Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Будет ли смысл кофейням открываться после локдауна?
Независимым кофейням сложнее, чем сетям. Но если карантин затянется, даже крупные игроки смогут дожить только до конца мая. О том, как сети пытаются поддерживать хотя бы какие-то продажи, сохраняют коллективы, ведут переговоры с арендодателями и чего ждут от скорого будущего, рассказали директор по развитию бизнеса Cofix Ирина Леонова и генеральный директор сети «Даблби» Александра Вантье на конференции «Кофейная индустрия в новых реалиях».
Фото: Sergey Zapotylok/shutterstock
Ирина Леонова, директор по развитию бизнеса сети Cofix
«К концу марта 2020 года в сети Cofix работало 198 кофеен, сейчас все они закрыли вход для гостей. Мы пытаемся сделать все возможное, чтобы бренд остался на рынке.
Недавно в тестовом режиме запустили услугу доставки. Специально для доставки сами разработали сумки, в которых можно сохранять кофе горячим и плотно упакованным.
Пока к услуге подключены 7 точек Cofix в Москве, доставка обеспечивает примерно 8% продаж, тем не менее это прорыв, ведь доставка кофе – новый опыт для рынка. Так надеемся поддержать связь со своими постоянными гостями.
В тренде потребления качественного кофе дома запустили проект Cofix at home – бесплатные видеоуроки приготовления различного кофе. Ведем переговоры с маркетплейсами и онлайн-ритейлерами о продажах на их платформах кофе в зернах и в капсулах под СТМ Cofix.
Стараемся удержать всех ключевых сотрудников, размер зарплат временно уменьшился, но персонал не сокращаем.
Более половины арендодателей пошли на полную отмену аренды на момент простоя и дали скидки на первый период после карантина.
Таким образом, обеспечена отмена аренды для 70% точек сети, и это очень большая помощь со стороны бизнеса.
При этом часть арендодателей все еще очень жестко настаивает на оплате, в основном это торговые центры. Переговоры ведутся, и, возможно, собственники ТЦ еще изменят свое мнение.
Аренда – основная статья наших расходов, и меры поддержки, принятые государством, – отмена 50% аренды и отсрочка 50% – мало чем помогут. Почему закрытая кофейня, не приносящая ни рубля дохода, должна платить 50% за аренду? На время карантина нужна полная отмена аренды. Но добиться этого теперь очень сложно, потому что арендодатели ссылаются на официальный документ.
Есть и позитивные ожидания, связанные с поддержкой государства: наши партнеры-франчайзи смогут получить субсидии правительства, покрывающие расходы в размере 1 млн руб.
Но пока неясно, как это будет реализовано, срок подачи документов на субсидию – до 1 июня, возможно, он будет продлен.
Выделение государственных средств на поддержание бизнеса очень небольшое, особенно в сравнении с другими странами. Отсутствуют компенсации людям, потерявшим работу.
В целом, меры вроде бы принимаются, но особой помощи мы не увидели. И если ограничительные меры карантина будут продлены, по моим ощущениям, любая сеть кофеен сможет выдержать максимум до конца мая».
Александра Вантье, генеральный директор сети «Даблби»
«Возврата к прежнему рынку не будет, мы уже живем в другой реальности, и надо научиться вести бизнес по-другому.
Сейчас работают порядка 18 кофеен сети «Даблби» в формате «кофейного окна» – только на вынос. Пространство реорганизовано таким образом, чтобы соблюсти все правила торговли в карантин. Запущено мобильное приложение с бесконтактной оплатой и доставкой. Этому предшествовала большая работа, начатая еще до карантина и ускоренная в связи с ситуацией.
Поставки кофе собственной обжарки сократились более чем на 60%, но еще остаются клиенты, продолжающие работать в карантин, – супермаркеты и некоторые региональные кофейни.
Мобилизовали ресурсы по развитию собственного онлайн-магазина, где продаются кофейное зерно, капсулы, чай и оборудование. Активизировали различные коллаборации – работаем с платформами «Яндекс.Еда», «Яндекс.Лавка», Ozon, «Кухня на районе».
Мы уже думаем о выходе из кризиса, учимся подстраиваться под любую ситуацию, стремимся быть максимально готовыми к тому, что локдаун продлится до июня.
Сетям, в отличие от независимых кофеен, выживать легче: есть инфраструктура, финансовая подушка безопасности. Поэтому, думаю, сети еще смогут продержаться полтора месяца, независимые кофейни – гораздо меньше, перед ними встанет вопрос – есть ли вообще смысл открываться?»
Виктория Максимова, Retail.ru
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?