Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Бизнес вопреки, или Как отучить людей покупать
Начать свой бизнес Людмилу Булавкину заставила десница божья.
Сначала на работе – в соцсети «Одноклассники» – случилось ответственное мероприятие, для которого нужно было нарядиться, а платья оказались в гардеробе одной лишь Булавкиной, причем, было их несколько десятков – в результате все девочки поехали в гости и нарядились у нее.
Через несколько дней Людмила натолкнулась в интернете на заметку о сервисе RentTheRunway.com, который позволял брать напрокат через интернет дизайнерские платья за 10% их стоимости. Классная идея, подумала Булавкина.
А еще через несколько дней ее сократили – буквально в один день. «Одноклассников» купила Mail.ru Group, ну и решила упразднить маркетинговый отдел, который Людмила возглавляла. Она говорит, что ее «упразднили с любовью». Так у нее образовался небольшой стартовый капитал.
Знакомые всегда говорили Булавкиной, что с ее темпераментом ей надо делать что-то свое. Но прежде она всегда отвечала, что надо, конечно, но страшно очень. Настало время о страхах забыть.
Через год после старта RentTheRunway.com обрабатывал около 10 000 заказов в неделю, выручка превысила $6 млн, и росла так, что еще за год грозила увеличиться втрое. В России ничего подобного не существовало. А Людмилу Булавкину устроила бы и десятая доля этого успеха. Разве могло что-то пойти не так?
Дорогой, у меня пустой гардероб
Первый месяц Людмила Булавкина не знала, за что хвататься: то ли срочно делать сайт, то ли искать шоу-рум, то ли налаживать связи с поставщиками. Безумных идей было слишком много, и она поняла, что ей нужен партнер, который твердо стоит на земле. Таким партнером стала Наиля Замашкина, менеджер Mail.ru, с которой они в свое время познакомились в поезде Москва–Воронеж, отправившись на Российский интернет-форум.
Подруги собрали на проект около миллиона рублей. На эти деньги особенно не разгуляешься, поэтому они решили адаптировать бизнес-модель RentTheRunway к здешним реалиям. Американцы формировали ассортимент платьев, покупая их у модных домов. Авторы российского Look100 решили сделать ставку на частные коллекции: по замыслу, москвички должны были сдавать в аренду свои личные платья, получая 50% от стоимости аренды. Идея казалась блистательной.
«У каждой девушки есть платья, которые не носятся, потому что перестали подходить по размеру, разонравились, вышли из моды, – говорит Наиля Замашкина. – При этом, если заговорить о новом, мужчина всегда может сказать: посмотри, сколько у тебя висит».
Благодаря Look100 девушка могла бы избавляться от этих платьев и говорить: дорогой, у меня пустой гардероб. Нечего надеть! И еще при этом доход получать.
Подруги подсчитали, что даже 10 контрактов на аренду в день делают бизнес-модель проекта страшно привлекательной, ведь основные издержки – это просто аренда шоу-рума (50 000 рублей), зарплата консультанта (20 000) и химчистка (1300 за вещь).
Look100 заработал в октябре 2011 года с 70 платьями в коллекции (20 отдала Булавкина, 30 подруги купили, еще 20 собрали по знакомым). Десяти контрактов в день не было, но от трех до шести уже в декабре сервис получил. Людмила Булавкина использовала все свои навыки по продвижению и связи, приобретенные за время корпоративной карьеры. Про сайт писали женские журналы. Look100 стал фэшн-партнером «Премии Рунета» и одной из конференций Microsoft.
За декабрь Look100 заработал около 200 000 рублей. Не только спрос оказался меньше ожидаемого, но и средний чек – люди выбирали платья за 30 000 рублей, что приносило проекту по 3000 рублей.
Однако даже такие скромные результаты внушали оптимизм. Ведь большую часть расходов удалось сократить: фотографы и модели, необходимые для съемки платьев, работали за портфолио, сайт сделали Булавкиной по дружбе за спасибо. Получилось, что уже через пару месяцев после запуска проект показал прибыль.
Можно было бы и дальше радоваться, если бы после Нового года Look100 не опустел.
Укус бешеной стрекозы
За январь Look100 заключил 2 контракта, в феврале столько же – закончился сезон новогодних корпоративов, потребность в аренде вечерних платьев исчезла. «Вы не пытались застрелиться?» – спрашиваю я. «Нет. Мы пытались снизить издержки и найти другой шоу-рум», – отвечает Людмила Булавкина.
Она переехала в угол в бизнес-центре, а через две недели ей позвонили с «Первого канала» и заявили, что хотят сделать про Look100 сюжет, ведь у нее такой роскошный шоу-рум – имелся в виду тот, из которого фирма съехала. «Приезжайте», – сказала Людмила.
Она говорит, что этот звонок стал для нее «укусом бешеной стрекозы». С «Первого» позвонили в 16:00 в четверг. Съемки назначили на 9 утра субботы. За сутки Булавкина собрала все вещи, наврала арендодателям, что отправляется на выставку, чтобы не терять времени на бюрократию, и вернулась на прежнее место, изрядно повеселив тех же самых грузчиков, которые недавно помогали ей съехать.
Эпизод с «Первым каналом» помог Look100 оптимизировать расходы еще лучше, чем угол в бизнес-центре. На прежнем месте Булавкина объединилась с ателье, разделив с ним площадь, снизив расходы на аренду и зарплату продавца в сумме до 20 000 рублей.
«Начав свое дело, я научилась ценить тысячу рублей, – говорит Булавкина. – Когда ты экономишь 5000 на зарплате продавца, в год получается 60 000. Начинаешь чувствовать ценность денег по-другому».
Прежде она сто раз покупала контекстную рекламу, но когда на нее надо потратить не чужие, а свои 30 000 рублей, ощущения совершенно другие, добавляет Людмила.
В семье мнения разделились. Муж сделал своими руками ремонт в шоу-руме, подарил ей на день рождения красивую вывеску и говорил, что надо подождать не меньше года. Мама все время твердила: «Закрой, закрой, закрой». Однако к 8 марта народ снова потянулся в Look100 – в день заключалось до трех контрактов. Однако к августу продажи снова упали почти до нуля.
На круг получилось, что проект держится где-то на грани окупаемости, и теперь надо придумывать что-то, чтобы вывести его на новый уровень.
Чего ломитесь к нам со своими копейками
Подруги решили, что ставка на личные коллекции себя не оправдывает – сейчас в Look100 около 300 платьев, их принесли знакомые знакомых. Тех, кто заполняет анкету на сайте и приносит свой гардероб, оказалось катастрофически мало. Да и большинство из них предлагает платья, которые не подходят в коллекцию.
Look100 нужно, прежде всего, радикально увеличить ассортимент. Для этого нужны инвестиции или партнерство с ритейлерами, у которых есть большие остатки нераспроданных старых коллекций. Последние месяцы Наиля и Людмила отрабатывают оба варианта.
Многообещающих переговоров с ритейлерами было проведено немало, однако они ни к чему не привели. «В результате, как правило, люди приходят к выводу: если это выгодно, надо делать самим, а не в партнерстве с каким-то стартапом, – говорит Замашкина. – А если нет, то и возиться с этим не стоит. Впрочем, может быть, мы просто полезли к слишком уж большим компаниям. У них средний чек настолько велик, что наш им показался ничтожным. Чего ломитесь к нам со своими копейками?»
Получается, остается только один вариант: поиск инвестора, чтобы купить платья и вложиться в шоу-румы в проходных местах. И Look100 нужно найти его быстрее, чем модные дома или онлайн-ритейлеры разглядят новую перспективную бизнес-модель, которая позволяет оптимизировать работу с остатками нераспроданных коллекций.
Взрывного роста, как у RentTheRunway, у сервиса онлайн-аренды платьев в России не получилось. Но, по правде, и заработать срочно миллион долларов не было целью. Людмиле Булавкиной просто хотелось сделать свой проект, который будет приносить ей радость. И это получилось – эту радость ей приносят даже неудачи. Ведь когда тратишь в своем деле тысячу рублей, ощущения другие, но и когда зарабатываешь – тоже. Осталось только придумать, как сделать так, чтобы Look100 встал на ноги.
«Я мало думала о деньгах – только когда они кончались, – говорит она. – Одной из первых клиенток у меня была беременная девушка. Она обошла кучу магазинов, но ничего не нашла: живот мешал что-то подобрать. И когда она с третьей попытки нашла у нас, что искала, по-моему, я была счастливее, чем она. У меня чуть ли слезы не лились».
Почему не получилось так красиво, как в Америке?
1. Стартовые инвестиции создают «тягу», без них трудновато Фонд Bain Capital вложил в RentTheRunway на старте $1,7 млн, потом был привлечен еще $31 млн. Look100 запустился «на свои». Деньги позволили американцам обеспечить своему сервису большой ассортимент и контракты с крупнейшими модными домами.
2. Look100 потратил время, пытаясь изобрести свою бизнес-модель Отсутствие инвестиций заставило вносить коррективы в стратегию – вместо того, чтобы заключать договоры с модными домами, как сделал проект RentTheRunway, Look100 сделал ставку на частных владельцев, предложив им сдавать свои платья в аренду. Желающих оказалось недостаточно.
3. Спрос на услугу оказался ниже, чем в США У американок в гардеробе три толстовки, пять маек и джинсы – это создает высокий спрос на аренду платьев, притом, что отношение к секонд-хенду в Штатах вполне лояльное. В России девушки хоть и любят наряжаться, но предпочитают иметь свое и не любят экономить. Секонд-хенд по-прежнему не в чести.
4. Высокие цены сдерживают взрывной рост Необходимость сразу зарабатывать на не сформированном спросе и делиться прибылью с владельцами платьев вынудила авторов держать довольно высокие цены. RentTheRunway в среднем предлагает 4 дня аренды за 10% от розничной цены. Купив оптом платье за $500, RentTheRunway зарабатывает на каждой аренде $100 – пять клиентов окупают вложения, при хорошем обороте это происходит за два месяца. Look100 сделал ставку на сдаче в аренду вещей из личных коллекций: 50% нужно отдавать владельцу. Поэтому Look100 берет те же 10% за сутки, но минимальный срок аренды двое суток, то есть аренда платья для праздника обходится на деле клиентам Look100 в 20% стоимости платья. По сравнению ценами офлайн-прокатов для свадеб (до 50% от цены платья) цена по-прежнему привлекательная, но, возможно, недостаточно, чтобы сделать товар массовым.
Максим Котин, Slon.ru
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?