайер. Некоторые торговые точки используют некорректные MCC. Хотя в абсолютном большинстве случаев МСС у продавцов корректные»,— предупреждает вице-президент ТКС Олег Анисимов.
Так или иначе, популярность карт с функцией cash back в нашей стране растет. Например, Ситибанк, который первым предложил карту cash back на российском рынке в 2007 году, за пять лет выпустил порядка 110 тыс. карт и вернул клиентам в качестве вознаграждения более 200 млн руб. А ВТБ 24, практикующий, как уже говорилось, повышенный cash back на определенную группу покупок, только за полгода возвратил клиентам 62,5 млн руб. Всего с мая 2010 года ВТБ 24 выпустил более 57 тыс. карт.
Карта с cash back если и не сделает вас богатым, то по крайней мере не будет обременительной: если тратить по карте ежемесячно хотя бы 10 тыс. руб., можно как минимум окупить затраты на ее годовое обслуживание. В случае с классическими картами это в среднем 600-900 руб.
Именно поэтому некоторые российские банки к идее карт с постоянно действующей функцией cash back относятся скептически. «За рубежом функция cash back на картах сначала была востребована, но со временем утратила привлекательность и превратилась в своего рода внутренний налог для банка-эмитента. В итоге продукт с cash back вместо стимулирования оборотов понижал маржу для банка. Да, карты с возможностью cash back помогают удержать клиента в банке, но цена такого удержания довольно велика. Поэтому мы придерживаемся схемы временных акций с cash back, поскольку это позволяет заинтересовывать клиентов в определенные сезоны»,— рассуждает начальник департамента по управлению портфелем и развитию пластиковых карт Кредит Европа банка Петр Попов.
Кроме того, внедрение cash back — очень сложная технологическая задача. «Реализация такого продукта требует со стороны банка большого уровня автоматизации процессов, что предполагает серьезный уровень капитальных вложений в программное обеспечение»,— говорит замначальника управления по работе с сектором розницы Абсолют-банка Антон Павлов.
В то же время преимущества, которые дают такие карты в борьбе за клиента, заставляют банки со всем вниманием относиться к вопросу внедрения функции cash back. Так, о намерении запустить в ближайшее время карты с cash back недавно заявили еще два крупных розничных банка: Юникредит-банк и ХКФ-банк. Причем последний обещает удивить рынок процентом возвращаемых средств.
Карты с функцией cash back
|
Интервью
Данил Иванилов, Grass: «Сейчас самое удачное время для запуска новых продуктов внутри страны»
Какие ниши производитель считает перспективными, как работает с различными каналами продаж и готов ли выпускать товары СТМ?