Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных
7 136
Поделиться
Большой и маленький ритейл: где лучше?
От «магазина у дома» до гипермаркета
Давайте сначала разберемся, какие, собственно, форматы бывают. Здесь и далее речь пойдет о секторе FMCG – магазинах, продающих так называемые товары ежедневного спроса, к которым, в том числе, относятся и продукты питания. В нашей стране их принято называть товарами народного потребления (ТНП), но это не совсем правильно. В СССР к ТНП относили все товары, которые приобретались для личного потребления, а не производства другой продукции. Однако сейчас термин ТНП фактически стал синонимом FMCG, т.е. обозначением относительно недорогих товаров, которые быстро продаются и спрос на которые есть всегда – пищевые продукты, алкоголь, моющие средства, средства личной гигиены, косметика и т.п.
Итак, самый близкий и доступный магазин для городского жителя – это «магазин у дома», то есть тот, который находится в шаговой доступности, в пределах микрорайона. Как правило, «магазин у дома» имеет небольшую площадь (100-250 кв. м) и обычно не отличается большим разнообразием товаров (чаще всего количество вариантов одного товара не превышает 4-5, а по некоторым позициям может составлять и 1-2). При этом там в обязательном порядке продаются товары, входящие в «потребительскую корзину». Согласно данным компании INFOLine, представленным на сайте www.retail.ru, к этому формату относятся такие магазины как «Седьмой Континент», «Квартал», «Утконос», «Магнолия» и другие. Количество магазинов у дома, относящихся к ТОП-90 ритейлеров FMCG, как сообщает INFOLine, за первое полугодие 2011 года выросло на 88 и составило порядка 1776 магазинов по всей России.
Еще одной разновидностью магазинов сектора FMCG является дискаунтер (магазин эконом-класса). Его площадь – такая же, как у первой категории, или несколько больше (может достигать 300-400 кв. м). Количество дискаунтеров, входящих в ТОП-90 ритейлеров FMCG, за первое полугодие 2011 года выросло на 813 объектов и составило порядка 9384. Сюда можно отнести магазины «Пятерочка», «Дикси» и другие.
Супермаркет представляет собой более крупный формат. Площадь таких магазинов составляет от 1000 кв. м, а ассортиментный ряд может насчитывать до 25 тысяч единиц. Количество супермаркетов, входящих в ТОП-90 ритейлеров FMCG, за первое полугодие 2011 года выросло на 73 объекта и составило 1647 по России.
Самый крупный формат – это гипермаркет. Его площадь начинается от 5000 кв. м; при этом ассортимент насчитывает 40-150 тыс. наименований, а непродовольственные товары занимают 35-50% в общем объеме реализуемой продукции. Всего за 1 полугодие 2011 года количество гипермаркетов стране увеличилось на 15 и составило 484 объекта. Сюда можно отнести магазины «Ашан», МЕТRО Cash & Carry, «Карусель», REAL и другие.
Отдельно стоит выделить торговые точки палаточного типа, которые, как правило, торгуют определенным видом продукции, – молочными, мясными или хлебными изделиями, овощами и фруктами и т.п. Некоторые из них также являются частью сетей.
Карьерный рост – или пешком до работы?
Что русскому хорошо, то немцу – смерть, гласит русская поговорка. Вот и с плюсами и минусами дело обстоит примерно также. «Для одной категории соискателей важными критериями при поиске работы являются четкая структура компании, точные задачи, планы, возможность проявить инициативу, перевыполнять план продаж и быстро продвигаться по карьерной лестнице. Для других же главное – стабильная заработная плата, отсутствие переработок и близость работы к дому. Понятно, что первые скорее выберут для работы супер – или гипермаркет, а вторые – магазин шаговой доступности или дискаунтер», – поясняет Алена АШИХМИНА, консультант по подбору персонала компании «АНКОР Бизнес решения» в Новосибирске.
В маленьком магазине, где часто отсутствует менеджмент среднего звена, а линейный персонал подчиняется напрямую управляющему магазином, перспектив для карьерного роста гораздо меньше, чем в супер – и гипермаркетах, в которых присутствует довольно разветвленная структура. У сотрудника, пришедшего в супер – или гипермаркет на стартовую позицию, вероятно, будет несколько направлений, в которых он сможет расти – по горизонтали или по вертикали. «Если говорить о крупных иностранных и российских компаниях, то в них переход с одной ступени на другую происходит в среднем за два-три года. Нам известен пример, когда сотрудник, придя в одну из таких компаний в 2005 году продавцом-консультантом, уже в 2010 году был назначен руководителем гипермаркета», – делится опытом Алена Ашихмина.
Что касается мелкой розницы, то карьерный рост сотрудников часто бывает стихийным – сотрудника могут повысить, например, при увольнении предшественника, поэтому о планировании карьеры в таких магазинах говорить трудно. Это подтверждают и представители ритейлеров. По словам Екатерины БЫСТРОВОЙ, директора по персоналу формата «Классические гипермаркеты» АШАН Россия, карьерный рост в компании возможен в среднем после двух лет работы. Однако это среднестатистическая цифра, а на практике бывает, что он происходит гораздо быстрее. И здесь очень многое зависит от личных качеств сотрудника.
В сетях, состоящих из небольших торговых точек, карьерный рост, казалось бы, невозможен: куда расти, если единственный сотрудник точки – это ты сам? Но на практике всё может сложиться иначе
Как рассказала Елена КАЮМОВА, директор по персоналу торговой сети «Избёнка», специализирующейся на молочной продукции, четыре из пяти управляющих торговыми точками, в подчинении каждого из которых находится примерно по 15 точек, «выросли» из продавцов-консультантов сети. Конечно, здесь нет такой массовости, как в гипермаркете. Но при активном развитии подобной сети занять менеджерскую позицию также можно через 1-2 года работы.
Оплата и соцпакет
Что касается заработных плат и социального пакета, тут тоже многое зависит от величины, – и не только магазина, но и величины и «раскрученности» сети. «По нашим наблюдениям, доходы управляющих в иностранных и федеральных сетях существенно выше, чем у руководителей «магазина у дома». Эта разница в отдельных случаях достигает 50%», – говорит Алена Ашихмина. Размер социального пакета также отличается. Да и индексация заработных плат в крупных сетях происходит более регулярно и централизованно.
Так, в «АШАНЕ» пересмотр размера заработных плат происходит ежегодно и, кроме того, выплачиваются индивидуальные премии по результатам работы каждого сотрудника. В соцпакет, вне зависимости от занимаемой должности, входит полис ДМС для сотрудников и их детей, компенсация обедов, бесплатная униформа и компенсация расходов на дорогу до работы. Также каждый сотрудник компании участвует в системе распределения улучшенных результатов и имеет возможность стать акционером компании.
Но зависимость размера вознаграждения от величины магазина или торговой сети не носит обязательный характер. Далеко не всегда небольшие торговые сети предоставляют своим работникам худшие условия, чем ритейлеры-гиганты. Например, по словам Елены Каюмовой, заработная плата продавцов составляет 30 тысяч рублей плюс процент от продаж. Помимо положенного по ТК РФ соцпакета, компания компенсирует своим сотрудникам стоимость проезда.
По данным исследования кадрового центра «ЮНИТИ», в июле этого года средняя заработная плата продавца-консультанта в Москве составила чуть меньше 23 тысяч рублей (на начало года цифра составляла немногим меньше 27 тысяч), администраторы торгового зала зарабатывают в среднем 28 тысяч рублей (с января их заработная плата практически не изменились), а заработок управляющих магазинов немного превышает 46 тысяч рублей (в начале года эта цифра приближалась к 47 тысячам).
Среди почти 6 тысяч вакансий в сфере розничной торговли ТНП, размещенных на сайте www.job.ru (данные по России), более трети – вакансии продавцов и их разновидностей (продавцов-консультантов, продавцов-кассиров и т.п.). При этом предлагаемая заработная плата по 73% вакансий находится в пределах от 10 до 30 тыс. рублей, по 13% вакансий предлагаемая оплата труда – менее 10 тыс. рублей, по 10% – от 30 до 50 тыс. рублей, и по 4% – от 50 тыс. рублей.
Светлана ЧЕРКАСОВА, JOB.RU
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?