Декоративное изображение
8 880

Поделиться

"Букбастер" стал гипермаркетом

В апреле этого года в Москве торжественно открылся первый магазин «Букбастер» формата «гипермаркет». К концу 2009 года организация планирует открыть в России еще 5-7 магазинов сети.

Торговая сеть «Букбастер» — магазины, предлагающие своим покупателям широкий спектр товаров, связанных с проведением досуга, развлечениями и предоставлением информации на различных медианосителях. Сеть работает на российском рынке с 2006 года. Сегодня основной ассортимент, представленный на полка х магазинов сети, — это книги, видео, музыка, игры и периодическая печатная продукция. Кроме перечисленных основных товарных групп, покупателям предлагаются и дополнительные — товары импульсного спроса (продукты питания, табачные изделия, товары народного потребления), канцтовары, игрушки, сувениры, мелкая цифровая техника и товары для рукоделия.

Как указывалось на состоявшемся 21 апреля с.г. брифинге, посвященном открытию «Букбастера» формата «гипермаркет» в Москве рядом с м. Беляево, основная концепция работы сети — создание семейных медиамаркетов, ориентированных на продажу товаров для досуга и развлечений. На сегодняшний день торговая сеть «Букбастер» развивается в нескольких форматах: «Гипер», «Супер», «Городской», «Мини» (см. Таблицу 1).

Аудитория магазинов — покупатели с доходом средним и выше среднего. В связи с этим в ассортимент торговой сети в обязательном порядке включены «демократичные» товары по низким ценам.

«Комфортное пребывание покупателей в магазине в течение часа–полутора часов достигается за счет организации специальных зон для приятного времяпровождения. Это специальные места для чтения и прослушивания музыки (наушники, музыкальные центры и комнаты), места для просмотра фильмов (телевизоры и DVD-плейеры), места для доступа в Интернет, кафе и даже игровые зоны для детей», — рассказал «Современной торговле» пресс-секретарь сети «Букбастер» Константин Акопян. По его словам, комфорт в магазинах сети создается не как самоцель, а как средство для обеспечения дополнительных покупок.

Помимо совершения покупок, посетители магазина могут воспользоваться услугами поиска книг, прослушать диски, провести время в игровой зоне. «В магазинах создана легко понятная для покупателей система навигации. Стимулирование продаж осуществляется путем создания акцентного освещения и оборудования специальных промо-зон», — пояснил Акопян.

Новый гипермаркет «Букбастер» в Беляево, общей площадью более 1  000 кв. м, стал ярким примером воплощения концепции социально-значимого объекта. Медиамаркет организует ряд семейных мероприятий, тем самым, выступая в роли досугового центра. С этой целью в магазине созданы кружки, проходят концерты и автограф-сессии популярных исполнителей. Еженедельно в магазинах организуются детские интерактивные спектакли для юных посетителей.

Инвестиции в объект, по данным компании, составили 10 млн рублей. «Мы рассчитываем на то, что новый объект будет привлекать достаточное количество посетителей, — подчеркнул, отвечая на вопросы журналистов, генеральный директор торговой сети «Букбастер» Олег Степанов. — Проходимость крупных объектов у нас — от 800 до 2 000 человек в день. Для сравнения могу сказать, что проходимость продуктовых супермаркетов площадью 1  000–  500 кв м. в среднем составляет 3 000 человек в день».

По его словам, не смотря на отмеченное из-за кризиса падение посещаемости, количество совершаемых покупок не падает, а коэффициент «посетитель/покупатель», также как и средний чек, растет.

«Некоммерческое партнерство “Логос”, хоть и известно на рынке как в основном оператор рынка периодической печатной продукции, но с самого начала своего существования работало и с другими группами товаров интеллектуального досуга. Поэтому книги для нас — не новый вид продукции, — заявил, выступая перед собравшимися на брифинге, председатель координационного совета НПДП «Логос» Дмитрий Мартынов. По его словам, данный объект в компании был задуман достаточно давно, еще около пяти лет назад. И сегодня «Букбастер» это не книжный, и не мультимедийный магазин в чистом виде, а досуговый центр, где представлен широкий ассортимент товаров для интеллектуального и культурного досуга всех членов семьи. «Наша идея в том, что бы создать семейный объект интеллектуальных товаров районного масштаба. Что бы вся семья — от детей до бабушек и дедушек — могла, придя в наши магазины, найти что-то для души. Основная сложность данного концепта — это взвешенность ассортимента. Крайне необходимо, чтобы хороший выбор присутствовал во всех товарных группах, а сам магазин стал поистине досуговым центром для семейного отдыха», — прокомментировал Мартынов.

До конца 2009 года компания планирует открыть еще пять-семь новых магазинов. «Если будут предложены интересные большие площади по хорошим арендным ставкам, то можем открыть магазины в формате "гипер", — уточнил Олег Степанов. По его словам, финансирование проектов планируется осуществлять на заемные средства, а собственниками торговой сети являются участники НПДП «Логос» и «инвесторы из банковской сферы».

В настоящее время сеть «Букбастер» представлена 11 магазинами в Москве и Екатеринбурге. Дальнейшее развитие планируется в Санкт-Петербурге, Краснодаре, Иваново, Ярославле.

Оборот сети «Букбастер» в 2009 году, по прогнозам самой компании, увеличится в 2,5 раза и составит 400-450 млн руб. Отдельно стоит отметить, что в 2008 году один из медиамаркетов «Букбастер» стал лауреатом конкурса Комитета по телекоммуникациям и средствам массовой информации города Москвы «Лучший книжный магазин города Москвы».

Олег Степанов: Книга – неубиваема, в отличие от других форматов

На вопросы «Современной торговли» отвечает генеральный директор торговой сети «Букбастер» Олег СТЕПАНОВ:

– Олег, расскажите о сети «Букбастере» — с чего началась история сети и насколько она велика сегодня?

– Первый магазин был открыт в 2006 году. Это был книжный магазин. С тех пор изменился формат, концепция, основные товарные группы. Сейчас в сети 11 магазинов. В наших планах на 2009 год — открыть еще несколько. Два мы уже открыли в первом квартале. Сейчас мы только в начале развития, и за год оборот планируем удвоить.

– На какую аудиторию рассчитаны магазины сети?

– «Букбастер» торгует товарами для всех — от младенцев до пенсионеров.

Концепт наших магазинов основан на торговле четырьмя основными группами товаров: книги, кино, музыка, игры для приставок и PC. Кроме того, мы продвигаемся в сторону введения дополнительных групп товаров, связанных с проведением досуга: рукоделие, настольные игры, детские игрушки и т.п. Всего в формате гипермаркета мы размещаем до 150 тысяч наименований товаров.

— Какова политика развития сети «Букбастер» сегодня, с учетом кризиса на рынке? Будет ли компания выходить в регионы?

– Регионы с одной стороны, интересны по причине невысокой конкуренции и низкой стоимости площади. С другой, в условиях кризиса риск отсутствия денег у населения в регионе выше, чем в Москве. Но, тем не менее, сегодня мы внимательно рассматриваем бизнес-планы интересных проектов в регионах.

— Кого из существующих на рынке игроков вы считаете своими конкурентами?

– Все форматы, связанные с основными товарами нашей сети: «Союз», «Хитзона», книжные сети…

– Основной лозунг сети — досуговый центр. Что это за концепция и как она будет воплощаться технически?

– Идея витает в воздухе и частично осуществлена и на Западе, и в России в форматах магазинов, торгующих книгами и мультимедиа. Эти товары связаны с проведением досуга людей, поэтому логично, чтобы клиенты не только покупали товары для досуга, но и проводили досуг в магазине. Мы хотим довести плотность мероприятий в магазине до одного-двух в день. Спектакли, кружки, музыка, встречи с авторами, Интернет… Для этих целей в магазинах выделяются и соответственно оборудуются специальные зоны.

Без сомнения, сегодня мы проявляем повышенную по сравнению с конкурентами маркетинговую активность. Цель всех этих мероприятий — повысить посещаемость магазинов «Букбастер» и увеличить частоту покупок.

— У сети несколько форматов — чем они отличаются?

– Мы разделили магазины на несколько подформатов: «гипер», «супер», «городской», «мини». Это связано с используемыми площадями, ассортиментной матрицей, местами открытия. Например, «мини» (100 кв. м) открываем в транспортных узлах, крупных офисных центрах.

— С какими поставщиками вы сегодня работаете? И на каких условиях заключаются договора по основным позициям?

– Сейчас у нас более 200 поставщиков. Мы закупаем товары на совершенно разных рынках, с абсолютно разными условиями, различной сложившейся бизнес-практикой. Например, рынок книг локальный и высококонкурентный по поставщикам. А рынок игр для приставок олигопольный, с жесткими условиями, которые задают два глобальных производителя…

— Согласно данным аналитиков, более 50% решений о покупке принимается покупателем импульсивно, уже непосредственно на месте. В связи с этим реклама на местах продаж является одной из наиболее интересных для поставщиков товаров. Какова политика сети в этом направлении?

– Стоимость единицы товара на наших рынках невысока, срок жизни товара невелик, товар слабо брендирован, поэтому поставщики не платят за BTL акции, такой практики нет. Мы разработали инструменты продвижения, приоритетные и спецвыкладки, жестко нами нормируемые и контролируемые. Но мы сами выбираем товары, которые могут продаваться в больших количествах, которые «ложатся» в промозоны. Поставщики не платят за промо, поэтому не имеют возможности выбирать, какой товар рекламировать и продвигать. Надо только убедить сеть, что это будет очень хорошо продаваться.

— Какие советы, с учетом сегодняшней непростой экономической обстановки в стране, вы можете дать поставщикам?

– Два основных момента как для успешного, так и неуспешного сотрудничества. Сеть не должна нести риски непродажи товара. Сеть вынуждена делать высокую наценку, так как постоянное развитие требует постоянных рисковых вложений. Распределение долей риска непродаж, размер и условия скидок при поставке — это предмет переговоров поставщика и сети. С уверенностью скажу, что если переговоры выиграет поставщик, через некоторое время этого клиента на рынке не будет. В условиях кризиса убивать каналы продаж неправильно, лучше их оптимизировать, регулируя товарный запас и оборачиваемость.

— Каковы планы по развитию сети до конца этого года?

– Открыть шесть-семь магазинов. Но это будет осуществимо при условии наличия адекватных предложений. Сейчас никто не гонится за количеством, улучшаем качество.

— Каковы ваши прогнозы развития сетевого книжного ретейла в ближайшие годы?

– Мы не книжный ритейл. Книги — только треть в нашем ассортименте и площади. Но рынок знаю, поэтому скажу. Это стабильный локальный высококонкурентный рынок. В этом залог его здоровья: конкуренция заставляет брать качеством, а не масштабом, сама регулирует развитие рынка. Но в борьбе все хотят быть первыми, поэтому крупные игроки пытаются стать мейджорами, превратить рынок в олигопольный. Мы, как независимый ритейлор, ведем свою политику так, чтобы этому препятствовать.

Вой вокруг потери интереса к чтению, снижения культуры и т.п., это песня о том, что мы от Золотого века движемся в Железный. Всегда звучит и обратная песня прогресса. Только разные рынки попадают то в ту, то в другую песню. Сейчас рынок книг в первой песне, а, например, рынок мобильной связи — во второй. Но это все пена дней. Книге, как носителю информации, 2 000 лет, она неубиваема, в отличие от других носителей и форматов: CD, DVD, MP3, винила. Поэтому книжный рынок изменяется, но не схлопывается.

Учитывая вышесказанное, думаю, он и через десять лет останется среднеразмерным локальным рынком (в нынешних ценах около $3 млрд.). На сколько частей будет делиться? Не знаю, надеюсь, на много. Возможно, сегменты быстрооборачиваемой продукции рынка будут продаваться в основном через FMCG-каналы. А специализированная розница будет работать с нишевой литературой. Думаю, розница оснастится технологиями, позволяющими гибко предоставлять клиентам информацию, точнее реагировать на узкоспециальные запросы (Интернет-торговля заставит). Каким будет шарм книжного магазина? Не предскажу, но шарм должен быть, книги приятно покупать не на конвейере, т.е. не в FMCG-канале.

 

 

 

Таблица 1

Форматы магазинов сети «Букбастер»

Формат «Гипер»

Площадь от 1  000 до 2  000 кв. м. Ассортимент – 150  000 наименований товаров. В торговых центрах (в качестве якорного арендатора) и отдельных помещениях, с территорией покрытия от 150  000 жителей.

Формат «Супер»

Площадь от 400 до 1  000 кв. м. Ассортимент от 50  000 наименований товаров. В торговых центрах (в качестве якорного арендатора) и отдельных помещениях, с территорией покрытия от 50  000 жителей.

Формат «Городской»

Площадь от 200 до 400 кв. м. Ассортимент от 30  000 наименований товаров. В торговых центрах и отдельных помещениях. Магазины должны располагаться на существующих высоких потоках населения, созданных торговыми центрами или другими объектами в городе.

Формат «Мини»

Площадь от 50 до 150 метров. Ассортимент от 5  000 наименований товаров. В транспортных узлах и крупных офисных центрах. Магазины открытого или модульного типа. Представляют и торгуют медиатоварами «горячего спроса».

Подготовила

Евгения Трушина

Источник: журнал «Современная торговля» №/2009

Интервью

Декоративное изображение

Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»

Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами