Декоративное изображение
5 538

Поделиться

Боевое искусство ценообразования Казахстана

Предвестником глобального кризиса стал рост цен на продовольствие в 2007 году. Пиковых значений ценовые индексы достигли летом 2008-го, кризис, как все помнят, разразился осенью того же года. Сейчас мы наблюдаем похожую картину (см. «Вышел кризис из тумана…»). Ценовая волна не обошла Казахстан в седьмом году, накрывает нас и сегодня.

В Алматы продавцы в ответ на возмущенные замечания покупателей о ежедневно растущих ценах на продукты чуть ли не извиняются: «Не мы ставим цены, хозяева…» Сама же хозяйка одного из магазинчиков «у дома» жаловалась на то, что высокие цены отбивают покупателей, приходится все время уменьшать ассортимент: кроме продуктов первой необходимости — хлеба, молока, яиц, масла, крупы — люди почти ничего не покупают. Ее субъективные ощущения подтверждаются статистическими данными. В январе-феврале увеличился объем розничной торговли более чем на 10% по сравнению с тем же периодом прошлого года. При этом две трети в структуре розничного товарооборота приходится на непродовольственные товары. Они же стали в основном двигателем розничного товарооборота — реализация непродовольственных товаров увеличилась на 13,4%, продовольственных — лишь на 6%.

Продукты дорожают не только в Алматы. Как сообщают СМИ, в Усть-Каменогорске сразу на 20 тенге выросла цена килограмма гречки (с 380 до 400 тенге), манная крупа подорожала со 150 тенге до 182. Стали дороже макароны, молочные продукты. Причем стоимость пачки творога, например, подросла сразу на 100 тенге. Речь уже не идет о почти незаметном росте цен на 2—5 тенге.

Цены сорвались с цепи

Кроме объективных причин удорожания продуктов — роста мировых цен, а также неурожая в странах — основных производителях сельхозпродукции, в том числе и в самом Казахстане, по мнению директора Центра макроэкономического анализа и прогнозирования (ЦМАП) Сары Алпысбаевой, необходимо учитывать и второстепенные. В их числе она называет продолжающуюся общемировую тенденцию роста цен на зерно, вызванную сокращением сельхозугодий в связи с эрозией почв и одновременно с этим продолжающийся стабильный рост населения планеты. К тому же все больше людей из развивающихся стран увеличивают свой уровень жизни и переходят на более дорогостоящую пищу, на которую уходит больше сельхозпродукции. Еще одна причина, по словам эксперта, создание Таможенного союза, что упростило перемещение товаров через границы Казахстана, России и Белоруссии. «Так как цены на сельскохозяйственную продукцию в Казахстане ниже, чем в России, в приграничных районах спрос стимулировался массовым наплывом российских перекупщиков, а за повышением спроса следует повышение цен», — заключает г-жа Алпысбаева.

Если в январе 2010 года высоким уровнем инфляции за месяц (1,4% против 0,3% годом раньше) Казахстан был обязан росту цен на коммунальные услуги, то в конце прошлого года и начале нынешнего наибольший вклад в индекс потребительских цен (ИПЦ) внесли продукты питания. С начала текущего года они подорожали больше чем на 5%, в годовом выражении — на 13%. За январь-февраль инфляция выросла на 3,2%, а ее годовой уровень уже превысил прогнозируемое Нацбанком максимальное значение на 2011 год (8%) и составил 8,8%.

Глава Нацбанка Григорий Марченко не исключает, что прогноз по инфляции будет повышен. Причина — рост цен на продовольствие. Согласно исследованиям ЦМАП в случае продолжающегося роста мировых цен на энергоносители и продовольствие темпы роста инфляции в Казахстане могут выйти за пределы установленного Нацбанком и правительством коридора и достичь 8,5—9,2%. Вместе с тем аналитики ЦМАП считают, что влияние монетарных факторов и курсовой политики будет иметь ограниченный характер.

Тем не менее центробанк пытается влиять на инфляцию через рычаги монетарной политики. С 9 марта повышена ставка рефинансирования Нацбанка на 0,5 п.п. — с 7 до 7,5%. Правительство со своей стороны пытается также влиять на цены, задействовав весь имеющийся у него арсенал методов. Административные «держать и не пущать» в нем преобладают.

Выше потолка не прыгнешь

Силовое влияние на ценообразование было опробовано еще в 2007 году. Тогда резко подскочили цены на самое необходимое — хлеб, муку, подсолнечное масло. Люди сметали эти товары с прилавков, опасаясь дальнейшего подорожания. Дошло до того, что, как призрак из прошлого, возникли объявления «хлеба нет». Обидно, что все это происходило на фоне рекордного урожая — Казахстан собрал 22 млн тонн зерна в бункерном весе. Местные исполнительные органы где убеждением, а где и принуждением заставляли торговцев держать цены хотя бы на продукты первой необходимости.

В 2010 году, когда рост цен на продовольствие оказался не просто сезонной прихотью, а системой, акимы вновь пошли «в народ» — контролировать цены на социально значимые продукты питания, перечень которых правительство утвердило в марте прошлого года.

Контроль цен сверху практикуется до сих пор. На прошлой неделе Агентство по защите конкуренции (АЗК) сообщило о том, что товарные интервенции, которые проводят актиматы, позволили стабилизировать цены на социально значимые продукты в ряде регионов. В пресс-релизе АЗК утверждается, что в Кызылординской, Карагандинской, Жамбылской, Костанайской и Южно-Казахстанской областях благодаря вмешательству местных властей цены на социальные продукты снизились на 20—30%.

Акиматы стремятся влиять на цены и через снижение стоимости аренды торговых мест, санитарно-ветеринарные услуги и т.д. В Алматы уже несколько лет в выходные дни выделяются площадки, где идет торговля сельхозпродукцией без посредников, а значит, и по более низким ценам.

«КазАгро», Зерновой союз, Союз зернопереработчиков и хлебопеков Казахстана заключили меморандумы с акиматами нескольких областей об обеспечении пшеницей. Цель — не допустить рост цен на самый ходовой формовой хлеб первого сорта.

Одним словом, правительство озадачило акиматы, а те уже, кто как может, держат цены. Теперь делать это будет легче. К принятому 26 января 2011 года закону «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам регулирования торговой деятельности» правительство подготовило проект постановления с правилами установления пороговых значений розничных цен на социальные продукты. Предельные цены согласно этому документу будут вычисляться по сложной формуле, где учитываются средневзвешенная цена, норма рентабельности, НДС, средний уровень ИПЦ по этому виду товара и другие параметры. Комиссия правительства до 31 декабря будет утверждать пороговые значения цен на предстоящий год отдельно для каждой области, города, районного центра, Астаны и Алматы с разбивкой по кварталам.

В этом году государство, как обычно, поможет сельскому хозяйству — ГСМ и деньгами. Однако субсидирование будет также увязано с ценами на продукты. «В конечном итоге мы должны видеть эффект. Когда продаются продукты питания, все говорят: не вмешивайтесь — это рынок, а субсидирование все просят. Но эти вещи, по крайней мере на территории Казахстана, должны быть жестко взаимоувязаны», — распорядился премьер Карим Масимов на заседании правительства в начале марта. В общем, назад — к регулированию.

Больше сажать, лучше растить

Цены могут подчиняться диктату, но недолго. Как считает директор центра экономического анализа «Ракурс» Ораз Жандосов, способов удержания цен мало. «Все их можно разделить на административные и рыночные. Административные меры могут носить краткий характер. Если их применять долгое время, то у производителей пропадет стимул к расширению производства, а также увеличению импорта».

Подтверждение словам экономиста можно найти в истории. Когда в США в 1970-х годах столкнулись с резким ростом инфляции, первое, что они использовали — методы прямого регулирования цен. В 1971 году в стране был установлен централизованный контроль за ценами. Это действительно способствовало стабилизации экономической ситуации в краткосрочном периоде. Но очень скоро выяснилось, что такое регулирование снижает инвестиционную активность, а как следствие и деловую, и значит, сдерживает рост экономики. В 1974 году от прямого регулирования цен отказались. В дальнейшем в стране старались использовать больше методы косвенного регулирования цен. А прямой контроль применялся в основном в отношении монополий.

Этот пример наглядно показывает опасность, которую таит в себе прямой контроль над ценами — он снижает инвестиционную привлекательность регулируемых отраслей, следовательно, сдерживает их развитие и в результате может привести к сокращению производства продукции. Такой подход приносит плоды только как краткосрочная мера, от которой желательно как можно быстрее отказаться.

Сара Алпысбаева считает, что, кроме законодательного ограничения роста цен на социально значимые товары, государство должно обеспечить достаточные запасы продуктов питания. Но это имеет смысл, если еще и пресечь недобросовестную конкуренцию, сговоры на продовольственном рынке и устранить излишние цепочки перекупщиков.

Независимый ученый Магбат Спанов скептически оценивает установление предельных цен. «Государство должно регулировать, но кто определяет, какой должна быть предельная надбавка? Это должны определять спрос и предложение», — уверен он.

Единственный путь, считают многие эксперты, в том числе и г-н Спанов, повышать эффективность сельского хозяйства. В начале 1990-х в Казахстане был взят курс на развитие фермерских хозяйств, крупные товарные хозяйства большей частью перестали существовать. «Но, например, в Центральном, Северном, Восточном, Западном Казахстане фермерское хозяйство не может быть товарным, не хватает ресурсов, техники, инвестиций и так далее. Мы не можем даже ввести в оборот те площади, которые были в советское время. Тогда обрабатывалось почти 40 миллионов гектаров, сейчас примерно 21 миллион», — считает экономист. И добавляет, что страны, которые показывают сегодня хорошие темпы роста, начинали с реформ в сельском хозяйстве.

«Эксперт Казахстан» №11 (302) / 21 мар 2011

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами