В 2008 г. миру была продемонстрирована одна из наиболее успешных в истории кампаний по созданию глобального бренда. Предвыборные действия команды Барака Обамы можно считать наглядным уроком для бизнеса. В награду Обама получил президентское кресло и огромный спрос на свои книги. Однако в рейтинг BrandZ, составленный Millward Brown Optimor (MBO) для Financial Times и охватывающий 100 ведущих брендов мира, Обама не попал: здесь оценивалась способность привлечь клиентов, а не избирателей.
Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Бренды пережили кризис
Три шага к цели |
Оценивая бренд, Millward Brown Optimor вычленяет нематериальную прибыль, приносимую брендированными продуктами, определяет вклад бренда в эту прибыль и, опираясь на данные опросов потребителей, прогнозирует прибыли, которые он будет приносить в будущем (потенциал бренда). |
увеличить |
увеличить |
Тяжелый год
Как бы то ни было, бренды чувствуют себя неплохо. Их оценки учитывают не столько функциональность товаров, сколько эмоциональную привязанность потребителей. Разрушить бренд, постоянно снижая качество продуктов и разочаровывая клиентов, можно, но это происходит не в одночасье. «Люди не распространяют свое недовольство на бренды, они возлагают вину на компании и их руководителей», — комментирует ситуацию в эпоху глобального кризиса гендиректор MBO Джоанна Седдон.
Многие из 15 брендов, впервые попавших в топ-100 (например, Pampers, Wrigley's, Visa, Nivea, KFC), были заметны долгое время, но сейчас в их развитии произошел прорыв, в ряде случаев благодаря работе на развивающихся рынках.
Компании с сильными брендами, продолжающие инвестировать в них, часто получают огромные преимущества. Это относится к классическим американским брендам вроде Coca-Cola и McDonald's, а в особенности к Google, который не просто снова занял 1-е место, но и увеличил отрыв от Microsoft до $40 млрд (см. рейтинги на стр. В2 и В4). «Мы знаем, что без потребителей мы не существуем, что доверие клиентов — одна из наших главных составляющих. Чтобы оставаться на вершине, нужно придавать своему бренду свежесть и удивительность», — говорит Лоррейн Тоухилл, руководитель глобального маркетинга Google. C этим соглашается Седдон: «Бренды, у которых дела идут по-настоящему удачно, не предписывают клиентам, что и как делать или думать, а предлагают какие-то элементы опыта, которые становятся своими для потребителя».
Сохраняющийся успех технологических брендов и падение доверия ко многим брендам из финансового и автомобильного секторов — одна из основных тем нынешнего рейтинга. Популярность смартфонов помогла Vodafone стать первым британским брендом, вошедшим в десятку самых дорогих в мире, а AT&T, в сети которого в США работает iPhone от Apple, повысить стоимость на 67%.
Развивающиеся бренды
Технологии — один из основных двигателей новых брендов и брендов из развивающихся стран. В этом году в топ-100 уже два российских бренда, и оба принадлежат операторам мобильной связи. МТС, бренд которой впервые вошел в рейтинг в 2008 г., поднялась с 89-го на 71-е место, а бренд «Вымпелкома» — «Билайн» дебютировал в этом году, расположившись сразу за конкурентом, на 72-м месте. «МТС и “Билайн” очень близки, фактически они идут вровень. У МТС больше абонентов, у “Билайна” чуть лучше финансовые показатели, например ARPU [средний счет на абонента]», — говорит Седдон. В своей отрасли оба бренда вошли в топ-10.
Российские бренды развиваются хорошо, но на их долларовую стоимость негативно повлияла девальвации рубля, добавляет Седдон. В частности, из-за этого «Балтика» опустилась с 15-го на 17-е место в секторе «Пиво» (см. стр. В6), бренд в долларовом выражении подорожал лишь на 4%. Однако «Балтика» все последние годы сохраняет самый высокий в отрасли показатель «вклад бренда», «потенциал бренда» в этом году у нее тоже выше всех.
Развитие российского пивного рынка помогло бренду Kronenbourg 1664, отмечают в МВО (интересно, что его стоимость выросла на 41%, составив $1,664 млрд). Продажи этого пива в России выросли на 35,4%, а вывод на наш рынок в 2008 г. Kronenbourg Blanc укрепил позиции бренда в секторе суперпремиум и способствовал росту мировых продаж (+75% в I квартале к аналогичному периоду 2008 г.).
«Лукойл» также пострадал от девальвации (-18%, $701 млн): из топ-10 в секторе «Моторное топливо» его вытеснил Repsol (см. стр. В5). Стоимость почти всех ведущих топливных брендов за прошедший год снизилась.
В целом бренды из развивающихся стран теснят конкурентов из стран развитых за счет как расширения бизнеса на национальных рынках, так и глобальной экспансии. Нигде эта тенденция не видна лучше, чем в финансовом секторе. Пострадавшие от кризиса западные компании, такие как Wachovia, Deutsche Bank, Merrill Lynch, UBS и AIG, вовсе исчезли из мирового рейтинга, а быстро растущий частный китайский банк China Merchants Bank ворвался в него, показав самый стремительный рост (168%) и заняв 80-е место.
Добрый старый бренд
Вместе с тем многие из ценных брендов по-прежнему принадлежат крупным западным компаниям, которые пользуются их узнаваемостью, чтобы вести экспансию, прежде всего на развивающихся рынках. Такие бренды, как Coca-Cola, Pampers, Nivea и KFC, уже стали своими в развивающихся странах в такой же мере, как и в развитых.
Ведущая шведская компания Hennes & Mauritz, третий по выручке одежный ритейлер в мире, относительно недавно начала активно выходить на развивающиеся рынки. Но постепенно она становится все более глобальным игроком, свидетельством чему стало, в частности, открытие в марте двух магазинов в Москве. Это позволило компании увеличить стоимость бренда H&M на 8% и обойти давнего лидера сектора Nike. Неделю назад H&M сообщила, что, несмотря на экономический спад в мире, откроет в этом году в разных странах 225 магазинов.
Использованы материалы FT
Михаил Оверченко Александр Силонов Ведомости
28.04.2009, №76 (2346)
Интервью
Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.