Реклама на retail.ru

Декоративное изображение

Мы в соцсетях

Декоративное изображение
6 002

Поделиться

Бизнесмены - группа риска

Теория общественно полезных преступлений

В минувшем году после непродолжительного затишья судебное преследование бизнеса развернулось с новой силой. Несмотря на декриминализацию отдельных экономических статей Уголовного кодекса, предпринимателей в России как сажали, так и сажают. Согласно статистике, за последние 10 лет с риском возбуждения против них уголовного дела столкнулись 16 % бизнесменов.

«В проводимых проверках против предпринимателей статью УК о незаконной предпринимательской деятельности можно смело включать в первую тройку по «популярности», — отмечает Олег Сухов. — Парадоксален тот факт, что состав такого «общественно опасного деяния» состоит на 90 % из действий, которые никому не причиняют ущерба. Напротив, успешная предпринимательская деятельность экономически полезна, влечет увеличение национального дохода и предоставляет дополнительные рабочие места. Но помогать в легализации честного бизнеса у нас не принято, проще «закрыть». Так, в последнее десятилетие две трети компаний, принадлежащих осужденным бизнесменам, прекратили свою деятельность, а около 2 миллионов человек осталось без работы».

«Статьи – вещь произвольная»

Формулировки российских законов настолько свободны, что до сих пор непонятно, кому они дают больше прав. То, что прямо не запрещено, не всегда оказывается разрешенным, а получение прибыли как основная цель коммерческого предприятия согласно ГК РФ в уголовно-правовой трактовке может оказаться наказуемым корыстным интересом. Некоторые деяния попадают одновременно под уголовную и административную ответственность, но бывают и более экзотичные случаи. Так, например, в Татарстане бизнесмен был осужден за деяние, законность которого была подтверждена ранее Высшим Арбитражным судом.

 

 

«В настоящее время по статье «Присвоение и растрата», которой по праву можно отдать второе место в рейтинге по делам бизнесменов, в заключении находится предприниматель, который «растратил» прибыль собственного предприятия на нужды этого же предприятия в электрификации. А мошенничество так и вовсе является любимой статьей органов правопорядка, ибо для нее не нужен даже потерпевший. И несмотря на все попытки бизнесменов перевести подобные дела в разряд частно-публичных, в которых должен появиться потерпевший, такие инициативы пока безуспешны, — комментирует адвокат Олег Сухов. — К слову, наемных сотрудников тоже нынче брать на работу опасно. Если верить тексту одного из приговоров, бухгалтер «устроилась на работу и согласилась совершать вместе с генеральным директором преступление, для чего окончила курсы повышения квалификации и стала главным бухгалтером, после чего они с генеральным директором образовали преступную группу». Поэтому есть шансы, что термины «бизнес» и «организованная преступная группа» вскоре могут стать синонимами».

На кого работает коррупция

Под стражей в настоящее время находятся десятки тысяч предпринимателей, как правых, так и виноватых. С сожалением приходится констатировать тот факт, что бизнес в атмосфере страха развивается плохо. Поэтому бизнесмены, осознавая, что, даже соблюдая закон, могут попасть в опалу, стараются заранее выстраивать дружественные отношения с властями. По оценкам специалистов, коррупционные издержки приводят к тому, что предприниматели вынуждены увеличивать наценки на свою продукцию.

Тем не менее даже взятки не дают гарантии полной защищенности бизнеса. Пока предприниматель платит одним, его конкурент уже договаривается с другими о стоимости возбуждения уголовного дела. В настоящее время более 98 % уголовных дел возбуждается по инициативе сотрудников полиции. Не зря говорят, «чтобы угробить бизнес, сегодня даже не обязательно сажать». Достаточно проверок, обысков, арестов и иного административного давления.

Примерно пятая часть бизнесменов заявляет, что готовы покинуть страну по причине правовой незащищенности. По мнению адвоката Олега Сухова, корни проблем сегодня уходят в две основные причины. «Во-первых, это устаревшее законодательство, часто устанавливающее несоразмерную уголовную ответственность за деяния, не имеющие общественной опасности. Во-вторых, отсутствие доверия к правоохранительной системе со стороны населения, и, как следствие, стремление органов правопорядка создать видимость работы и показать количество выявленных преступлений, пренебрегая качеством. Именно поэтому пресечение уголовно-правового управления экономикой столь важно для развития предпринимательства в России», — заключает адвокат Олег Сухов.

  Олег Сухов,

Юридический центр адвоката Олега Сухова

Retail.ru

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами