Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Божий дар и брызги шампанского
Александр КутищевМатериал распечатан с сайта: www.portalpr.ru
Харизма относится к тем явлениям, к которым трудно подобрать однозначное, универсальное определение и которые понимаются нами в большей мере интуитивно.
Что же такое харизма сейчас? По-прежнему ли мы понимаем ее как Божий дар – или кто-то считает, что и без заложенного таланта ее можно в себе «вырастить»? Помогает ли она вершить свои маленькие чудеса на выбранном поприще – в нашем случае деловом – или может навредить?
… Как айсберг в океане
Чтобы хоть сколько-нибудь четко представить себе структуру харизмы, надо помнить, что она имеет поверхностную и глубинную стороны. Поверхностная видна сотрудникам, партнерам и клиентам, это вершина айсберга, которая и призвана сверкать на солнце и привлекать внимание. Практически во всех несловарных определениях, с которыми мы столкнулись, сначала говорится о глубинной составляющей, а затем о поверхностной. Например, Ирина Козлова, руководитель компании «Технология чистоты» , считает, что «харизма – это мощная сексуальная энергия в сочетании с высоким интеллектом. Слияние этих качеств рождает личность, присутствие которой всегда заметно для окружающих. Это может быть мимолетный взгляд или очаровательная улыбка, неисчерпаемое обаяние и притягательность». Последние перечисленные черты и есть верхушка айсберга. Под ней – впечатляющих размеров основание, которое составлено прежде всего из умений. Бизнес-тренер, эксперт по стратегическому менеджменту Антон Калабин выделяет некоторые из них: «Рефлексия, умение слушать, выражать свои мысли, вести себя, как лидер, вычленять важные и не важные параметры и факты относительно целевых аудиторий». Виктор Башкин, управляющий партнер ТД «Финист» , добавляет сюда силу воли, развитое чувство юмора и то, что харизматики «не повторяют кумиров и авторитетов, а используют их для достижения поставленных задач». В харизме выделяются факторы длительного и быстрого действия. К первым относятся профессиональная компетенция, низкий сильный голос, уверенность в себе, умение признавать достойно свои недостатки и ошибки и брать на себя функции «защита», «обеспечение ресурсами», «распределение» и «целеполагание». Факторы быстрого действия (срабатывают моментально, действуют сильно, но очень не долго) – это высокий рост и физическое здоровье, дипломы, аттестаты и сертификаты, награды, знакомство с известными и/или влиятельными людьми, «связь с заграницей», резкие внешние отличия, необычные привычки, экзотическое хобби и т. д.
Благоприятная среда
Но не стоит думать, что обладание харизмой с Вашей стороны уже открывает все двери и позволяет развернуть людей на любое количество градусов. Представьте, что Вы пришли руководить коллективом, в котором половина (а то и больше) сотрудников – сами харизматики, просто у них нет каких-то амбиций, позволивших бы им стать управленцами. Коса, как говорится, пришла к камням. В таком случае придется полагаться не только на собственное «очарование», но и на умение работать с каждым человеком, учитывая его индивидуальные черты.
Полезно будет знать главные характеристики людей, легко подпадающих под влияние харизматичного лидера, а следовательно – хороших сотрудников. Эти характеристики систематизировал еще Фрейд. Во-первых, у человека должно быть развито чувство общности, коллективизма, некоего братства. Во-вторых, периодическое или постоянное ощущение человеком трудностей или даже опасностей, перед которыми все равны. В нашем случае это в первую очередь профессиональные риски. В-третьих, такой человек должен идентифицировать руководителя как своеобразного «отца», строгого, но справедливого. В-четвертых, он должен признавать за лидером какие-либо выдающиеся способности, которых у него нет, и не просто признавать, но и чувствовать что-то вроде восхищения, желания подражать. Взаимосвязан с этим и со вторым пунктом последний: наличие у сотрудника несколько сниженной самооценки, неуверенности в своих силах.
Вопросы агрономии
Теперь что касается «агрономии», а именно – можно ли харизму в себе вырастить? Виктор Башкин полагает, что нельзя: «Это или есть, или нет от природы. Можно, конечно, имитировать, но результатов-то не будет. Как и любая имитация, будет смотреться жалко».
Кстати, согласно статистике, проведенной западными учеными, наличие лидерских и харизматических черт в характере человека напрямую связано с… тембром его голоса. Нетрудно заметить, что у многих известных успешных людей он низкий и приятного тембра. Что, конечно же, никак не исключает из ряда харизматиков женщин. За тембр голоса отвечает мужской половой гормон тестостерон, так вот замечено, что в организмах бизнес-леди он как раз превышает среднестатистические показатели. Что же, выходит, как ни крутись, останешься пленником собственной физиоологии и все дело в каком-то гормоне? Слишком просто…
Ирина Козлова считает, что от природы у нас есть все, надо только это найти в себе и развить: «Бог дает при рождении каждому человеку множество даров, и харизма является зернышком, которое можно вырастить в себе, как любой другой талант. У кого-то эти способности заметны с рождения, у кого-то пробуждаются под влиянием жизненных обстоятельств и перемен».
Антон Калабин отмечает, что воспитать в себе харизматичность только на первый взгляд кажется неподъемной задачей. Если же разложить харизму на составляющие, то развитие каждого качества по отдельности уже не кажется столь трудным. Единственное, повышать свою харизматичность имеет смысл лишь в том случае, если хочется самому управлять собственной жизнью и более эффективно добиваться целей. Если же этих целей нет, то не нужна и харизматичность, быть зависимым в большинстве случаев гораздо удобнее и спокойнее. Правда, и «брызги шампанского» тогда окатывать будут тоже крайне редко.
К фонтанам из шампанского
Но «брызги шампанского», думается, однозначно, нужны любому руководителю, и последнего закономерно волнует, что именно может дать ему харизма не как «очей очарованье», а как инструмент. По мнению Ирины Козловой, «преимущество харизматического управления в том, что для многих руководителей это возможность избавиться от исполнительских функций, заняться стратегией развития и ее воплощением, то есть стать руководителем в прямом смысле этого слова. При этом харизматичный управленец дает возможность подчиненным самостоятельно искать пути решения задач, которые формулируются в самом общем виде». Вспоминается сказанное Антуаном де Сент-Экзюпери, который еще только на заре формирования категории «топ-менеджер» в ее современном понимании сказал: «Если вы хотите построить корабль, не стоит созывать людей, чтобы идти в лес валить деревья, распиливать их и сшивать полученные доски. Вместо этого научите их мечтать о море».
Эти слова французского летчика-писателя-гуманиста заставляют вспомнить о размышлениях Макса Вебера. Он разделял понятия «харизматичная личность» и «харизматичный лидер». По его мнению, «харизматичный лидер» — это изначально эгоист, добивающийся только своих личных вершин. Для такого человека фраза «цель оправдывает средства» звучит вполне нормально. Примеры в истории долго искать не приходится. А вот «харизматичная личность» — это уже более «повернутый» к другим людям тип, способный на участие, на бескорыстность, на человечность в конце концов. Вот и выбирай теперь, кем становиться.
Если после всего сказанного в этой статье кому-то показалось, что теперь только взрасти в себе харизму и вперед к светлому будущему, предостережем: всегда надо помнить о чувстве меры. Иначе можно так «завлиять» своих сотрудников, что они, научившись мечтать о море, бросятся не в лес за стройматериалом, а прямо в волны – вплавь. А там, где айсберги, – вода холодная, как бы компания не утонула.
Впрочем, не станем заканчивать пессимистично. Как известно, если сильно захотеть, можно в космос полететь. А грамотно использовать заложенное в себе – тем более.
Обсудить тему и высказать собственное мнение можно на нашем форуме.
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?