Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Быстрые деньги в обмен на низкие цены
Обычные отсрочки платежа в 30-45 дней, предусмотренные договорами, из-за кризиса увеличились до 60-90 дней. Так сети компенсирует свои проблемы с финансированием оборотного капитала, вызванные кризисом ликвидности. Страдают поставщики и производители: дебиторская задолженность высокая, а «живых» денег нет. Большая проблема, и почти одновременно появились две инициативы по ее решению. Входящие в топ-10 X5 Retail Group, «Виктория» и «Копейка» предложили поставщикам платить за продукцию раньше, но за комиссию в 0,16-0,25% от стоимости поставки за день. А губернатор Петербурга Валентина Матвиенко предложила определить максимальные сроки отсрочки на законодательном уровне, а также привлекать ФАС: «Недопустимо изымать оборотные средства с пищевых предприятий на 65-75 дней и не возвращать их за продукцию, которая продается за семь дней».
Процент за скорость. Эксперты находят разумными и первое, и второе предложения: если разделить розничные компании и производителей на разные группы по долговой нагрузке, размеру и характеру продукции. «У каждого крупного ритейлера есть 1-2 поставщика, как правило, небольших региональных, либо крупные с высоким уровнем долговой нагрузки, которые в текущий момент испытывают сложности с ликвидностью. Убыстрение возврата товарных кредитов ритейлерами – альтернативный путь получения наличных в сложный период для работы с банками, – полагает аналитик «Брокеркредитсервиса» Татьяна Бобровская. – Интересное предложение для пополнения оборотных средств, за это справедливо взимать некую плату».
В октябре торговая сеть уже «Магнит» предлагала своим поставщикам сократить отсрочку на месяц за дисконт на товары в 12%. Массового отклика предложение не нашло. «С такими условиями согласились лишь несколько небольших производителей», – рассказывает директор по связям с инвесторами «Магнита» Олег Гончаров. Аналитик «Открытия» Ирина Яроцкая полагает: «В декабре согласится больше. Осенью все было не так плохо, как сейчас. Тем более на этот раз речь идет не о баснословных 12%». Сейчас за погашение на 30 дней раньше срока сети просят 5-8% от суммы долга.
В Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) связывают предложение крупнейших ритейлеров с неоправданным повышением цен, которое наблюдается с начала сентября. «Эта мера помогла бы сдержать увеличение стоимости товаров на полках, – говорит глава АКОРТ Илья Белонский. - Уменьшая отсрочку платежа, сети вправе рассчитывать на получение дополнительных скидок от поставщиков. Доходность производителей в этой ситуации будет расти. Получая дисконт, ритейлеры протранслируют эти скидки и на цены на полках магазинов».
30 дней или ФАС. Стандартные условия выплат поставщикам зависят от срока оборачиваемости товаров – чем он короче, тем меньше отсрочка. «Для таких категорий товаров, как молочная или хлебная продукция, договоры предусматривают более быстрый возврат средств, – рассказывает Юлия Гончаренко из «Юнимилка». – Мы будем действовать на условиях существующих договоров. Для нас предложения, озвученные Х5, «Викторией» и «Копейкой», неприемлемы из-за низкомаржинального характера продукции. В то же время, именно молоко и хлеб обеспечивают высокий трафик продавцам».
В сегменте продуктов питания отсрочка оплаты не должна превышать 30 дней, полагают в группе «Черкизово». «А по таким категориям, например, охлажденной птице, некоторым видам колбас, и полуфабрикатам срок реализации не превышает 5-7 дней. Не вижу причин, по которым оплата должна задерживаться», – отмечает предствитель «Черкизово» Ирина Острякова.
«Предложение Валентины Матвиенко ограничить сроки – неплохое. Но для некоторых ритейлеров работа осложнится. Проблемы с ликвидностью испытывают не только производители, но и сектор торговли, – отмечает Татьяна Бобровская. – С одной стороны, это вмешательство в рыночные отношения компаний, но с другой это может стать действенной мерой – в период кризиса для поддержки определенных компаний реального сектора. По крайней мере, более эффективной, чем другие предложения законодателей, вроде установления минимальных цен».
Не для всех. Подводя итоги: предложение Валентины Матвиенко разумно, но лишь для топ-10 ритейлеров, получающих госфинансирование. Эта мера изначально должна была работать в две стороны. Во-первых, чтобы потребители не сталкивались с пустыми полками. Во-вторых, в качестве одного из каналов финансирования промышленных предприятий. Ограничивать все сети 30 днями отсрочки, означает начало кризиса в отдельно отрасли, как полагает Ирина Яроцкая: «С такими условиями могут справиться лишь крупнейшие сети: международные компании, типа Metro, «Ашана», либо ритейлеров, попавших в список на кредитование в ВЭБ, Сбербанке, а также лидеры в регионах. Распространение подобного регулирования на всех приведет либо к исчезновению с полок некоторых категорий продуктов, либо к заоблачному повышению цен – магазинам, чтобы отбить деньги и выплатить их в срок поставщику, придется существенно увеличить наценку». В тоже время, предложение сетей, попавших в список получателей госфинансирование, прямо противоречит целям, которые преследует государство при выделении им денег. И будет справедливым, если чиновники станут плотнее регулировать их отношения с поставщиками.
Ирина Доржиева журнал "Финанс"
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?